Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Теоретические основы гендерных различий проявлений профессионального стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы по главе 1

  1. Изучение стресса и системы адаптации к нему основано на системном подходе к данной проблеме, базой которого являются представления о целостности, психосоматического единства человека.
  2. Профессиональный стресс имеет психологические и экономические последствия, заключающиеся в снижении производительности труда, работоспособности, психического и физического здоровья персонала, занятого определенным видом деятельности.
  3. В основе реагирования мужчин и женщин на профессиональные стрессогенные обстоятельства лежат противоположные тенденции, обусловленные биологическими и полоролевыми различиями в системах, адаптирующих организм к стрессу.

ГЛАВА 2. Описание выборки, методов и процедуры исследования

2.1. Описание выборки исследования

Педагоги относятся к категории группы повышенного риска развития нарушений здоровья. Согласно данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60 % представителей этой профессии [12]. У тренерско-педагогического состава детско-юношеских спортивных школ также повышенная стрессогенная нагрузка, обусловленная специфическими условиями труда спортивных тренеров (высокая степень ответственности и эмоциональной вовлеченности, коммуникативная насыщенность, частая смена успехов и неудач и т.д.) [17].

Обозначенные особенности профессионального стресса тренерско-педагогических работников определили выбор контингента для эксперементального исследования в настоящей курсовой работе.

В проведенном исследовании принимали участие 8 тренеров (4 мужчины и 4 женщины Спортивной школы №12. Характеристика испытуемых представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Характеристика выборки студентов различных специальностей, принявших участие в исследовании

№ п/п

Тренер

Возраст

Стаж

Вид спорта

мужчины

1

Б-ов А. В.

20 лет

3 года

футбол

2

В-ев Д. В.

28 лет

9 лет

дзюдо, самбо, баскетбол

3

К-ук А. В.

27 лет

9 лет

футбол

4

М-ов В. В.

38 лет

28 лет

дзюдо, самбо

женщины

5

Б-ва Н. Н.

40 лет

33 года

легкая атлетика

6

Б-ва Е. В.

42 года

28 лет

баскетбол

7

К-ва Н. Г.

32 года

13 лет

художественная гимнастика

8

Б-рн Ж. В.

23 года

1 год

оздоровительная гимнастика


2.2. Методы исследования

Экспериментальное исследование в данной курсовой работе было направлено на выявление гендерных различий в проявлениях профессионального стресса у педагогического состава ДЮСШ, принявшего участие в экспериментальном исследовании.

Исследование проводилось в несколько этапов:

  1. подбор адекватных методик для решения поставленных задач и выбор контингента для проведения исследования;
  2. проведение исследования по выбранным методикам;
  3. анализ полученных результатов и формулирование выводов.

Определение выраженности маскулинных и феминных характеристик у контингента, принимавшего участие в исследовании, осуществлялось при помощи методики «Полоролевой опросник» (С. Бем) [22].

Выявление уровня организационного стресса у тренеров, принимавших участие в исследовании, проводилось по шкале организационного стресса (Маклин) [8].

2.3. Процедура исследования

Проведение экспериментального исследования осуществлялось в отдельном кабинете. Тренерам объяснялась цель исследования и особенности применяемых экспериментальных методик.

Полученные результаты использовались при написании данной курсовой с добровольного согласия тренеров, принимавших участие в экспериментальном исследовании.

В основе методики «Полоролевой опросник» (С. Бем) лежат представления об андрогении, т.е. сочетания традиционно женских и мужских черт, которые определяют варьирование поведения в зависимости от ситуации. Характеристики андрогинии личности формируют устойчивость к стрессам [22].

«Полоролевой опросник» позволяет определить психологический пол личности и выяснить степень маскулинности и феминности. Он состоит из 60 утверждений, с которыми можно согласиться или не согласиться («да»-«нет»), оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств.

Бланк опросника и ключ к нему представлен в Приложении А.

При совпадении ответа респондента с ключом начислялся 1 балл. Затем определяется показатель мускулинности (М) и феминности (F) методом деления количества набранных баллов по шкале мускулинности и феминности на 20.

Интерпретация результата заключается в вычислении индекса IS по формуле [22]:

IS = (F – M) Х 2,322.

При этом результаты интерпретируются так:


  • андрогинные установки (IS -1 ÷ +1) – нет четко выраженной мускулинной и феминной установки (в той или иной степени выражены обе черты);
  • мускулинные установки (IS ˂ -1), при индексе IS ˂ -2,025 говорят о ярко о ярко выраженных мужских чертах характера;
  • феминные установки (IS ˃ +1), при индексе IS ˃ +2,025 говорят о ярко выраженных женских чертах характера.

Шкала организационного стресса (Маклин) призвана оценить восприимчивость индивида к организационному стрессу, связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил [8].

