Файл: Кадровое обеспечение органов местного самоуправления: состояние и пути оптимизации (Содержание понятия кадровый потенциал).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

1.1 Содержание понятия кадровый потенциал

1.2 Особенности формирования и развития кадрового потенциала в местных администрациях

1.3 Методы анализа кадрового потенциала муниципальной службы как методического инструментария для его эффективного управления

ГЛАВА 2. Анализ системы управления кадровым потенциалом  в местных администрациях

2.1 Особенности состояния и динамики кадрового потенциала муниципальной службы

2.2 Профессиональная компетентность как показатель качества кадрового обеспечения муниципальной службы

2.3 Анализ современного состояния и оценка эффективности управления кадровым потенциалом  в местных администрациях Ульяновской области

ГЛАВА 3. Рекомендации по повышению эффективности управления кадровым потенциалом  в местных администрациях

3.1 Проблемы управления кадровым потенциалом  в местных администрациях Ульяновской области и предлагаемые варианты их решения

3.2 Рекомендации по формированию и развитию кадрового потенциала органов местного самоуправления

Заключение

Список использованной литературы и источников

Для решения данных проблем и соответственно создания благоприятных условий для повышения эффективности управления кадровым потенциалом  в местных администрациях Ульяновской области нами рекомендуется провести следующий ряд мероприятий:

Разработка нормативного акта о введении механизма конкурсного отбора на руководящие должности органов государственной власти Ульяновской области, замещаемые на условиях срочного контракта, в котором должно предусматриваться проведение дистанционных экзаменов с использованием сети Интернет.

В результате введения данного нормативного документа в расширится возможность участия в конкурсном отборе различных групп населения (чиновников, жителей Ульяновской области, жителей других субъектов РФ, членов резерва управленческих кадров Ульяновской области и ПФО) через более массовое (включая интернет) информирование о данных конкурсах; повысится качество отбора претендентов в связи с использованием следующих процедур оценки:

- профессиональное тестирование в режиме on-line;

- оценка представленных претендентами программ развития отрасли или направления деятельности структурного подразделения; появится возможность пополнения резерва управленческих кадров Ульяновской области лицами, не прошедшими на претендуемую должность, с последующим их трудоустройством на другие руководящие должности в органах государственного и муниципального управления или руководителями бюджетных учреждений (актуализация резерва управленческих кадров).

В целях эффективного использования имеющегося кадрового потенциала оптимизировать Институт Наставничества. На государственной гражданской службе Ульяновской области с 2012 года в исполнительных органах государственной власти введен и действует Институт наставничества, целью которого является оказание помощи лицам, поступающим на службу, в приобретении ими необходимых профессиональных навыков и опыта работы. На данный момент данный Институт работает не в полной мере. За исследуемый период за лицами, принятыми на государственную гражданскую службу, было закреплено 23 наставника, которыми было разработано 24 адаптационных программы вхождения в должность (таблица 9).

Таблица 9. Количество наставников, закрепленных за лицами, принятыми на государственную гражданскую службу

Количество наставников

Количество сотрудников

2014 год

11

15

2015 год

5

18

2016 год

7

11


Институт наставничества, является эффективным инструментом для более быстрой адаптации сотрудников, имеет тенденцию к дальнейшему развитию.

Кроме того, действующую систему наставничества рекомендуем дополнить распоряжением о советниках-наставниках. Основная задача данного института – создание механизма преемственности в органах власти через методическую помощь руководителям органов государственной власти в части независимой экспертизы отраслевых программ, оценки развития отрасли, передачи управленческого опыта и знаний, а также работы с молодежью в курируемой отрасли и трансляции основных элементов культуры государственного управления.

В целях формирования и поддержания высокого корпоративного духа и установления совокупности норм, принципов, правил и внутренних нормативных документов, регламентирующих корпоративную культуру Правительству Ульяновской области и исполнительным органам государственной власти Ульяновской области рекомендуем разработать проект Стандарта корпоративной культуры в Правительстве Ульяновской области и исполнительных органах государственной власти Ульяновской области.

В рамках формирования корпоративной культуры проводить областной конкурс «Лучший государственный и муниципальный служащий Ульяновской области».

