Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов(Теоретические основы регулирования организационного построения нотариата в праве РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3)в рамках гражданско-правового регулирования: закрепление правил о том, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли; страхование деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой; нотариальные действия и порядок их совершения;

4)в аспекте нотариально-правового регулирования: процедура назначения нотариуса на должность; статус квалификационной и апелляционной комиссий; нотариальное делопроизводство; личная печать, штампы и бланки нотариуса; порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса; наделение нотариуса полномочиями и прекращение его полномочий; присяга нотариуса; права, обязанности и ответственность нотариуса; оплата нотариальных действий и услуг; статус и полномочия нотариальных палат; корпоративно-профессиональный контроль за деятельностью нотариусов.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что в условиях современного состояния правового регулирования нотариата выглядит убедительной позиция, которую высказал В.В. Гошуляк относительно преждевременности вывода о существовании нотариального права как самостоятельной отрасли права. К числу главных причин этого можно отнести, во-первых, значительную сферу совместных полномочий органов юстиции и нотариальных палат; во-вторых, пробелы и противоречия в законодательстве о нотариате; в-третьих, недостаточную степень развития корпоративно-профессиональных начал в нотариальной деятельности. О формировании нотариального права как отрасли права целесообразно говорить лишь в перспективе. При этом уже сегодня перед юридической наукой ставится задача разработки теоретико-методологических основ этой зарождающейся отрасли российского права.

Именно смешанная компетенция органов юстиции и нотариальных палат приводит к неопределенности в аспекте соотношения управления государством нотариальной деятельностью и самоуправления нотариата. Весьма часто в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате встречаются формулировки, которые объединяют компетенцию государственных органов исполнительной власти и нотариальных палат в единое целое, в то время как конституционные принципы демократического и правового государства требуют обратного, а именно - строгого разделения подобных полномочий.

Обращают на себя внимание пробелы в правовом регулировании нотариата. Так, нормативным воздействием законодателя оказываются неохваченными или урегулированными недостаточным образом следующие объекты: правовое регулирование нотариата как системы превентивного правосудия, компетенция нотариусов (расширение видов обязательного нотариального удостоверения юридических фактов), оказание нотариусами юридической помощи малоимущим гражданам, внедрение единой информационной системы нотариата, нотариат и связь с общественностью (социальная ответственность, позиционирование нотариата на рынке, взаимодействие нотариата и средств массовой информации, корпоративная реклама, урегулирование конфликтов, корпоративные мероприятия, издательские и просветительские проекты, внешний вид нотариуса и персонала, интерьер нотариальных палат и контор, благотворительность). Только при условии восполнения этих и ряда других пробелов в законодательстве нотариальное право может быть обеспечено самостоятельной сферой правового регулирования общественных отношений, которая не вторгалась бы в области конституционного, административного и гражданского права.


Важной теоретической проблемой является выявление специфической методологии нотариального права, которая отличалась бы от методов конституционного, административного и гражданского регулирования общественных отношений. С нашей точки зрения, ключевым методом здесь должен стать корпоративно-профессиональный подход, основанный на принципах демократичности, самоорганизации и определенной законом автономии нотариального сообщества. Нотариат способен самостоятельно, под свою ответственность осуществлять возложенные на него задачи при минимальном вмешательстве государства в его деятельность. Основной формой государственного контроля за функционированием нотариата должно стать разрешение споров в судебных органах власти.

Наконец, для полноценного оформления нотариального права в самостоятельную отрасль права требуется выявление задач и функций этой подсистемы правовых норм. К их числу можно отнести: реализацию конституционных основ организации и деятельности нотариата в текущем законодательстве и правоприменительной практике, обеспечение защиты прав и законных интересов субъектов нотариальных правоотношений, правовое регулирование осуществления нотариусами публичных функций и контроля с их стороны режима законности, оптимизацию нотариальных процедур, внедрение положительного и приемлемого для современной России опыта правового регулирования нотариата в зарубежных странах.

Глава 2. Нотариат в системе защиты некоторых прав и охраняемых законом интересов

2.1 Нотариальная деятельность как основной вид правоохранительной деятельности по обеспечению права наследования

В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Это означает, что каждый вправе самостоятельно и по собственной воле распорядиться принадлежащим ему имуществом на случай своей смерти, и государство должно защищать не только возможность реализации права наследодателя завещать имущество, но и реально обеспечить права наследников на получение наследственного имущества.


Как уже было отмечено, право наследования состоит в совокупности правомочий наследника в связи с получением в порядке универсального правопреемства (т.е. в неизменном виде как единого целого и в один и тот же момент) имущества умершего физического лица (наследодателя).

Причем права в сфере наследования имеют определенную специфику, отличающую их от иных гражданских прав, что предопределяет особенности их реализации, а также специфичные методы их охраны и защиты.

Во-первых, следует подчеркнуть значимость права наследования для развития государства. Недаром статья о гарантированности этого права расположена в гл. 2 Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина", поскольку право наследования обеспечивает непрерывность существования права частной собственности - экономической базы частной жизни граждан любого государства, на основе которой и для обеспечения которой создается вся политическая система и государственная власть со всеми ее институтами и рычагами управления .

