Файл: Игра как метод воспитания (Понятие и сущность игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как уже отмечалось в рамках данной курсовой работы, в игре находят выражение самые основные потребности ребенка в дошкольном возрасте. Прежде всего, детям свойственно стремление к самостоятельности, а также активному участию в жизни взрослых людей.

По мере того, как ребенок развивается, расширяется осознаваемый им мир, возникает потребность участия в той деятельности взрослых людей, которая ему пока еще недоступна. В игре дети выполняют роли, стремясь при этом подражать тем взрослым, образами которых богат их опыт. В рамках игровой деятельности ребенок действует самостоятельно, может свободно выражать собственные желания, чувства. Таким образом, ребенок пробует собственные силы, как бы проживая ту жизни, которая ему предстоит в будущем. Именно поэтому нельзя недооценивать развивающее и воспитательное значение игры.

Являясь ведущей деятельностью дошкольника, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований на данном возрастном этапе. Одним из первых, кто связал игру с развитием воображения детей, был К.Д. Ушинский. Он обратил внимание на развивающую и воспитательную ценность образов воображения в игре: ребенок в них верит, поэтому испытывает в игровой деятельности искренние чувства.

Н. К. Крупская подчеркивала полярное влияние игры на воспитание ребенка в зависимости от содержания игровой деятельности. Она говорила о том, что путем игры можно воспитать зверя, а можно – человека, нужного обществу. В многочисленных исследованиях в рамках педагогики и психологии доказано, что игра способствует психическому развитию ребенка[15].

Многочисленные исследования показывают, что при педагогически целесообразном и тактическом руководстве игра оказывает положительное влияние на развитие образных форм познания, содействует развитию кругозора ребенка, упрочнению его интересов, развитию речи и т.д.[16]

Важная роль игры, которая связывается с деятельностью воображения, заключается в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, созданию чего-то нового. Ребенок соединяет в сюжете игровой деятельности как реальные, так и вымышленные явления, а также наделяет известные ему предметы новыми функциями. В рамках игры происходит также развитие творческих способностей ребенка. Они проявляются здесь в выстраивании замысла, разыгрывании ролей в процессе создания, к примеру, необходимых элементов костюма, самодельных игрушек и т.д.[17]


Игра дает возможность детям в воображаемой ситуации воспроизводить формы поведения и деятельности, привлекательные для них, но не доступные им в силу возраста. Таким образом, в игре осуществляется познание мира и овладение различными формами поведения. Например, в ролевой игре дети могут взять на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме воспроизвести деятельность взрослых и отношения между ними.

В игре развиваются также и мотивационно-потребностная сфера личности дошкольников. В игре со сверстниками ребенку легче отрешиться от своих мимолетных желаний. Его поведение контролируется другими детьми, он обязан следовать определенным правилам, вытекающим из его роли. Игровой метод способен оказать положительное воздействие на психические процессы старших дошкольников, и развивать их волевые качества, способствовать переходу от аффективных желаний к осознанию ими своих потребностей. Взятие ребенком на себя роли другого человека в процессе игр способствует изменению позиции ребенка, и позволяют ему осуществить децентрацию, т.е. осмыслить собственные действия с позиций взятой им на себя роли[18].

Игровая деятельность оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом и выстраиванию различных моделей межличностного поведения. Игра позволяет освоить дошкольникам навыки общения и межличностных отношений. Таким образом, игра выполняет социальную функцию и способствует социализации дошкольника.

Именно в дошкольном возрасте создаются предпосылки для интенсивного и продуктивного общения детей в игре. Этому способствует то обстоятельство, что к четырем годам дети овладевают удачными способами достижения целей в общении со сверстниками. Они уже обладают в некоторой степени умением договариваться друг с другом, в процессе самой игры, могут заранее распределить роли.

Игры способствуют формированию правильных взаимоотношений между детьми: умению вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу и радоваться успеху других. Игры создают возможность формирования положительных черт личности: таких как честность, правдивость; а также нередко создают ситуацию нравственного выбора. Как отмечают психологи, игра способствует становлению произвольного поведения ребенка, в игре дети учатся овладевать и контролировать свое поведение, эмоции. Сначала дети контролируют друг друга, потом каждый ребенок осваивает навыки самоконтроля. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ее рамках ребенок гораздо чаще, чем в реальной жизни, оказывается в условиях, когда ему необходимо сделать выбор относительно того, как ему поступить.


Игра содействует также воспитанию инициативы. Многие игры типа лото, домино и другие по мере усвоения их детьми используются самостоятельно и оказывают благотворное влияние на развитие организаторских способностей.

В игре с правилами ребенка привлекает в первую очередь игровой процесс, желание добиваться определенных результатов и выигрывать. Однако этот игровой процесс всегда опосредуется какой-либо задачей. Это способствует развитию произвольности поведения ребенка, так как оно подчиняется игровым условиям в виде правил игры. Как отмечал А.Н. Леонтьев, овладеть правилами игры – это означает овладеть своим собственным поведением. Именно то, что ребенок учится управлять своим поведением в рамках игры с правилами, определяет ее развивающее и воспитательное значение.

В плане воспитания нравственности Д.Б. Эльконин особенно выделял среди игр с правилами те из них, в которых есть двойная задача[19]. К примеру, в игре в лапту ребенок, поймав мяч, может вернуть в круг другого игрока. Таким образом, в этой игре можно выделить двойную задачу: самому увернуться от мяча, и поймать мяч для оказания помощи своему товарищу. Ценным является также тот факт, что ребенок пытается самостоятельно оценить собственные действия и действия других в отличие от других видов деятельности, где этим занимаются взрослые. Таким образом, игры с правилами способствуют развитию самооценки и взаимной оценки[20].

Когда ребенок видит свои промахи в игре, которая ему интересна, и осознает их, то у него развивается стремление к самосовершенствованию. Успешные действия в игровой деятельности также очень полезны, так как поднимают ребенка в собственных глазах и побуждают к дальнейшим усилиям и достижениям[21].

Таким образом, игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста и обладает огромным потенциалом в их психоэмоциональном, интеллектуальном, нравственном развитии, и может с успехом использоваться также для формирования межличностных отношений. Для детей игра является возможностью представить себя полноценными членами общества и примерить на себя роль взрослых, усвоить и «проверить» различные образцы поведения. Находясь в игре, ребенок активно развивает собственную фантазию, эмоциональную сферу психики, а также личностные качества, интеллектуальные возможности и коммуникативные умения и навыки.

Выводы по второй главе


Анализ, проведенный в рамках второй главы, позволяет сделать следующие выводы:

  • дошкольный возраст представляет собой период существенных изменений, в его рамках осуществляется закладка основ будущей личности ребенка. Особое место в дошкольном возрасте отводится именно игровой деятельности, названной Выготским «школой произвольного поведения»;
  • выделяется несколько этапов развития игровой деятельности дошкольников (ознакомительная игра, сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая игра). Знание особенностей этих этапов позволяет осуществлять успешное руководство игрой, в полной мере реализуя ее воспитательный потенциал;
  • детская игра характеризуется определенной структурой (тема, роли, сценарий, содержание, ролевые отношения, пространство). В рамках игр осуществляется также поэтапное формирование взаимоотношений дошкольников;
  • воспитательное значение игры подчеркивается многими педагогами и психологами (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и т.д.). Именно в игре отражаются основные потребности дошкольника, она способствует развитию важнейших новообразований данного возрастного периода. Игра оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка в целом, обладая огромным воспитательным потенциалом. Таким образом, значение игры для полноценного воспитания ребенка дошкольного возраста и становления его как личности невозможно переоценить.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ, проведенный в рамках данной курсовой работы, позволяет говорить о том, что проблема игры как метода воспитания является крайне актуальной и вызывает интерес со стороны ученых и исследователей. Игра рассматривается ими как сложное и многоаспектное явление, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Особенно существенное место игре отводится в дошкольном возрасте. Являясь ведущим видом деятельности в рамках данного возрастного периода, игра способствует развитию новообразований ребенка, является основой для развития других видов деятельности в будущем и оказывает в целом крайне большое влияние на воспитание и развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Именно в рамках игры формируются взаимоотношения ребенка со сверстниками, что оказывает решающее влияние на воспитание и развитие личности ребенка в целом. Существует несколько важных уровней развития взаимоотношений дошкольников в рамках игры. Каждый уровень имеет свои особенности и выступает в качестве своеобразной предпосылки для перехода на качественно более высокий уровень. Именно поэтому знание и учет особенностей различных уровней взаимоотношений в игре позволяет способствовать воспитанию ребенка в определенном направлении. Игра способствует развитию интеллектуальной сферы, воспитанию личностных качеств, формированию коммуникативных навыков дошкольника и т.д.


Таким образом, игра – именно тот вид деятельности, значение которого на данном возрастном этапе сложно переоценить. На основании проведенного анализа, можно с уверенностью говорить о крайне важной роли игры в воспитании ребенка дошкольного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 2005. – 390с.
  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М.: «Академия», 2000. – 192с.
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2005. – 267с.
  4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. – 2006. 3. – С. 12-17.
  5. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008с.
  6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие. – М.: «Академия», 2000. – 416с.
  7. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2005. – 940с.
  8. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Академический проект, 2007. – 160с.
  9. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Эксмо-Пресс, 2007. – 352с.
  10. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн.2. Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 608с.
  11. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 2002. – 517с.
  12. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 349с.
  13. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 224с.
  14. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Владос, 2009. – 272с.
  15. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999. – 360с.
  16. Яковлева Е.Л. Игра – уникальный феномен культуры / Е.Л. Яковлева // Вестник ОГУ. – 2010. – № 7. – С. 150-155.
  1. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн.2. Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 608с.

  2. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008с.

  3. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 2002. – 517с.

  4. Яковлева Е.Л. Игра – уникальный феномен культуры / Е.Л. Яковлева // Вестник ОГУ. – 2010. – № 7. – С. 150-155.

  5. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 224с.

  6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие. – М.: «Академия», 2000. – 416с.

  7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. – 2006. 3. – С. 12-17.

  8. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2005. – 940с.

  9. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М.: «Академия», 2000. – 192с.

  10. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Эксмо-Пресс, 2007. – 352с.

  11. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2005. – 267с.

  12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. – 2006. 3. – С. 12-17.

  13. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 349с.

  14. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 349с.

  15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие. – М.: «Академия», 2000. – 416с.

  16. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Владос, 2009. – 272с.

  17. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие. – М.: «Академия», 2000. – 416с.

  18. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 2005. – 390с.

  19. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999. – 360с.

  20. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Академический проект, 2007. – 160с.

  21. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие. – М.: «Академия», 2000. – 416с.