Данный конкурс будет способствовать обмену опытом между сотрудниками органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и раскрытию творческого потенциала государственных и муниципальных служащих Ульяновской области.

Также проводить работу среди государственных гражданских служащих по следующим направлениям:

  • спортивно-оздоровительное;
  • культурно – массовое;
  • организации отдыха и туризма;
  • организация работы с пенсионерами Правительства области;
  • информационная работа.

Данную работу целесообразно проводить совместно с первичной профсоюзной организацией Правительства Ульяновской области.

3.2 Рекомендации по формированию и развитию кадрового потенциала органов местного самоуправления

Совершенствование мотивации и стимулирования профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих является главным условием повышения уровня развития кадрового потенциала органов местного самоуправления. На базе анализа состояния формирования и ведения кадрового резерва органов местного самоуправления в этой главе представлена Типовая модель профессионального муниципального служащего как основа развития кадрового резерва и повышения уровня развития кадрового потенциала органа местного самоуправления.


Методический подход к структурированию мотивации как ключевого элемента фазы использования персонала органов местного самоуправления, в основе которого – комплексный и содержательный аспекты. Первый означает необходимость всестороннего, системного учета всех мотивационных факторов, влияющих на эффективность труда сотрудника.

корпоративные стимулы –

корпоративная культура

социальные стимулы

материальные стимулы

моральные стимулы

управленческие стимулы

технико-эргономические стимулы

Рисунок 9. Структура мотивационных факторов, влияющих на эффективность деятельности работников органов местного самоуправления

Второй аспект предполагает группировку соответствующих стимулов по критерию их специфического содержания. Здесь автор выделяет 6 групп мотивов, а именно: а) материальные; б) технико-эргономические; в) управленческие; г) моральные; д) социальные; е) корпоративные (рисунок 9).

Таблица 9. Содержание мотивационных факторов

1.Материальные стимулы

1.1. Заработная плата:

а) постоянная часть (оклад + надбавки + доплаты);

б) переменная часть (премии + премии по результатам работы подразделения).

1.2. Выплаты и льготы (оплата питания, транспорта, телефонной связи, частичная оплата путевок, предоставление общежития, льготные программы жилищного строительства, льготы по оплате обучения).

1.3. Предоставление беспроцентных ссуд, оказание материальной помощи.

2.Технико-эргономические стимулы

2.1.Оснащение служебного места оргтехникой,мебелью и т.д.

2.2. Обустройство служебных помещений.

2.3. Охрана и условия труда.

2.4. Режим работы и отдыха.

3.Управленчес-кие стимулы

3.1. Информированность коллектива о состоянии дел в органе местного самоуправления, доступность руководства.

3.2. Наличие институтов общественного самоуправления (в т.ч. координационного органа общественных организаций), эффективная система социального партнерства.

4.Моральные

стимулы

4.1. Разнообразные формы общественного признания профессиональных достижений работника ((вручение грамот, значков, благодарностей, проведение конкурса «Лучший по профессии», размещение фотографий на досках почета).

4.2. Ежегодное премирование за индивидуальные и коллективные достижения.

5.Социальные

стимулы

5.1. Механизмы обеспечения социальной защищенности сотрудников (программы выплат по временной нетрудоспособности; программы диспансеризации, добровольного страхования; корпоративные пенсии).

5.2. Механизмы развития творческого потенциала (стажировки, в т.ч. зарубежные; курсы: компьютерной грамотности; иностранных языков и др.).

5.3. Долгосрочное планирование карьеры (формирование кадрового резерва; плановая ротация кадров).

6.Корпоративные стимулы

6.1.Наличие четко сформулированной и общепризнанной миссии органа местного самоуправления, стратегии его развития.

6.2. Позитивный имидж администрации муниципального образования, отлаженная система внешних и внутренних коммуникаций.

6.3. Закрепление норм корпоративной культуры и деловой этики в соответствующих документах.

6.4. Корпоративные традиции (праздники, ритуалы), знаки корпоративной принадлежности, дресс-код.


Для финансового обеспечения реализации повышения уровня мотивации и стимулирования профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих рекомендуется разрабатывать соответствующие муниципальные программы, включающие перечень мероприятий по усилению мотивации и стимулирования труда муниципальных служащих, сроки исполнения и ответственные исполнители.

Выявлено, что основной проблемой в обучении персонала является необходимость связать подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку муниципальных служащих с целями и проблемами органов местного самоуправления для обеспечения повышения эффективности их работы.

При этом определены основные направления кадровой работы по этому направлению, включая следующие:

  • разработку методик определения потребности в обучении персонала;
  • формирование системы непрерывного обучения кадров;
  • создание оптимальной системы образовательных программ с использованием инновационных технологий в обучении;
  • создание методов оценки эффективности обучения и оценки эффективности обучающих программ;
  • формирование организационными и нормативно- правовыми методами социально-психологического климата, благоприятствующего обучению и мотивации персонала на обучение.

С целью выявления основных проблем профессиональной подготовки муниципальных кадров обратимся вновь к результатам проведенного социологического исследования. По итогам опроса были получены следующие результаты:

1) на вопрос о проблемах, вызывающих наибольшее затруднение в работе как управленца, 38% опрашиваемых указали на несовершенство взаимодействия управленческих структур, 22% опрошенных указали на отсутствие оперативной информации о состоянии выполненных дел во вверенной области. В качестве основных причин 19 % опрошенных назвали: нестабильную социальную обстановку в обществе; 5% - проблему низкой профессиональной компетентности специалистов, с которыми приходится работать: 10% - недостаток психологической поддержки со стороны коллег или населения; 3% опрошенных назвали наличие стрессовых ситуаций в деловых взаимоотношениях с коллегами, вызывающие психическую напряженность, а также 3% опрошенных сослались на личную недостаточную профессиональную готовность к деятельности управленца.

2) опрос показал, что 19% выполняют работу в соответствии со своими должностными обязанностями, 62% респондентов указали, что им приходится иногда выполнять работу, напрямую не связанную с должностными обязанностями. Причину этого управленцы видят в нечеткости работы вышестоящих структур (33%), чрезмерной личной ответственности за результаты своей работы (33%), недостаточно продуманной должностной инструкции (9%), в неспособности коллег выполнить свою работу (3%). 11% назвали нехватку кадров исполнителей, наличие нестандартных ситуаций.


3) 18% респондентов считают удовлетворительным состояние кадрового потенциала в своем подразделении; 54 % опрошенных считают, что возможен более высокий уровень развития кадрового потенциала; как осложненные взаимоотношения между коллегами в процессе деятельности характеризуют 8%.

4) респондентам предлагалось оценить предложенные направления деятельности в сфере совершенствования управления персоналом и указать какие успешно реализуются (табл.10). Были получены следующие результаты.

Таблица 10. Опрос респондентов в администрациях муниципальных образований Ульяновской области в 2016 году (%)

Направления деятельности

главное

существенное

важное

допустимо, но не обязательно

не интересно

успешно реализуется

Выработка оптимального механизма взаимодействия различных управленческих структур

64

16

16

4

20

Психологическая поддержка руководителей управленческой сферы, защита их в экстремальных ситуациях

18

41

31

15

Анализ и прогноз развития политических и социальных процессов, обеспечение оперативной информацией

20

43

19

10

15

Обучение руководителей способности проведения анализа и оценки событий, прогнозированию их последствий

14

43

28

15

15

Внедрение в управленческую деятельность новых профессиональных технологий, в т.ч. психотехнологий

25

30

30

15

3

Отработка планов, про грамм целенаправленной системы переподготовки управленческих кадров, повышениях их профессионального мастерства

21

42

37

11

Психодиагностика и психокоррекция индивидуального стиля деятельности управленца, формирование психологической культуры

6

28

44

22

3

Психологическое консультирование по профессиональному личностному совершенствованию руководителя

6

22

45

18

2

Формирование и поддержка имиджа руководителя

22

50

33

15

Исходя из результатов проведенного исследования, можно сделать следующие выводы: в работе с персоналом администрации требуется качественное совершенствование.