Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (Теоретические основы системы психофизиологического отбора).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 2 – Результаты теста «Определение будущей профессии» у студентов технического направления

Рисунок 3 – Результаты теста «Определение будущей профессии» у студентов гуманитарного направления

Максимальное количество баллов, которое можно набрать в каждой колонке равняется 8, что выявляет личностную доминанту [11].

Как видно из рисунка 1, у студентов естественно-научного направления наибольшее количество баллов выявлено в колонке «П» («человек-природа»), что в целом соответствует выбранной специальности.

У студентов технического направления (рисунок 2) максимум баллов определяется в колонке «Т» («человек-техника»), что также в целом соответствует выбранной ими специальности.

Как видно из рисунка 3, у студентов гуманитарного направления максимальное количество баллов выявляется в колонке «З» («человек-знаковая система»), но также обнаруживается высокая сумма баллов в колонках «И» (человек-искусство») и «Ч» («человек-человек»), что, вероятно, связано с тем, что специалисты гуманитарного направления часто работают в общественных местах с большим количество людей.

Таким образом, результаты теста «Определение будущей профессии» студентов разных направлений, показал, что в целом выбранная ими специальность соответствует их психологическим потребностям.

2.3 Определение уровня адаптации к условиям социальной среды

Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки ряда психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется к использованию для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности [10].

В настоящей работе использовался вариант интерпретации МЛО «Адаптивность» по группам адаптивности. Испытуемым предлагалось ответить на 165 вопросов опросника (бланк опросника МЛО «Адаптивность» представлен в Приложении Б) – возможный ответ «Да» (+) или «Нет» (-). При обработке результатов теста учитывалось сколько ответов совпали с ключом (ключ к опроснику МЛО «Адаптивность» представлен в Приложении Б). Каждый ответ, совпавший с ключом оценивался в 1 балл. По результатам интерпретации теста студенты, принимавшие участие в исследовании были распределены по следующим группам адаптивности:


  1. группа высокой и нормальной адаптивности (5-10 баллов);
  2. группа удовлетворительной адаптации (3-4 балла);
  3. группа низкой адаптации (1-2 балла).

На рисунке 4 представлены полученные результаты тестирования по шкале «Адаптивность» МЛО.

Рисунок 4 – Результаты теста МЛО «Адаптивность» у студентов, принявших участие в исследовании

Как видно на рисунке 4, в целом студенты естественно-научного направления характеризуются более высоким уровнем адаптации (Ирина К. и Мария Л. отнесены к группе высокой адаптации, Дмитрий С. – удовлетворительной) условиям обучения в вузе по выбранному направлению по сравнению с остальными обследованными студентами.

Студенты технических специальностей в целом характеризовались «средним» (относительно студентов других направлений) уровнем адаптации к условиям обучения в вузе по выбранному направлению. При этом 2 юноши (Сергей Х. и Владислав К.) были отнесены к группе высокой адаптации, Андрей Л. – к группе удовлетворительной адаптации.

Все студенты гуманитарного направления, принявшие участие в исследовании, были отнесены к группе удовлетворительной адаптации.

Стоит заметить, что при интерпретации результатов теста МЛО «Адаптивность» не принимался во внимание ряд факторов, который мог оказать влияние на конечный итог (не учитывался курс обучения студентов, пол и возраст, а также одновременная трудовая занятость принимавших в исследовании лиц) [10].

Таким образом, исследование по тесту МЛО «Адаптивность», результаты которого позволяют судить о психофизиологических и психологических характеристиках респондентов, показал, что 4 студентов, принявших участие в исследовании, характеризовались высоким уровнем адаптации к обучению в вузе по выбранной специальности, 5 – удовлетворительным уровнем адаптации.

3. Обсуждение полученных результатов

Как уже отмечалось выше, одним из важнейших направлений профессионального отбора является выявление у индивида качеств и характеристик, соответствующих требованиям того или иного вида деятельности [2,17]. Одним из возможных путей решения этой проблемы лежит выявление данных параметров путем применения экспериментально-психофизиологических методик тестирования [11].

В данной работе у студентов, обучающихся по разным специальностям (естественно-научное, техническое и гуманитарное направление) было проведено исследование соответствие выбранной профессии и их психологических предпочтений (тест «Определение будущей профессии») и уровня адаптации к обучению по выбранному направлению деятельности.


Как уже упоминалось, все студенты, принявшие участие в исследовании, выбрали будущую профессию самостоятельно и целенаправленно готовились к поступлению в вуз по выбранной специальности. Как показало проведенное исследование, в целом у всех студентов выбранная сфера деятельности совпадает с их первичной профессиональной ориентацией. Однако только у одного из студентов (Сергей Х., техническая специальность), принявших участие в исследовании, по результатам теста «Определение будущей профессии» было максимальное количество баллов в колонке «Т» («человек-техника»), совпадающем с выбранным профессиональным поприщем. Сергей Х. обучается на предпоследнем курсе, активно участвует в научной жизни вуза и собирается поступать в аспирантуру по выбранной специальности.

Еще у 2 студентов естественно-научного направления (Ирина К. и Дмитрий С.) и 1 студента технического направления (Владислав К.) также определены высокие баллы (7 баллов) по первичной профессиональной ориентации по выбранной специальности (колонка «П» и «Т» соответственно). Ирина К. и Дмитрий С. Также обучаются на старших курсах и активно участвую в научной жизни вуза, по окончании которого планируют остаться в науке. Владислав К. – студент 2 курса, который пока кроме учебы не принимает активного участия в жизни вуза.

Особенностью полученных результатов тестов «Определение будущей профессии» у студентов гуманитарного направления является то, что у них была выявлена высокая сумма баллов по нескольким колонкам (преимущественно «З», «И», «Ч»). Вероятно, это связано с общей гуманитарной направленностью личности этих студентов. Кроме того, обучающиеся по специальности «психология» и «социология» после окончания вуза должны работать в постоянном контакте с людьми, что, по всей видимости, также повлияло на выбор профессии.

Было проведено статистическое сравнение результатов тестов МЛО «Адаптивность» по непараметрическому U-критерию Манна-Уитни при уровне значимости р=0,05 у студентов разных специальностей, принявших участие в исследовании [14]. Статистически значимых различий обнаружено не было.

Был поведено корреляционный анализ связи между результатами теста «Определение будущей профессии» и МЛО «Адаптивность» [14]. Сильной корреляционной зависимости обнаружено не было.

Тем не менее, нетрудно заметить, что студенты (Ирина К., Дмитрий С., Сергей Х. и Владислав К.), зачисленные по результатам теста МЛО «Адаптивность в группу высокой адаптации, имеют высокие баллы по первичной профессиональной ориентации по выбранному направлению деятельности.


Таким образом, проведенное исследование показало, что у студентов, имеющих высокие баллы направлению первичной профессиональной ориентации, совпадающий с выбранной специальностью, имеют более высокий уровень адаптации к обучению в вузе, что, вероятно, может отражать их высокую профессиональную пригодность к выбранной деятельности.

Выводы:

  1. Результаты теста «Определение будущей профессии» студентов, принимавших участие в исследовании, показал, что в целом выбранная ими специальность соответствует их первичной профессиональной ориентации.
  2. Результаты теста МЛО «Адаптивность» показали, что все студенты, принимавшие участие в исследовании, характеризуются высоким или удовлетворительным уровнем адаптации к обучению в вузе по выбранной специальности.
  3. Обследованные студенты, имеющие высокие баллы по направлению первичной профессиональной ориентации, совпадающий с выбранной специальностью, имеют более высокий уровень адаптации к обучению в вузе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе было проведено теоретическое (анализ и систематизация доступной литературы по выбранной проблеме) и эмпирическое (экспериментально-психофизиологическое тестирование студентов различных специальностей) исследование.

Анализ источников по проблеме психофизиологического подхода к профессиональному отбору показал, что в современной литературе нет общепринятого определения понятия «профессиональный отбор» [4]. В практике отбора персонала сложились три основных концептуальных модели (профессиологическая, социально-психологическая и медико-психологическая) [6]. Приоритетным методом при профессиональном отборе персонала является тестирование (психологическое, психофизиологическое и др.) [15].

Профессиональная пригодность индивида представляет собой с одной стороны совокупность качеств и свойств индивида, предопределяющих успешность формирования его пригодности к определенным сферам деятельности, с другой – сформированные навыки умения и знания в этой области [2]. Диагностика профессиональной пригодности основана на выявлении отдельные динамических характеристик индивида, необходимых для работы в определенной сфере деятельности. Она включает методы определения психических, психомоторных и физических качеств человека, способствующих успешному овладению какой-либо профессией [11].


Система психофизиологического профессионального отбора направлена на выявление функциональных характеристик индивида, отражающих соотношение компонентов его физической и умственной работоспособности, адаптивных свойств организма, а также устойчивости к монотонным, стрессовым или другим видам работ [13].

Эмпирическое исследование, проведенное в рамках выполнения настоящей курсовой работы, показало, что результаты теста «Определение будущей профессии» [11] студентов разных направлений в целом соответствуют выбранной ими специальности.

Исследование по тесту МЛО «Адаптивность» [10], результаты которого позволяют судить о психофизиологических и психологических характеристиках респондентов, показал, что 4 студентов, принявших участие в исследовании, характеризовались высоким уровнем адаптации к обучению в вузе по выбранной специальности, 5 – удовлетворительным уровнем адаптации.

У студентов, имеющих высокие баллы направлению первичной профессиональной ориентации, совпадающий с выбранной специальностью, имеют более высокий уровень адаптации к обучению в вузе, что, вероятно, может отражать их высокую профессиональную пригодность к выбранной деятельности.

Библиография

  1. Балакирева, Э. В. Профессиологический подход к педагогическому образованию / Э. В. Балакирева. - СПб. : Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 255 с.
  2. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов / В. А. Бодров. – М. : ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
  3. Буслаева, Л. А. Профессионально-психологический отбор в вузе. Опыт работы / Л. А. Буслаева, А. М. Колчаков // Психопедагогика в правоохрани-тельных органах. – 1996. - № (4). – С. 48-50
  4. Демина, Н. В. Сущность и содержание отбора персонала как функции кадрового менеджмента / Н. В. Демина // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2008. - № 12. – С. 60-72.
  5. Ждан, А. Н. История психологии от античности до наших дней / А. Н. Ждан. – М. : Академический проект, 2004. – 576 с.
  6. Котенев, И. О. Концептуальные основы развития ведомственного профессионального психологического отбора / И. О. Котенев // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2014. - № 1 (56). – С. 117-121.
  7. Кутырев, М. А. Понятие и история развития профессионального психологического отбора / М. А. Кутырев // Материалы VIII международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы психологии». -2015. – С. 34-41.
  8. Леонова, А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А. Б. Леонова, В. И. Медведев. – М . : Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.
  9. Макаренко, Н. В. Основы профессионального психофизиологического отбора / Н. В. Макаренко [и др.]. – Киев : Наукова думка, 1987. – 244 с.
  10. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Ред. и сост. Райгородский Д. Я. – Самара : Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. – С. 549-672
  11. Психологическая диагностика в управлении персоналом: Учебное пособие для сотрудников кадровых служб / Под ред. Климова Е.А. – М. : РПО, 1999. – 184 с.
  12. Психолого-педагогическая диагностика профессионально важных личностных качеств: учебное пособие. / Сост. Е. О. Тарасова. – Сызрань: филиал Самар. гос. техн. ун-т, 2010. – 128 с.
  13. Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова. – СПб. : Питер, 2014. – 464 с.
  14. Реброва, О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA / О. Ю. Реброва. – М. : МедиаСфера, 2002. – 312 с.
  15. Сорокина, Л. В. Принципы профессионального отбора на основе психофизиологических характеристик человека / Л. В. Сорокина // Вестник Самарского Государственного технического университета. – 2015. - № 1 (25). – С. 185-191.
  16. Хромова, И. Н. Методика для диагностики профпригодности студентов психологов / И. Н. Хромова // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2009. - № 1. – С. 179-192.
  17. Шевченко, О. П. Актуальность диагностики профпригодности людей, ее взаимосвязь с дальнейшим становлением профессионализма / О. П. Шевченко / Вопросы микроэкономики. – 2010. - № 10. – с. 15-31.