Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание. Теоретические основы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профессиональное выгорание работников может быть обусловлено следующими причинами [15]:

  • перегруженность или незагруженность работой;
  • организационные перемены;
  • ролевая неопределенность и ролевой конфликт;
  • эпидемия психогенного заболевания;
  • истощение физических и духовных сил;
  • трудоголизм.

Маслач и Джексон выделяют следующие признаки синдрома профессионального выгорания [29]:

  • изменения в поведении (частые опоздания, утрата творческих подходов к решении профессиональных задач, низкая результативность и т.д.);
  • изменения в чувствах (утрата чувства юмора, постоянное чувство вины, неудачи, обиды и т.д.);
  • изменения в мышлении (упорные мысли оставить работу, низкая концентрация внимания, усиленная подозрительность и т.д.);
  • изменения в состоянии здоровья (нарушение сна, утомляемость, физическое и психическое истощение и т.д.).

Профессиональное выгорание представляет собой динамический процесс, который протекает в несколько этапов [10]:

  • нервное (тревожное) напряжение вследствие хронической психоэмоциональная атмосферы, повышенной ответственности и т.д.
  • резистенция (сопротивление), т.е. попытка оградить себя от неприятных впечатлений;
  • истощение психических ресурсов, вследствие неэффективности резистенции.

Как правило, специалист с признаками профессионального выгорания не осознает того, что с ним происходит, а испытывает растущее раздражение, напряжение, тревогу и т.д. Симптомы синдрома выгорания напоминают симптомы неврастении (постоянная усталость, снижение работоспособности, головные боли, снижение аппетита и т.д.) [10]. В группу риска развития данного синдрома входят следующие категории работников [11]:

  • работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места (люди старше 45 лет, внешние консультанты и т.д.);
  • работники, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт, в связи с работой (женщины, разрывающиеся между работой и семьей, мужчины, работающие в условиях жесткой конкуренции и т.д.);
  • работники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми (консультанты, медицинские работники, педагоги и т.д.);
  • работники, вынужденные проявлять свою эффективность в новой непривычной обстановке (молодые специалисты и т.д.);
  • жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.

Все симптомы профессионального выгорания можно разделить на три основные группы [11]:

  • психофизиологические (ощущение эмоционального и физического истощения, синдром хронической усталости, астения, нарушение сна и т.д.);
  • социально-психологические (безразличие, скука, частые «нервные срывы», чувство неосознанного беспокойства и т.д.);
  • поведенческие (безразличие к результатам труда, опоздания, снижение энтузиазма, злоупотребление алкоголем и т.д.).

Нередко встречается профессиональное выгорание целых организаций, которое проявляется в том, что у подавляющего большинства сотрудников присутствует внутреннее физическое или эмоциональное состояние с одними и теми же симптомами, а также одни и те же формы поведения («эффект массового эмоционального заражения»).

Формами проявления профессиональных стрессов являются:

  • депрессии;
  • агрессивность по отношению к коллегам;
  • нежелание выходить на работу, прогулы;
  • большое количество брака продукции;
  • излишняя нагрузка на работе;
  • гиперответственность, и как следствие – конфликт с подчиненными и др.

Таким образом, синдром профессионального выгорания формируется постепенно (напряжение, резистенция, истощение) и для каждого этапа характерны определенные признаки. Последствия выгорания достаточно серьезны, и проявляются во всех сферах: на физическом, эмоциональном и когнитивном уровне, на уровне межличностных отношений с коллегами, клиентами и семьей.

1.3. Профилактика профессионального стресса и выгорания

Процесс профилактики синдрома профессионального стресса и выгорания имеет три основных аспекта [26]:

  • социальный (создание средовых общественных условий, которые предотвращают психический травматизм сотрудников);
  • медицинский (психогигиенические просвещение, саморегуляция, дыхательная гимнастика и т.д.);
  • психологический (постановка значимых целей, психологическая готовность к стрессам и т.д.).

Методы профилактики профессионального стресса и выгорания принято делить на групповые (на уровне организации) и методы профилактики на уровне личности [24].

Можно выделить следующие методы управления профессиональным стрессом на уровне организации:

  • социальная поддержка;
  • психологические тренинги;
  • программы оздоровления;
  • методики релаксации;
  • методики отреагирования;
  • психологическое консультирование.

Осуществление профилактики профессионального выгорания специалистов может осуществляться при выполнении следующих условий [8]:

  • не оставаться долгое время один на один со своей профессиональной или личной проблемой, обращаться за помощью, советом к коллегам, психологу, психотерапевту;
  • создавать общую дружескую атмосферу поддержки и взаимопонимания в коллективе;
  • постоянно делиться своим опытом и проблемами с профессиональным сообществом, общаться в профессиональной сфере;
  • осознавать процесс работы, своё участие в нем, наращивать профессиональные качества, осуществлять рефлексию своего опыта переживаний, обусловленных профессиональной деятельностью;
  • посещать обучающие проекты по преодолению выгорания и развивающие программы, направленные на осознание и раскрытие своего творческого потенциала, повышения ощущения самоэффективности.

