Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание. Теоретические основы..pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТРЕССОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1 Понятие профессионального стресса
1.2. Понятие профессионального выгорания
1.3. Профилактика профессионального стресса и выгорания
ГЛАВА 2 ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ, МЕТОДОВ И ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Описание выборки исследования
2.4. Математико-статистические методы обработки данных
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Анализ результатов методики «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана)
3.2. Анализ результатов методики определения психического выгорания (А. А. Рукавишников)
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Проблема профессионального стресса персонала различных организаций, возникающего в ходе трудовой деятельности, в настоящее время приобретает все большую актуальность в связи с напряженным ритмом жизни, возросшей конкуренцией, повышенным требованием к качеству жизни и труда, неспособностью выносить повышенные профессиональные нагрузки. Профессиональный стресс представляет собой особое функциональное состояние организма человека, обусловленное воздействием нервно-эмоциональных нагрузок и характеризующееся повышенной активацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления.
Устойчивый профессиональный стресс, в свою очередь, ведет к формированию синдрома эмоционального выгорания, при котором полноценная деятельность и активная жизненная позиция работника подменяется апатией и безразличным отношением к своей деятельности, влияя на психическое и соматическое здоровье специалиста, качество его работы, профессиональные взаимоотношения с другими сотрудниками, клиентами, а также на его личную жизнь, нередко провоцируя возникновение алкогольной и наркотической зависимости, а иногда и на суицид [28].
Тем не менее, механизмы, инициирующие формирование профессионального стресса и синдрома эмоционального выгорания, еще полностью не изучены. Одни исследователи считают, что главными в этом процессе являются личностные критерии, другие – причины, связанные с воздействием профессиональной среды, что отражается и в специфике общего методологического подхода к взаимоотношению личности и профессии [20].
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей профессионального стресса и профессионального выгорания.
В соответствии с актуальностью выбранной темы и целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- изучить особенности профессионального стресса;
- дать общие представления о профессиональном выгорании;
- рассмотреть методы профилактики профессионального выгорания;
- провести экспериментальное исследование взаимосвязи проявлений профессионального стресса и профессионального выгорания.
Объектом исследования настоящей курсовой работы является психология профессиональной деятельности.
Предметом исследования явились профессиональный стресс и профессиональное выгорание.
Гипотеза исследования: выраженность проявлений профессионального стресса влияет на уровень профессионального выгорания сотрудников.
В данной курсовой работе использовался теоретический (анализ данных доступной литературы) и экспериментальный (проведение экспериментально-психологического тестирования) методы исследования.
Базой экспериментального исследования явилась коммерческая компания, работающая в сфере телекоммуникации в г. Иваново. В проведенном исследовании приняли участие 15 менеджеров обоего пола (3 мужчин и 12 женщин) в возрасте от 20 до 49 лет. С целью выявления уровня профессионального стресса и выгорания использовались следующие методики:
- методика «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана) [16];
- определение психического выгорания по методике А. А. Рукавишникова [25].
Теоретическую и методологическую базу представленной работы составили опубликованные научные труды отечественных авторов по вопросам психологии трудовой деятельности. Наиболее полно данная тема раскрыта в учебном пособии для сотрудников кадровых служб «Психологическая диагностика в управлении персоналом» [17] и в учебном пособии для вузов «Психология профессиональной пригодности» (В. А. Бодров) [2]. Кроме того, в качестве источников по выбранной проблеме использовался ряд других научных монографий и статей из научно-практических журналов.
Данная курсовая работа выполнена на 38 листах, состоит из введения, 3 глав, выводов, заключения и 29 источников литературы, содержит 2 приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТРЕССОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1 Понятие профессионального стресса
Концепция стресса была предложена канадским ученым Г. Селье в 1974 г. в работе «Стресс без дистресса». Согласно его определению, стресс (или адаптационный синдром) представляет собой феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразное повреждающее воздействие, которое в свою очередь называется стрессором [27]. Г. Селье выделил три стадии стресса:
- стадия тревоги;
- стадия резистентности (адаптации);
- стадия истощения.
Каждая из перечисленных стадий характеризуется своими физиологическими, психологическими и другими реакциями [9].
Стадия тревоги начинается с момента столкновения организма со стрессором и стремления адаптироваться к нему. Вторая стадия характеризуется адаптацией организма к новым условиям среды. Однако, если воздействие стрессора оказалось продолжительным, то через определенное время произойдет истощение ресурсов организма, что приведет к срыву адаптации и как следствие к развитию патологического процесса, который может завершиться смертью или болезнью индивида (стадия истощения).
Физиологические проявления стресса заключаются в первую очередь в изменении активности нервной и эндокринной систем, координационным центром которых является гипоталамус. При первичном эмоциональном возбуждении, возникающем при столкновении со стрессором, гипоталамус запускает нервно-гуморальную реакцию организма.
Профессиональный стресс в свою очередь представляет собой многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека [27]. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10): Z73: «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью».
