Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Теоретические основы гендерных различий проявлений профессионального стресса).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы гендерных различий проявлений профессионального стресса
1.2. Понятие профессионального стресса
1.3. Гендерные различия проявлений профессионального стресса
ГЛАВА 2. Описание выборки, методов и процедуры исследования
2.1. Описание выборки исследования
2.4. Математико-статистические методы обработки данных
ГЛАВА 3. Результаты исследования
3.1. Анализ результатов методики «Полоролевой опросник»
3.2. Анализ результатов методики определения уровня организационного стресса
Выводы по главе 1
- Изучение стресса и системы адаптации к нему основано на системном подходе к данной проблеме, базой которого являются представления о целостности, психосоматического единства человека.
- Профессиональный стресс имеет психологические и экономические последствия, заключающиеся в снижении производительности труда, работоспособности, психического и физического здоровья персонала, занятого определенным видом деятельности.
- В основе реагирования мужчин и женщин на профессиональные стрессогенные обстоятельства лежат противоположные тенденции, обусловленные биологическими и полоролевыми различиями в системах, адаптирующих организм к стрессу.
ГЛАВА 2. Описание выборки, методов и процедуры исследования
2.1. Описание выборки исследования
Педагоги относятся к категории группы повышенного риска развития нарушений здоровья. Согласно данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60 % представителей этой профессии [12]. У тренерско-педагогического состава детско-юношеских спортивных школ также повышенная стрессогенная нагрузка, обусловленная специфическими условиями труда спортивных тренеров (высокая степень ответственности и эмоциональной вовлеченности, коммуникативная насыщенность, частая смена успехов и неудач и т.д.) [17].
Обозначенные особенности профессионального стресса тренерско-педагогических работников определили выбор контингента для эксперементального исследования в настоящей курсовой работе.
В проведенном исследовании принимали участие 8 тренеров (4 мужчины и 4 женщины Спортивной школы №12. Характеристика испытуемых представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Характеристика выборки студентов различных специальностей, принявших участие в исследовании
№ п/п |
Тренер |
Возраст |
Стаж |
Вид спорта |
мужчины |
||||
1 |
Б-ов А. В. |
20 лет |
3 года |
футбол |
2 |
В-ев Д. В. |
28 лет |
9 лет |
дзюдо, самбо, баскетбол |
3 |
К-ук А. В. |
27 лет |
9 лет |
футбол |
4 |
М-ов В. В. |
38 лет |
28 лет |
дзюдо, самбо |
женщины |
||||
5 |
Б-ва Н. Н. |
40 лет |
33 года |
легкая атлетика |
6 |
Б-ва Е. В. |
42 года |
28 лет |
баскетбол |
7 |
К-ва Н. Г. |
32 года |
13 лет |
художественная гимнастика |
8 |
Б-рн Ж. В. |
23 года |
1 год |
оздоровительная гимнастика |
2.2. Методы исследования
Экспериментальное исследование в данной курсовой работе было направлено на выявление гендерных различий в проявлениях профессионального стресса у педагогического состава ДЮСШ, принявшего участие в экспериментальном исследовании.
Исследование проводилось в несколько этапов:
- подбор адекватных методик для решения поставленных задач и выбор контингента для проведения исследования;
- проведение исследования по выбранным методикам;
- анализ полученных результатов и формулирование выводов.
Определение выраженности маскулинных и феминных характеристик у контингента, принимавшего участие в исследовании, осуществлялось при помощи методики «Полоролевой опросник» (С. Бем) [22].
Выявление уровня организационного стресса у тренеров, принимавших участие в исследовании, проводилось по шкале организационного стресса (Маклин) [8].
2.3. Процедура исследования
Проведение экспериментального исследования осуществлялось в отдельном кабинете. Тренерам объяснялась цель исследования и особенности применяемых экспериментальных методик.
Полученные результаты использовались при написании данной курсовой с добровольного согласия тренеров, принимавших участие в экспериментальном исследовании.
В основе методики «Полоролевой опросник» (С. Бем) лежат представления об андрогении, т.е. сочетания традиционно женских и мужских черт, которые определяют варьирование поведения в зависимости от ситуации. Характеристики андрогинии личности формируют устойчивость к стрессам [22].
«Полоролевой опросник» позволяет определить психологический пол личности и выяснить степень маскулинности и феминности. Он состоит из 60 утверждений, с которыми можно согласиться или не согласиться («да»-«нет»), оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств.
Бланк опросника и ключ к нему представлен в Приложении А.
При совпадении ответа респондента с ключом начислялся 1 балл. Затем определяется показатель мускулинности (М) и феминности (F) методом деления количества набранных баллов по шкале мускулинности и феминности на 20.
Интерпретация результата заключается в вычислении индекса IS по формуле [22]:
IS = (F – M) Х 2,322.
При этом результаты интерпретируются так:
- андрогинные установки (IS -1 ÷ +1) – нет четко выраженной мускулинной и феминной установки (в той или иной степени выражены обе черты);
- мускулинные установки (IS ˂ -1), при индексе IS ˂ -2,025 говорят о ярко о ярко выраженных мужских чертах характера;
- феминные установки (IS ˃ +1), при индексе IS ˃ +2,025 говорят о ярко выраженных женских чертах характера.