Учитывая, что по наследству переходят не только права, но и обязанности наследодателя, институт наследования, в частности, обеспечивает преемственность обязательств и их исполнение в случаях смерти первоначального субъекта, тем самым создавая необходимые условия для стабильности гражданского оборота, гарантируя права кредиторов в обязательствах.

Институт наследования (и субъективные права в рамках этого института) имеет и высокую социальную значимость, обеспечивая посредством подынститута обязательной доли права несовершеннолетних или нетрудоспособных детей наследодателя, его нетрудоспособных супруга и родителей, а также нетрудоспособных иждивенцев наследодателя.

Во-вторых, из значимости наследования для общества, экономики и государства вытекает и необходимость придания ряду документов, в которых наследственные права и обязанности получают свое закрепление, официального статуса, гарантирующего их бесспорность и высокую доказательственную силу. Именно поэтому законодатель (как в России, так и за рубежом) исторически идет по пути закрепления повышенных требований к форме завещания, к подтверждению полномочий исполнителя завещания, к заявлению об отказе от наследства и пр.

В-третьих, нельзя при этом не отметить, что институт наследования аккумулирует права и обязанности, тесно связанные с личностью, а также с собственностью, вследствие чего входит в область функционирования гражданского общества[7].


Таким образом, рамки, в которых возможно государственное вмешательство в сферу наследственных прав, весьма узки и должны ограничиваться созданием законодательной основы существования этих прав, установлением пределов их осуществления в целях охраны интересов общества и государства от злоупотреблений правом, регулированием налогообложения и охраны от нарушений[8].

В то же время государство не вправе устраняться от осуществления своей важнейшей функции - защиты права наследования, поскольку "субъективное право, предоставленное лицу, но не обеспеченное от его нарушения необходимыми средствами защиты, является лишь декларативным правом"[9], причем принципы и формы такой защиты должны соответствовать характеру защищаемых прав и соблюдать пределы государственного вмешательства в осуществление свободной воли субъектов наследственных правоотношений.

В-четвертых, реализация права наследования осуществляется субъектами наследственных правоотношений своей волей и в своих интересах, при этом указанные субъекты объективно нуждаются в получении квалифицированной юридической помощи, поскольку наследственные правоотношения не только сложны по своему содержанию, но и обладают такой специфической чертой, как их "появление" в связи со смертью наследодателя. В таких условиях, в частности при наследовании по завещанию, отсутствует возможность уточнения воли завещателя и поэтому наследственные права и обязанности требуют особого подхода к своему закреплению: четкости и ясности формулировок, отсутствия возможности двойного толкования.

На стадии составления завещания, а также при вступлении наследников в наследство зачастую встает проблема разъяснения им смысла, значения и правовых последствий их действий с тем, чтобы правовая неосведомленность не стала причиной заблуждения субъекта или нарушения его законных прав. В частности, нотариальное удостоверение завещания представляет собой сложную и содержательную процедуру, включающую проверку дееспособности завещателя, разъяснение ему смысла и значения его действий; проверку соответствия содержания завещания действительным намерениям завещателя и требованиям закона; ознакомление лица с содержанием составленного завещания лично либо путем зачитывания вслух[10].

Таким образом, следует сделать вывод о том, что с учетом характера и специфических черт права наследования именно нотариат является тем институтом, который способен наиболее полно обеспечить защиту прав субъектов наследственных правоотношений, не ограничивая их волю, способствуя реализации принципа свободы завещания:


- нотариат является институтом гражданского общества и его деятельность наиболее полным образом соответствует частноправовому характеру права наследования;

- публичный характер нотариальной деятельности позволяет придать обеспечиваемым правам и обязанностям субъектов наследственных правоотношений официальный характер;

- квалифицированный характер оказания нотариатом юридической помощи способствует законности и правовой определенности прав в сфере наследования.

Нотариальная деятельность в сфере обеспечения и защиты права наследования обладает рядом признаков, вытекающих из особенностей защищаемых прав.

1. Нотариальная деятельность осуществляется в сфере наследственных правоотношений, имеющих бесспорный характер.

2. Нотариальная деятельность осуществляется путем совершения определенных законом нотариальных действий.

Российский нотариат обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, без которых немыслимо построение демократического государства , в котором права и свободы человека не только провозглашаются, но и гарантируются путем совершения нотариусами нотариальных действий.

3. Нотариальная деятельность в сфере обеспечения и защиты права наследования является правоохранительной. Прежде всего, потому, что Основы законодательства Российской Федерации о нотариате прямо закрепляют, что нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

4. Нотариальная деятельность имеет некоммерческий характер, не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Государственные нотариальные конторы финансируются полностью за счет государственного бюджета. За совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации. Полученные нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, при осуществлении нотариальной деятельности денежные средства поступают в государственный бюджет.

Частнопрактикующий нотариус за совершение нотариального действия взимает тариф, размер которого определяется соглашением между нотариусом и физическими или юридическими лицами, обратившимися к нему за совершением нотариального действия. Полученные денежные средства за вычетом налогов и иных обязательных платежей составляют доход нотариуса и остаются в его распоряжении.