Профилактика профессионального стресса и выгорания на уровне личности представляют собой психологическую гигиену, которая является обязательной для любого сотрудника организации.

При этом профилактика профессионального стресса осуществляется по четырем основным направлениям [26]:

  • освобождения от иррациональных установок и суждений;
  • выработка позитивного мышления;
  • опора на принципы психологической саморегуляции;
  • овладение способами психологической защиты от стрессов.

Иррациональные установки (установки долженствования, оценочные установки и т.д.) приводят к нарушениям в эмоциональной сфере.

Под позитивным мышлением понимают мышление, приводящее к радости. Для его формирования необходимо чаще концентрировать внимание на внешних объектах, а не собственных ошибках и неудачах, сменить негативную цель на позитивную и т.д. [12].

К основным принципам саморегуляции относятся [12]:

  • отвлечение от стрессовой ситуации;
  • умение расслабляться (релаксация, ауторегуляция дыхания и т.д.);

Кроме того, принято выделять первичную (удаление или уменьшение стрессоров, действующих на рабочем месте) и вторичную (меры, ослабляющие влияние проявлений симптомов стресса у работников) профилактику проявлений профессионального стресса и выгорания [24].

Таким образом, профилактика развития профессионального стресса и выгорания личности позволяет сохранить профессиональное здоровье сотрудников, т.е. свойство работника сохранять требуемые психофизиологические качества, обеспечивающие высокую работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности и восстанавливать утраченные функциональные резервы в заданном лимите времени существующего режима труда и отдыха.


ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1:

  1. Профессиональный стресс – это многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.
  2. Профессиональное выгорание – состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.
  3. Процесс профилактики синдрома профессионального стресса и выгорания имеет три основных аспекта: социальный, медицинский и психологический.

ГЛАВА 2 ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ, МЕТОДОВ И ПРОЦЕДУРЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Описание выборки исследования

Согласно данным литературы, профессиональная деятельность менеджеров сопряжена со стрессами, длительное течение которых приводит к возникновению синдрома профессионального выгорания [22]. Возникающие в работе менеджеров профессиональные стрессы могут приводить к крайне негативным последствиям как для самого работника, так и для организации в целом [23].

Обозначенные особенности профессионального стресса и выгорания менеджеров определили выбор контингента для экспериментального исследования в настоящей курсовой работе.

В проведенном исследовании принимали участие 15 менеджеров обоего пола (3 мужчин и 12 женщин) в возрасте от 20 до 49 лет (средний возраст – 28,5±6,3 года, средний стаж в организации – 2,7±0,86 года) одной коммерческой организации, работающей в сфере телекоммуникационных услуг г. Иваново.

В ходе беседы с респондентами было выявлено, что они предъявляют жалобы на повышенную раздражительность (33,3 %), беспокойный сон (20,0 %), утомляемость (20,0 %).

2.2. Методы исследования

Экспериментальное исследование в данной курсовой работе было направлено на выявление взаимосвязи выраженности профессионального стресса и уровня профессионального выгорания менеджеров телекоммуникационной компании.

Исследование проводилось в несколько этапов:

  1. подбор адекватных методик для решения поставленных задач и выбор контингента для проведения исследования;
  2. проведение исследования по выбранным методикам;
  3. анализ полученных результатов и формулирование выводов.

Определение выраженности профессионального стресса у менеджеров, принявших участие в экспериментальном исследования, осуществлялось при помощи методики «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана) [16].

Определение психического выгорания осуществлялось по методике А. А. Рукавишникова [25].

2.3. Процедура исследования

Проведение экспериментального исследования осуществлялось в отдельном кабинете. Менеджерам объяснялась цель исследования и особенности применяемых экспериментальных методик.

Полученные результаты использовались при написании данной курсовой с добровольного согласия менеджеров, принимавших участие в экспериментальном исследовании.

Методика «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана) предназначена для диагностики профессионального стресса сотрудников организации. Опросник состоит из 15 вопросов, на которые предложено 5 типов ответов [16]:

  • никогда (1 балл);
  • редко (2 балла);
  • иногда (3 балла);
  • часто (4 балла);
  • практически всегда (5 баллов).

Бланк опросника представлен в Приложении А.

Обработка полученных результатов заключается в подсчете количества набранных баллов. При этом минимальное количество набранных баллов – 15, максимальное – 75. Чем выше полученный балл, тем выше уровень профессионального стресса менеджеров, принявших участие в экспериментальном исследовании.

Методика определения психического выгорания (А. А. Рукавишников) предназначена для интегральной диагностики психического «выгорания», включающей различные подструктуры личности респондента [25].

Менеджерам, принявшим участие в экспериментальном исследовании, было предложено ответить на ряд утверждений, касающихся чувств, связанных с их работой. Вопросы теста предполагают следующие типы ответов:

  • часто (3 балла);
  • обычно (2 балла);
  • редко (1 балла);
  • никогда (0 баллов).

Данная методика включает три шкалы:

  • психоэмоциональное истощение (ПИ) – процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми;
  • личностное отдаление (ЛО) – специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми;
  • профессиональная мотивация (ПМ) – уровень рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания.

Бланк методики представлен в Приложении Б.