Шкала организационного стресса (Маклин) призвана оценить восприимчивость индивида к организационному стрессу, связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил [8].
Тренерам, принявшим участие в исследовании, было предложено ответить на 20 вопросов опросника, на которые были предложены следующие ответы:
- «абсолютно верно (всегда)»;
- «верно в большинстве случаев»;
- «нечто среднее»;
- «не совсем верно/скорее неверно»;
- «абсолютно неверно (никогда)».
Бланк опросника для определения организационного стресса и ключ к нему представлен в Приложении В.
Интерпретация полученных результатов заключается в начислении респонденту от 1 до 5 баллов за ответ, совпадающий с ключом.
Чем меньше суммарный показатель организационного стресса, тем выше толерантность, а чем он больше, тем больше предрасположенность к переживанию дистресса и различным стресс-синдромам, например к риску профессионального выгорания и коронарных заболеваний.
При суммировании баллов получают индекс организационного стресса (ОС):
- ОС ˃ 50 баллов – высокая восприимчивость к организационному стрессу;
- ОС 49-40 баллов – средняя стресс-толерантность;
- ОС ˂ 39 баллов – высокая организационная толерантность к организационному стрессу.
2.4. Математико-статистические методы обработки данных
При проведении математико-статистической обработки полученных данных учитывался малый объем участников экспериментального исследования в группе мужчин и женщин – тренеров, что соответствует правилам непараметрической статистики (статистики малых выборок).
Математико-статистическая обработка полученных данных проводилась при помощи MS Excel 2013 (блок построения круговых и столбчатых диаграмм) и пакета программ STATISTICA 8.0 (блок непараметрической статистики – определение коэффициента корреляции Спирмена для анализа зависимостей).
Метод ранговой корреляции Спирмена применяется для изучение тесноты (силы) и направления корреляционной связи между двумя признаками [24].
ГЛАВА 3. Результаты исследования
3.1. Анализ результатов методики «Полоролевой опросник»
Как уже упоминалось, различные модели поведения у мужчин и женщин в условиях профессионального стресса во многом определяются мускулинными и феминными установками личности.
На рисунке 1 представлены полученные результаты методики «Полоролевой опросник».
Рисунок 1 – Результаты «Полоролевого опросника» (С. Бем) у тренерско-педагогического состава, принявшего участие в исследовании (в %)
На рисунках 2 и 3 представлены индивидуальные результаты участников экспериментального исследования по методике «Полоролевой опросник» (Приложение Б).
Рисунок 2 – Результаты «Полоролевого опросника» (С. Бем) у мужского тренерско-педагогического состава, принявшего участие в исследовании
Рисунок 3 – Результаты «Полоролевого опросника» (С. Бем) у женского тренерско-педагогического состава, принявшего участие в исследовании
Как видно из рисунка 1, у всех мужчин-тренеров обнаружен андрогинный тип. У двух женщин-тренеров (Б-ва Е. В. и Б-рн Ж. В.), принявших участие в исследовании также обнаружен андрогинный тип. У остальных двух – феминный тип (Б-ва Н. Н. и К-ва Н. Г.), причем у Б-вой Н. Н. выявлен ярко выраженный феминный тип (IS=2,58).
Таким образом, изучение психологического типа тренеров, принявших участие в исследовании, показало, что у большинства из них андрогинные установки (4 мужчины и 2 женщины), у двух женщин – феминный тип.
3.2. Анализ результатов методики определения уровня организационного стресса
На рисунке 4 представлены полученные результаты изучения уровня организационного стресса у тренерского состава, принявшего участия в экспериментальном исследовании.
Рисунок 4 – Результаты методики определения уровня организационного стресса у тренерско-педагогического состава, принявшего участие в исследовании (в %)
На рисунках 5 и 6 представлены индивидуальные результаты участников экспериментального исследования (Приложение Г).
Высокая восприимчивость
Средняя толерантность
Высокая толерантность
Рисунок 5 – Индекс организационного стресса у мужского тренерско-педагогического состава, принявшего участие в исследовании
Высокая восприимчивость
Средняя толерантность
Высокая толерантность
Рисунок 6 – Индекс организационного стресса у женского тренерско-педагогического состава, принявшего участие в исследовании
Как видно из рисунка 4, среди мужчин-тренеров двое (В-в Д. В. и К-ук А. В.) имеют среднюю толерантность к организационному стрессу, остальные двое (Б-ов А. В. и М-ов В. В.) – высокую. Четыре женщины-тренера (Б-ва Н. Н., Б-ва Е. В. и К-ва Н. Г.), принимавших участие в исследовании, имели среднюю толерантность, Б-рн Ж. В. – высокой.
Таким образом, у большинства тренеров (5 человек), принявших участие в исследовании, имели среднюю толерантность к организационному стрессу, у 3 тренеров – высокая. Высокой восприимчивости к организационному стрессу среди обследованных обнаружено не было.
3.3. Обсуждение полученных результатов
Как уже упоминалось, проявления профессионального стресса у индивида зависят от установок личности [14]. Методика С. Бем «Полоролевой опросник» позволяет определить психологический пол участников экспериментального исследования, который представляет собой совокупность черт, которые формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности.