Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе Российской Федерации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Динамика налоговых доходов

Отклонение

Виды доходов

2013

2014

2015

2014/2013

2015/2014

Консолидированный бюджет

38,1

39

41,9

2,4

7,4

Местные бюджеты

68,3

70,3

69,9

2,9

-6,0

18

Доля доходов от НДФЛ в общем доходе от налогов в местные бюджеты в 2014 г. составила 70,3%, что на 2% больше, чем в 2013 г., а в 2015г. – 69,9%, что на 0,4% меньше чем в 2014 г. Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты увеличилось в 2014 г. по сравнению с 2013 г., а также в 2015 г. наблюдается рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты РФ по сравнению с 2014 г.

Одним из важных решений в области налоговой политики, принятых в последние годы, являлось появление в законодательстве о налогах и сборах возможности создавать консолидированные группы налогоплательщиков (далее КГН). Для крупных холдингов КГП – это не только способ определить налоговые обязательства по налогу на прибыль в целом по группе компаний и справедливо распределить соответствующие доходы между региональными бюджетами, но и избежать обременительных процедур оформления документов и возможных проверок, связанных с контролем за трансфертным ценообразованием внутри страны.

Необходимо отметить, что поступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в результате создания КГН снизились на 65.1 млрд руб. что привело к снижению поступлений по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в консолидированные бюджеты субъектов РФ в результате создания КГН снизились на 0,64%.

Снижение абсолютного объема исчисленного налога по предприятиям группы в результате их объединения в КГН происходит не только из-за того, что убыточные в отсутствии КГН организации получают возможность «предоставить» свои расходы в уменьшение доходов, получаемых другими участниками группы. Подобные эффекты возникают и из-за того, что налоговая база зачастую перераспределяется в субъекты, где установлены пониженные ставки налога на прибыль.

19

Динамика изменений поступления налога на прибыль организации в связи с созданием КГН в общей сумме поступлений налога на прибыль организаций по субъектам РФ в 2013-2015 гг. представлена на 4 рисунке.


Рисунок 1 – Сумма поступлений налога на прибыль организаций в связи с созданием КГН в общей сумме поступлений налога на прибыль организаций по субъектам РФ в 2013-2015 гг. млрд. руб.

На современном этапе развития налог на добычу полезных ископаемых является одним из прибыльных для России, поэтому необходимо грамотно планировать изменение ставок по нему, так как при неправильном раскладе убытки могут понести не только компании, уплачивающие него, но и само государство.

Налог на добычу полезных ископаемых распределяется между бюджетами различных уровней. Рассмотрим, какую же роль занимают поступления по данному налогу среди всех налоговых доходов федерального и консолидированного бюджета субъектов РФ.

20

Таблица 7 – Доля НДПИ в налоговых доходах, %

Динамика налоговых доходов

Отклонение

виды доходов

2013

2014

2015

2014/2013

2015/2014

Консолидированный бюджет РФ

0,70

0,67

0,70

-0,03

0,03

Федеральные бюджеты

44,90

35,8

36,8

-9,1

1

Анализ консолидированного и федерального бюджета субъектов РФ по итогам 2013-2015 годов показывает, что поступления НДПИ резко упали, почти в 2 раза. Главной причиной столь большого сокращения доходов по налогу на добычу полезных ископаемых является то, что с 2013 года они были централизованы в федеральный бюджет. Доля НДПИ в доходах консолидированного бюджета субъектов РФ за последние два года стабильны.

Таблица 8 – Структура задолженности по прямым налогам за 2015 год.

Задолженность

Из нее

млрд.

руб.

в % к

итогу

недоимка

урегулированная задолж.

млрд. руб

в % к итогу

млрд. руб

в % к итогу

ВСЕГО

770,3

100

405,30

100

365

100

в том числе налог на прибыль организации

165,60

25,10

64,10

15,8

100,5

27,5

НДФЛ

5,4

0,7

2,9

0,7

2,5

0,7

НДПИ

3,7

0,4

1,9

0,5

1,7

0,5


21

Таким образом можно отметить, что поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты увеличилось в 2014 г. по сравнению с 2013 г., а также в 2015 году наблюдается рост поступлений от налога на доходы физ. Лиц в соответствующие бюджеты РФ по сравнению с 2014 г. поступления в консолидированные бюджеты субъектов РФ в результате создания КГН снизились на 65,1 млрд. руб., что привело к снижению поступлений по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в консолидированные бюджеты субъектов РФ на 3,31%, а общие доходы в результате снизились на 0,64%. Снижение абсолютного объема исчисленного налога по предприятиям группы в результате их объединения в КГН происходит не только из-за того, что убыточные в отсутствие КГН организации получают возможность «предоставить» свои расходы в уменьшение доходов, получаемых другими участниками группы. Поступления НДПИ резко упали, почти в 2 раза. Главной причиной столь большого сокращения доходов по налогу на добычу полезных ископаемых является то, что с 2013 года они были централизованы в федеральный бюджет, Доля НДПИ в доходах консолидированного бюджета субъектов РФ за последние два года стабильны.

22

  1. Пути улучшения прямого налогообложения

    1. Проблемы прямого налогообложения в РФ

Проанализировав состояние прямых налогов в РФ можно отметить, что существует важная проблема, как недополучение доходов в консолидированный бюджет. Так недоимка по налоговым платежам за 2015 год составила 226,3 млрд. рублей (29,4% от общей задолженности). Во многом это связано с уклонением как организаций так и физических лиц от полной уплаты налогов. Т.е организации укрывают полученные доходы, а физические лица получают зар. плату в конвертах. Тем самым до бюджета не доходят огромные деньги. По моему мнению, необходимо выбрать правильные и четко сформулированные направления по развитию налоговой системы, которые способствовали минимизации проявления такого рода проблем.

Также хотелось бы отметить, что как бы теоретически хорошо ни была рассмотрена и продумана система налогообложения физических лиц, практика и реальность внесет в нее свои коррективы.

Так недоимка по налогу на прибыль составила 64,1 млрд. рублей (28,3%)

К числу недостатков налога на прибыль можно отнести отсутствие в законе нормы о «налоговых каникулах» для малых предприятий, возможность отнести расходы на благотворительность к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и т.д.


Недоимка по НДПИ составила 1,9 млрд. рублей или 0,8 %.

Основными недостатками налога на добычу полезных ископаемых являются: - преобладание фискальной направленности платежей на добычу полезных ископаемых;

-отсутствие рентного подхода.

23

- отсутствие целевого источника финансирования геолого - разведочных работ;

- распределение налоговой нагрузки между субъектами налогообложения является неравномерным.

Недоимка по НДФЛ составила 2,9 млрд. рублей или 1,3%.

Недостатками НДФЛ являются:

- отсутствие инвентаризационной стоимости у значительного числа объектов;

- инвентаризационная стоимость строений существенно отличается от реальной (рыночной);

- отсутствие регистрации и оценки проблем, можно рассмотреть основные направления налоговой политики, помимо решения задач с области бюджетного планирования основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории РФ. Несмотря на то, что основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.

24

Заключение

На основании проведенного исследования, можно сделать вывод: прямые налоги необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. Современные налоги – это продукт демократического общества, созданного на основе социальной рыночной экономики.

Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Реализация фискальной функции позволяет удовлетворить общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функции создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.


Проанализировав систему налогообложения прямыми налогами можно наблюдать следующее:

Общие доходы в периоде с 2013-2015 года имеют положительную тенденцию роста. Стоит также отметить, что наблюдается уменьшение удельного веса налога на прибыль в налоговых поступлениях в бюджет. Так в 2015 году поступления составили 15,

22% в общем объеме поступлений, тогда как в 2014 и 2013 г.г – 16,35 и 17,3% соответственно. Основными факторами падения поступлений налога на прибыль в 2013-2015гг. стало вступление новых положений Налогового кодекса РФ, относящихся к данному налогу. Нами было выявлено ряд проблем исследуемых прямых налогов:

Налога на прибыль:

- отсутствие в законе нормы о «налоговых каникулах» для малых

25

инновационных предприятий, невозможность отнести расходы на благотворительность к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Для решения данной проблемы необходимо:

- Упростить налоговый учет и сблизить его с бухгалтерским учетом.

- изменить порядок восстановления амортизационной премии.

- исключить из перечня необлагаемых доходов недавно включенные туда доходы в виде имущества или прав, переданных организации ее участниками в целях увеличения ее чистых активов;

Налога на добычу полезных ископаемых:

- преобладание фискальной направленности платежей на добычу полезных ископаемых;

- отсутствие рентного подхода (не учитывается качество добываемой нефти, рентабельность месторождений;

- отсутствие целевого источника финансирование геолого – разведочных работ;

- распределение налоговой нагрузки между субъектами налогообложения является неравномерным.

Для решения необходимо упорядочивание и дифференциация налоговой нагрузки

НДФЛ:

- отсутствие инвентаризационной стоимости у значительного числа объектов;

26

- инвентаризационная стоимость строений существенно отличается от реальной (рыночной);

- отсутствие регистрации и оценки в органах технической инвентаризации.

Для решения данной проблемы необходимо ограничить перечень не облагаемых НДФЛ компенсацией и пособий в целях устранения его неоднозначного и расширительного толкования, освободить от налогообложения некоторые социально значимые доходы.

Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи решены.

27

Список использованной литературы