Существует много классификаций профессионального стресса. Во-первых, принято разделение на информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс [3]:
- информационный стресс в структуре профессионального стресса представляет собой результат информационных перегрузок, возникающих в результате повышенной профессиональной мотивации, когда работник не справляется с задачей, не успевает ориентироваться в информационном пространстве и принимать необходимые решения;
- эмоциональный стресс в структуре профессионального стресса проявляется в ситуации угрозы, обиды, конфликта и т.д.;
- коммуникативный стресс в структуре профессионального стресса связан с проблемами делового общения в ходе профессиональной деятельности и может проявляться в конфликтном, манипулятивном поведении, неумении воспринимать и адекватно реагировать на критические замечания.
Согласно классификации Н. В. Самоукиной, в зависимости от причины профессиональный стресс можно разделить на [18]:
- профессиональный стресс достижения;
- стресс конкуренции;
- стресс, вызванный страхом совершить ошибку;
- стресс от несовпадения темпов общения работников и т. д.
Всю совокупность факторов, способных привести к развитию профессионального стресса, можно разделить на объективные (не зависящие от работника) и субъективные (влияние которых зависит от самого человека) [27].
К первой группе факторов можно отнести вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные обстоятельства, а также высокий темп деятельности (профессиональные спортсмены), длительность (дальнобойщики), высокая ответственность (авиадиспетчеры), нарушение ритма сна и бодрствования (профессии со сменным графиком труда) и т.д. При этом первоначально развивается биологический стресс, который впоследствии осложняется психологическим стрессом.
Субъективные факторы приводят к развитию межличностного и внутриличностного профессионального стресса [27]. Первые могут возникать при общении с вышестоящими должностными лицами, подчиненными и коллегами по работе (равностатусными коллегами), а также при контакте с сотрудниками конкурирующих организаций и т.д.
Внутриличностные стрессы можно разделить на следующие группы [15]:
- непосредственно профессиональный стресс – возникает вследствие нехватки знаний, умений, опыта, несоответствием между трудом и вознаграждением за него и т.д.;
- стресс личностного характера – обусловлен неспецифическими причинами, общих для работников разных профессий: неуверенность в себе, страх неудачи и проч.;
- стресс, связанный с плохим соматическим здоровьем работника.
Профессиональный стресс негативно влияет на производительность труда и трудоспособность персонала, трудовую мотивацию, увеличивается количество брака на производстве, возрастает уровень травматизма на предприятии или в организации.
Разработка проблемы профессионального стресса привела к появлению нового научного направления в психологии, которое получило название «Психология профессионального здоровья», которая представляет собой отрасль психологии, занимающуюся проблемами охраны здоровья персонала и превентивной работой с работниками организации.
Исследователи профессионального стресса утверждают, что это состояние возникает тогда, когда требования деятельности превышают психофизиологические и когнитивные ресурсы работника, что приводит к включению механизмов адаптивного поведения, основанные на поисковой активности и перестройке поведенческих трудовых стереотипов [14].
Стоит отметить, что проявления профессионального стресса зависит от индивидуальных особенностей личности работника, степенью информационной загрузки, степенью удовлетворенности трудом и т.д.
Выделяют несколько уровней проявлений профессиональных стрессов [18]:
- восприятие субъектом отдельных стресс-факторов или стрессовых ситуаций как отягощающих или затрудняющих успешное выполнение профессиональной деятельности, негативно сказывающиеся на качестве жизни и душевном комфорте;
- острые кратковременные, хронические, доминирующие стрессовые или постстрессовые состояния, которые в эмоциональной сфере проявляются в виде чувства тревоги, переживания значимости текущей ситуации, в когнитивной – восприятие угрозы, опасности и т.д.;
- симптомы устойчивых личностных и поведенческих деструкций и деформаций, когда накопившиеся последствия рабочих стрессов негативно сказываются на производительности, удовлетворенности трудом, на развитии личности субъекта труда и т.д.
Таким образом, профессиональный стресс имеет психологические и экономические последствия, заключающиеся в снижении производительности труда, работоспособности, психического и физического здоровья человека. Кроме того, этот вид стресса напрямую связан с организационными проблемами, нечеткими служебными обязанностями, маленькой заработной платой и неясной перспективой служебного продвижения.
1.2. Понятие профессионального выгорания
К профессиональным стрессам тесно примыкает явление, которое в различных источниках обозначается как «феномен профессионального выгорания», т.е. состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы [27]. Как правило, синдром профессионального выгорания характерен для профессий, характеризующихся длительными эмоциональными перегрузками (педагоги, психологи, врачи и т.д.). Данный феномен представляет собой многокомпонентный синдром, наиболее выраженными составляющими которого являются эмоциональная истощенность, деперсонализация и редукция профессиональных достижений [1].
В МКБ-10 «синдром выгорания» выделена отдельная нозологическая категория – Z73 (проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью) и шифруется Z73.0 – «выгорание» [29].
Установлено, что одним из факторов синдрома «выгорания» является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронизация [5,6]. При этом основными факторами хронического профессионального стресса [13]:
- ограничение свободы действий и использования имеющегося потенциала;
- монотонность работы;
- высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;
- неудовлетворенность социальным статусом.