Файл: Система источников предпринимательского права ( Основные источники российского предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В современной отечественной юриспруденции проблема источников права является достаточно разработанной, всегда оставаясь предметом самого пристального внимания учёных-юристов в рамках как общей теории права, так и отраслевых наук.

Механизм формирования гражданского общества и правового государства в России, заставляют по-новому взглянуть на многие ставшие привычными правовые понятия, предмет их соответствия современному этапу развития российского общества, государства и права. Особенно актуально это в отношении источников предпринимательского права. И никакая новизна в общих подходах к пониманию права не может перекрыть потребности в детальном и глубоком изучении роли, места и системы источников предпринимательского права.

В последнее время проводилось достаточно много исследований, посвященных переосмыслению различных аспектов понятия «источник права», одним из направлений которых является попытка создания универсального всеобъемлющего понятия источника права, основанного на так называемых принципах интегративного подхода к правопониманию. Однако, как представляется, вопрос об универсальности термина «источник права» мало продуктивен и несколько схоластичен. В ряде случаев сторонники «единой» теории источников права нередко пытаются соединить в одну целостную систему несовместимые по своим качествам явления, что не делает более ясным понятие источника права, а говорить о какой-либо функционирующей системе источников права не приходится. Вместо последней порой выстраивается «совокупность» социальных, политических и юридических явлений, которым присваивается общее наименование «источники права», и это объявляется комплексным подходом, сочетающим все возможные смысловые трактовки источников права. Вместе с тем, вопрос о юридическом значении источников права, их роли и месте в системе правового регулирования отодвигается на задний план.

Конечно, как особая научная позиция такой подход в теоретическом исследовании источников права имеет право на существование, но не видится актуальным. Представляется более своевременным и полноценным осмысление источников права с точки зрения направленности их действия на регулирование тех или иных отношений.

Актуальность избранной темы определятся еще и тем обстоятельством, что на источники предпринимательского права возлагается задача в оформлении новых экономических отношений в Российском государстве. На сегодняшний день насущной является проблема исследования источников предпринимательского права как составного элемента национальной правовой системы.


Вышеизложенное определяет актуальность темы работы.

Целью курсовой работы выступает изучение проблем теории и практики предпринимательского права, связанных с его источниками и их системой.

Указанная цель позволяет поставить следующие задачи:

1. Исследовать национальные нормативные акты, являющиеся источниками предпринимательского права, такие как Конституция, федеральные законы, подзаконные акты, акты субъектов РФ и муниципальных образований.

2. Рассмотреть иные источники предпринимательского права, такие как общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, локальные акты, обычаи и судебная практика.

Предметом курсовой работы являются положения теории и практики предпринимательского права, связанные с системой его источников, а также непосредственно нормативные источники.

Теоретическую и нормативную базу работы составляют нормативные правовые акты различных уровней, и статьи в научной периодике, написанные различными авторами, касающиеся темы работы. Особо хотелось бы выделить работы О.А. Герасимова, В.А. Лаптева, П.А. Шушканова.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, делящихся на 6 параграфов, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Основные источники российского предпринимательского права

1.1. Общетеоретические положения об источниках предпринимательского права

В юридической науке под источником права понимают внешнюю форму выражения правила, способ его фиксации и объективизации. Источниками предпринимательского права признаются нормы, регулирующие общественные отношения в сфере предпринимательства[1].

Источники предпринимательского права могут быть классифицированы по юридической силе, т.е. по их месту в иерархической системе правовых норм. Вертикальная иерархия общероссийских источников предпринимательского права выглядит следующим образом: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры — Конституция — федеральные конституционные законы — федеральные законы — подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты). Кроме этого, существуют так называемые, нетрадиционные источники права, появляющиеся, как правило, в процессе правоприменительной деятельности без прямого государственного вмешательства, но при нормативном государственном одобрении — это обычаи оборота, локальные акты, корпоративные соглашения[2].


Основными же, традиционными, источниками предпринимательского права выступают нормативно-правовые акты — официальные документы, принятые в установленном порядке компетентными органами государства и содержащие общеобязательные правила поведения.

Нормативно-правовой акт обладает следующими признаками: рассчитан на многократное применение; распространяется на неопределенный круг лиц; принят специальным уполномоченным органом (или на референдуме); принят в установленном порядке.

Первым и главным нормативно-правовым актом в любой стране является Конституция. Это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и создающий базу для единообразного правового поля. Для изучения предпринимательского права важно понимать, что конституционные нормы формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности; предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления; обеспечивают право на предпринимательскую деятельность соответствующими гарантиями[3].