Тренерам, принявшим участие в исследовании, было предложено ответить на 20 вопросов опросника, на которые были предложены следующие ответы:

  • «абсолютно верно (всегда)»;
  • «верно в большинстве случаев»;
  • «нечто среднее»;
  • «не совсем верно/скорее неверно»;
  • «абсолютно неверно (никогда)».

Бланк опросника для определения организационного стресса и ключ к нему представлен в Приложении В.

Интерпретация полученных результатов заключается в начислении респонденту от 1 до 5 баллов за ответ, совпадающий с ключом.

Чем меньше суммарный показатель организационного стресса, тем выше толерантность, а чем он больше, тем больше предрасположенность к переживанию дистресса и различным стресс-синдромам, например к риску профессионального выгорания и коронарных заболеваний.

При суммировании баллов получают индекс организационного стресса (ОС):

  1. ОС ˃ 50 баллов – высокая восприимчивость к организационному стрессу;
  2. ОС 49-40 баллов – средняя стресс-толерантность;
  3. ОС ˂ 39 баллов – высокая организационная толерантность к организационному стрессу.

2.4. Математико-статистические методы обработки данных

При проведении математико-статистической обработки полученных данных учитывался малый объем участников экспериментального исследования в группе мужчин и женщин – тренеров, что соответствует правилам непараметрической статистики (статистики малых выборок).

Математико-статистическая обработка полученных данных проводилась при помощи MS Excel 2013 (блок построения круговых и столбчатых диаграмм) и пакета программ STATISTICA 8.0 (блок непараметрической статистики – определение коэффициента корреляции Спирмена для анализа зависимостей).


Метод ранговой корреляции Спирмена применяется для изучение тесноты (силы) и направления корреляционной связи между двумя признаками [24].

ГЛАВА 3. Результаты исследования

3.1. Анализ результатов методики «Полоролевой опросник»

Как уже упоминалось, различные модели поведения у мужчин и женщин в условиях профессионального стресса во многом определяются мускулинными и феминными установками личности.

На рисунке 1 представлены полученные результаты методики «Полоролевой опросник».

Рисунок 1 – Результаты «Полоролевого опросника» (С. Бем) у тренерско-педагогического состава, принявшего участие в исследовании (в %)

На рисунках 2 и 3 представлены индивидуальные результаты участников экспериментального исследования по методике «Полоролевой опросник» (Приложение Б).

Рисунок 2 – Результаты «Полоролевого опросника» (С. Бем) у мужского тренерско-педагогического состава, принявшего участие в исследовании

Рисунок 3 – Результаты «Полоролевого опросника» (С. Бем) у женского тренерско-педагогического состава, принявшего участие в исследовании

Как видно из рисунка 1, у всех мужчин-тренеров обнаружен андрогинный тип. У двух женщин-тренеров (Б-ва Е. В. и Б-рн Ж. В.), принявших участие в исследовании также обнаружен андрогинный тип. У остальных двух – феминный тип (Б-ва Н. Н. и К-ва Н. Г.), причем у Б-вой Н. Н. выявлен ярко выраженный феминный тип (IS=2,58).

Таким образом, изучение психологического типа тренеров, принявших участие в исследовании, показало, что у большинства из них андрогинные установки (4 мужчины и 2 женщины), у двух женщин – феминный тип.


3.2. Анализ результатов методики определения уровня организационного стресса

На рисунке 4 представлены полученные результаты изучения уровня организационного стресса у тренерского состава, принявшего участия в экспериментальном исследовании.

Рисунок 4 – Результаты методики определения уровня организационного стресса у тренерско-педагогического состава, принявшего участие в исследовании (в %)

На рисунках 5 и 6 представлены индивидуальные результаты участников экспериментального исследования (Приложение Г).

Высокая восприимчивость

Средняя толерантность

Высокая толерантность

Рисунок 5 – Индекс организационного стресса у мужского тренерско-педагогического состава, принявшего участие в исследовании

Высокая восприимчивость

Средняя толерантность

Высокая толерантность

Рисунок 6 – Индекс организационного стресса у женского тренерско-педагогического состава, принявшего участие в исследовании

Как видно из рисунка 4, среди мужчин-тренеров двое (В-в Д. В. и К-ук А. В.) имеют среднюю толерантность к организационному стрессу, остальные двое (Б-ов А. В. и М-ов В. В.) – высокую. Четыре женщины-тренера (Б-ва Н. Н., Б-ва Е. В. и К-ва Н. Г.), принимавших участие в исследовании, имели среднюю толерантность, Б-рн Ж. В. – высокой.

Таким образом, у большинства тренеров (5 человек), принявших участие в исследовании, имели среднюю толерантность к организационному стрессу, у 3 тренеров – высокая. Высокой восприимчивости к организационному стрессу среди обследованных обнаружено не было.

3.3. Обсуждение полученных результатов

Как уже упоминалось, проявления профессионального стресса у индивида зависят от установок личности [14]. Методика С. Бем «Полоролевой опросник» позволяет определить психологический пол участников экспериментального исследования, который представляет собой совокупность черт, которые формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности.