Файл: Теоретические основы заключения договора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Срок для акцепта может указать лицо, сделавшее предложение заключить договор. Акцепт в этом случае должен быть направлен с таким расчетом, чтобы он был получен оферентом в пределах установленного срока. Время пересылки почтой, телеграфом включается в срок для получения.

Если в оферте, направленной в письменной форме, срок не определен, то в соответствии со ст. 441 ГК применяется срок, установленный законом или иными правовыми актами. Так, ст. 445 ГК устанавливает тридцатидневный срок для акцепта оферты лицом, для которого заключение договора является обязательным. Статьи 528 и 529 ГК также устанавливают тридцатидневный срок для возвращения государственного контракта (договора поставки), т.е. для акцепта оферты, направленной в виде проекта государственного контракта или договора. Акцепт и в этом случае должен быть направлен с таким расчетом, чтобы он был получен в установленный тридцатидневный срок.

И, наконец, если срок для акцепта не установлен ни офертой, ни законом или иным нормативным актом, действует правило, установленное ст. 441 ГК [2]. Согласно этой норме акцепт должен быть получен в течение нормально необходимого для этого времени.

Нормально необходимое время определяется сторонами, а в случае спора - судом, для каждого конкретного договора с учетом расстояния от места нахождения (места жительства) лица, направлявшего акцепт, до места нахождения (места жительства) оферента, способа направления акцепта, времени, необходимого для рассмотрения предложения, и др.[17]

В п. 2 ст. 441 ГК предусмотрен срок для акцепта при оферте, сделанной устно. Акцепт в этом случае должен быть дан немедленно, и в момент его сообщения договор считается заключенным, в том числе и при акцепте в форме действий, свидетельствующих о принятии оферты (например, оплата стоимости товара в магазине) [2].

Момент и место заключения договора

Статья 433 ГК связывает момент, в который договор признается заключенным, с окончанием процесса оформления договора, т.е. с получением акцепта лицом, направившим оферту.

Это общее правило, характерное для консенсуальных договоров, имеет ряд исключений. Первое относится к реальным договорам. Для признания реального договора заключенным нужна передача вещи. Например, договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей (ст. 807 ГК).

Второе исключение установлено для договоров, подлежащих государственной регистрации. Такие договоры считаются заключенным с момента государственной регистрации. Государственной регистрации подлежат договоры продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры (ст. 558 ГК), продажи предприятия (ст. 560 ГК), мены жилого дома, квартиры (ст. 567 ГК), дарения недвижимого имущества (ст. 574 ГК), аренды недвижимого имущества на срок не менее года (ст. 609, 651, 658 ГК), передачи недвижимого имущества в доверительное управление (ст. 1017 ГК), залога недвижимости (ипотеки) (ст. 339 ГК). Моментом государственной регистрации признается дата включения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним [2].


Для того чтобы договор считался заключенным с момента получения акцепта, необходим безоговорочный акцепт, т.е. согласие лица, получившего оферту, заключить договор на предложенных условиях. В силу ст. 443 ГК согласие заключить договор на иных условиях рассматривается как встречная (новая) оферта и не считается акцептом. В деловой практике принято оформление возражений по условиям оферты, направленной в форме проекта договора в виде одного документа, подписанного сторонами, путем составления протокола разногласий. Протокол разногласий используется также при дополнении условий договора.

В этом случае договор может быть признан заключенным при сообщении в письменной форме стороной, получившей протокол разногласий, о своем согласии с предложениями, изложенными в нем (сообщении акцепта встречной оферты). Обычно заинтересованная сторона принимает меры к согласованию разногласий путем переписки, личных встреч сторон договора (руководителей) и т.п. Если хотя бы одно из спорных условий не будет согласовано, договор не может считаться заключенным.

В случаях когда заключение договора для одной из сторон обязательно, другая сторона (необязанная) вправе передать разногласия на рассмотрение суда. Передача спора в суд возможна по соглашению сторон в любых случаях.

Особый порядок согласования разногласий установлен ГК для договора поставки, часто заключаемого на длительный срок. Статья 507, во-первых, устанавливает обязанность стороны, получившей возражения по условиям договора или предложение согласовать дополнительные условия (в форме протокола разногласий, письма, телеграммы и др.), принять меры к согласованию таких условий договора; во-вторых, предусматривает тридцатидневный срок для согласования возникших разногласий, если иной срок не определен сторонами; в-третьих, закрепляет обязанность стороны, считающей такое согласование нецелесообразным, в тот же срок уведомить другую сторону об отказе заключить договор на предложенных ею условиях.

Место заключения договора может быть определено сторонами в самом договоре. Если же оно не оговорено в договоре, то ст. 444 ГК связывает его с местом жительства гражданина или местом нахождения юридического лица, направивших оферту [2].

Определение места заключения договора имеет значение для определения подсудности спора, который может возникнуть при исполнении договора и для решения иных вопросов.


Глава 3. Особенности заключения договора

3.1. Общие характеристики заключения договора на торгах

Данные статьи ГК РФ отражают особенность заключения договоров на торгах, которые проводятся в форме аукциона или конкурса. В торгах должно участвовать более одного участника, иначе торги признаются несостоявшимися.

Правила и условия проведения торгов (аукционов и конкурсов), заключения договоров купли-продажи определяются также законодательством о приватизации и банкротстве. Однако ГК РФ содержит определенные новации по данному вопросу. Нас в данном разделе интересуют гражданско-правовые положения, касающиеся заключения договоров, момента возникновения прав и обязанностей у сторон, последствий исполнения обязательств.

Рассмотрим организацию заключения договоров на аукционах и конкурсах. Аукцион – специально организованные, периодически действующие в определенных местах рынки, на которых путем публичных торгов в заранее обусловленное время и в специально назначенном месте производится продажа предварительно осмотренных покупателем товаров, переходящих в собственность покупателя, предложившего наиболее высокую цену. Продаются товары, обладающие индивидуально- определенными свойствами. Аукцион проводится либо как открытый аукцион, либо как закрытый тендер. По условиям конкурса ( коммерческого, инвестиционного) объект переходит в собственность покупателя при принятии и выполнении каких-либо условий: сохранение профиля предприятия или назначения объекта, реорганизация предприятия-должника в месячный срок с момента заключения договора купли-продажи; объем инвестиций в предприятие и др. [18]

Инвестиционный конкурс проводится в случаях, когда от покупателя требуется осуществление инвестиционных программ, а также выполнение дополнительных условий (запрещение определенных действий в отношении объекта). Критериями выявления победителя инвестиционного конкурса могут быть и (или) сроки инвестиций. В зависимости от состава участников и формы проведения аукционы и конкурсы проводятся в виде открытых и закрытых торгов. Открытые торги проводятся аукционистом, нанимаемым продавцом. Аукционист оглашает наименование объекта, его характеристику, начальную цену, шаг аукциона. Торги начинаются с определенной и заканчиваются, когда после трехкратного объявления очередной цены ни один покупатель не поднял билет.


Победитель – тот, чей номер билета назван последним. Торги заканчиваются объявлением продажной цены и номера победителя. Закрытые торги проводятся постоянно действующей тендертной комиссией, утвержденной соответствующим комитетом. По окончании срока приема заявок составляется протокол комиссии о принятых заявках. Вскрытие конвертов и подведение итогов закрытого тендера проводятся в течении трех дней по завершении приема заявок. Победителем объявляется претендент, предложивший наибольшую цену и наилучший объем и (или) сроки инвестиций в соответствии с критерием, установленным продавцом. Если предложения нескольких претендентов удовлетворяют условиям, а также содержат равные цены, то победителем объявляется подавший заявку ранее. Однако, если и сроки подачи заявки одинаковые, то победитель объявляется по результатам жребия.

В случае отказа от проведения торгов организатор обязан известить участников аукциона не позднее, чем за три дня до наступления даты его проведения, конкурса – не позднее, чем за 30 дней до его проведения, если иное не предусмотрено законом или извещением о проведении торгов. При нарушении указанных сроков организатор обязан возместить участникам открытых торгов понесенный ими реальный ущерб. [19]

Если же предусматривалось проведение закрытых торгов, то тогда организатор обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов. Задатки участников торгов:

а) при несостоявшихся торгах – возвращаются;

б) возвращаются тем лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их;

в) засчитываются в счет исполнения обязательств по заключенному договору с выигрышем торгов.

Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения торгов протокол о его результатах, который имеет силу договора (п. 5 ст. 448 ГК РФ). В случае уклонения от подписания протокола:

а) лицом, выигравшем торги, утрачивается внесенный им задаток;

б) организатором торгов возвращается задаток в двойном размере, а также возмещаются победителю убытки, причиненные участием в торгах в части, превышающей сумму задатка.

Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, что влечет и недействительность заключенного договора.[20]


3.2. Заключение государственный или муниципальный контракт на примере подрядных работ для государственных или муниципальных нужд

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

В соответствии с государственным или муниципальным контрактом выполняются подрядные, строительные, проектные и изыскательские работы, необходимые для удовлетворения государственных или муниципальных нужд. Финансируются эти работы за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.

Основополагающие нормы о государственном контракте содержатся в § 5 гл. 37 ГК РФ. Основными подзаконными нормативными актами в данной области являются:

  • Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;
  • Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • постановление Правительства РФ от 14.08.1993 № 812 «Об утверждении Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации».

Сторонами государственного или муниципального контракта являются государственный или муниципальный заказчик и подрядчик.[21]

Подрядчиком может выступать юридическое или физическое лицо.

По государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

По муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 764 ГК РФ).