1.2. Законодательные источники предпринимательского права

Федеральный конституционный закон (ФКЗ) — нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию, а также закон, принятие которого специально предусмотрено в Конституции. ФКЗ имеют более высокую юридическую силу в сравнении с федеральными законами и принимаются по важнейшим государственным вопросам: об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ; о порядке деятельности Правительства РФ; о судебной системе; о чрезвычайном положении и т.д. (например, Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

Основной же массив законодательства о предпринимательской деятельности представлен федеральными законами. Они составляют текущее законодательство и регулируют различные аспекты предпринимательской деятельности.

Среди федеральных законов особое место занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты. В регулировании предпринимательской деятельности важная роль принадлежит Гражданскому кодексу РФ. В нем дается понятие предпринимательской деятельности, приводятся организационно-правовые формы ее осуществления, определяется правовой режим имущества предпринимателей, закрепляется гражданско-правовая ответственность предпринимателей. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ (п. 2 ст. 3 ГК РФ).


Кроме того, предпринимательские отношения во многом регулируются нормами Кодекса об административных нарушениях РФ, Налогового кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и др.[4]

Нормативные правовые акты подразделяются на общие и специальные. Такое деление отражает соотношение однородных по природе норм разных нормативно-правовых актов одного уровня (например, норм гражданского права в ГК РФ и в законе о банкротстве). Практическое значение этого деления выражается в том, что нормам специальных актов в процессе правоприменения отдается приоритет. Нормы общих актов применяются лишь тогда, когда отношение не урегулировано, либо не в полной мере урегулировано в специальном акте.

В зависимости от задач правового регулирования федеральные законы можно классифицировать следующим образом[5]:

1) устанавливающие требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности (№ 129-ФЗ от 8 августа 2001г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; № 99-ФЗ от 04 мая 2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»; № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» и др.).

2) определяющие основные правила устройства и функционирования рынка (№ 135-ФЗ от 26 июля 2006г. «О защите конкуренции»; № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг»; № 325-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об организованных торгах»; №2 71-ФЗ от 30 декабря 2006 г. «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и др.).

3) определяющие правовое положение субъектов предпринимательской деятельности (№ 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах»; № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью»; № 161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»; № 41-ФЗ от 08.05.1996 г. «О производственных кооперативах» и др.).

4) регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (№ 164-ФЗ от 29 октября 1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)»; № 156-ФЗ от 29 ноября 2001 г. «Об инвестиционных фондах»; № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. «О рекламе»; № 395-ФЗ от 02 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» и др.).

5) предусматривающие использование объектов гражданских прав предпринимателей, в том числе интеллектуальной собственности (ГК РФ, № 98-ФЗ от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне», № 149-ФЗ от 08 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и др.).

6) обеспечивающие защиту прав и законных интересов предпринимателей (№ 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; № 127-ФЗ от 26 октября 2002г. «О несостоятельности (банкротстве)»; №78-ФЗ от 07 мая 2013 г. «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» и др.).


7) устанавливающие нормы об ответственности субъектов предпринимательства (ГК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, ТК РФ, УК РФ и др.).

1.3. Подзаконные, региональные и муниципальные правовые акты как источники предпринимательского права

Подзаконные акты — это нормативные правовые документы, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов или устанавливать новые нормы, которые не должны противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм и широко используются в управленческой деятельности органов исполнительной власти.

Среди подзаконных актов, регулирующих предпринимательские отношения, важную роль играют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ[6].

Согласно ст. 90 Конституции Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Решения Президента, носящие нормативный характер, как правило, оформляются указами. Указы как средство регулирования предпринимательских отношений в первую очередь призваны быстро восполнить пробелы в правовом регулировании тех или иных вопросов. Такую задачу решил в свое время, например, Указ Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», действовавший до принятия соответствующего федерального закона в 2001 году.

В аспекте изучения предпринимательского права отметим такие акты, как Указ Президента РФ от 29.01.1992 № 65 «О свободе торговли», Указ Президента РФ от 10.09.2012 № 1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности», Указ Президента РФ от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».

Правительство РФ, будучи высшим исполнительным органом государственной власти РФ, обладает широкой компетенцией в решении вопросов социально-экономического характера, в том числе и в области государственного управления предпринимательской деятельностью. Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения принятых законов, «запуска» их в жизнь. Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления, обязательные к исполнению в Российской Федерации. К примеру, постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»[7].