Файл: Специфику управления инновационными проектами на примере ОАО «АВТОВАЗ»..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты управления инновационными проектами

1.1 Понятие инновационного проекта

1.2 Формы и методы управления инновационными проектами

Глава 2 Характеристика инновационной деятельности на примере ОАО «АВТОВАЗ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Автоваз»

2.2 Инновационная политика ОАО «АВТОВАЗ»

Глава 3. Повышении эффективности управления инновационными проектами на примере ОАО «АВТОВАЗ»

3.1 Оценка инновационных проектов по критериям инновационности и конкурентоспособности

3.2 Построение графической модели оценки инновационных проектов

3.3 Мероприятия по устранению рисков при осуществлении инновационного проекта

3.4 Расчет затрат на реализацию инновационного проекта

3.5 Мероприятия для эффективного управления инновационными проектами ОАО «АВТОВАЗ»

Заключение

Список использованных источников

- ООО «Дженерал Моторз», Ленинградская обл. (Chevrolet, Opel);

- ООО «ПСМА-Рус», г. Калуга (Peugeot, Citroen, Mitsubishi);

- ООО «ХЕНДЭ МОТОР МАНУФАКТУРИНГ РУС», г. Санкт-Петербург (Kia, Hyundai);

- ООО «ИМС», Московская обл., Раменский район (Great Wall);

- ЗАО «Форд Мотор Компани», Ленинградская обл. (Ford);

- ОАО «УАЗ»;

- ОАО «Соллерс-Набережные Челны»;

- ООО «Соллерс-Елабуга»;

- ООО «Форд Соллерс Холдинг»;

- ООО «Соллерс-Дальний Восток».

В настоящее время основную конкуренцию автомобилям LADA составляет продукция совместных сборочных производств, осуществляющих сборку автомобилей иностранных марок на территории РФ, и в незначительной степени - продукция традиционных отечественных марок, импортированные новые и подержанные автомобили иностранных брендов, находящиеся в ценовом диапазоне до 600 тыс. руб.

Рассматриваемое предприятие насчитывает около 400 дилерских центров. На 2017год рыночная доля продаж автомобилей LADA в России равна 17% от общего объема продаж автомобилей на российском рынке.

Но помимо выпуска автомобилей этого бренда, ОАО «АВТОВАЗ» является производителем автомобилей под брендами Renault, Nissan, Datsun.

2.2 Инновационная политика ОАО «АВТОВАЗ»

Российское предприятие автомобилестроения разработало собственную программу развития до 2020 года, включающую ежегодное внедрение инноваций в различных областях деятельности.

В соответствии со стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации стратегия ОАО «АВТОВАЗ» ориентирована на проведение комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих достижение уровня качественных и количественных показателей продукции выше запланированных.

Для достижения поставленных целей необходимо применить инновационный подход к осуществлению деятельности, который проявляется в развитии модельного ряда автомобилей различного класса, с обеспечением всех требований по качеству продукции, безопасности производственного процесса и влиянию производства на экологию на уровне мировых.

Для этих целей Правительством РФ была разработана Федеральная целевая программа по развитию автомобильной промышленности, которая непосредственно оказывает влияние на различные области деятельности рассматриваемого предприятия. Благодаря государственной поддержке, компания может рассчитывать на средства Инвестиционного фонда Российской Федерации и предоставление налоговых льгот для импорта технологического оборудования при осуществлении своей деятельности с учетом необходимости внедрения новых технологий и выпуска новой продукции.


Очевидно, что для такого крупного предприятия для выхода на новые рынки и поддержания конкурентоспособности своей продукции необходимо постоянно проводить реформы деятельности подразделений и предприятия в целом. На данный момент организованный механизм работы представляет собой немного скорректированный вариант той схемы, что существовала в течение многих лет во времена плановой экономики, что недопустимо, учитывая переход российской экономики на рыночную основу в конце XX века.

По словам руководства компании, в деятельности АвтоВАЗа в ближайшие годы будет сделан упор на применение новейших технологий в производстве, увеличение доли внедорожников в общем объеме выпускаемых автомобилей, а также ежегодно планируется выпуск новых моделей, см. таблицу 3.

Данные, приведенные в таблице, были получены в результате проведенного анализа открытых информационных источников, в которых упоминаются плановые показатели инновационного развития предприятия, а также после изучения периодических изданий, таких как ежеквартальные и ежегодные отчеты ОАО «АВТОВАЗ».

Таблица 3

План по выпуску новых моделей автомобилей ОАО «АВТОВАЗ»

Название

модели

Описание новшества

Примерная цена модели

- LADAB (2180)

Главным новшеством является платформа, на которой будет построен данный автомобиль. Ее разработка велась совместно с французскими специалистами в области автомобилестроения.

350 000 рублей

LADA BM- hatch

В данной модели будет произведена модернизация одной из моделей автомобиля Renault.

400-500 тысяч рублей

LADA B- Cross SUV

Основанный на той же платформе, что и Renault Duster, с внедренным японским мотором легковой автомобиль, но больших размеров, чем LADA BM-hatch.

400 000рублей

LADA C- Cross

Разработки модели велись с помощью компьютерного моделирования. Дизайн разработал новый дизайнер «АвтоВАЗа» Стив Маттин.

450-500 тысяч рублей

Поскольку погодные условия в России отличаются от европейских, особенно в зимнее время и сезон дождей, спрос на внедорожники и кроссоверы велик. Поэтому выпуск именно таких автомобилей наиболее перспективен с точки зрения развития предприятия. На данный момент доля внедорожников в общем объеме производимой продукции составляет 30-35 %, но руководством предприятия запланировано повышение данного показателя в ближайшие годы. Стоит учитывать, что высока конкуренция со стороны иностранных производителей, предлагающих дешевые модели с широкими возможностями именно в этом сегменте


Руководители АвтоВАЗа официально признали эту проблему и запланировали выпуск «кроссоверной» версии обычных легковых автомобилей, чтобы повысить интерес потребителя к национальной продукции.

Сотрудничество с зарубежными специалистами в области автомобилестроения позволяет взглянуть на уже привычный дизайн и характеристики моделей отечественного производства. Среди партнеров АвтоВАЗа можно выделить: Alliance Renault-Nissan, Magna International, Alliance Rostec Auto B.V., Ростехнология, Fiat. Содрудничество с последним партнером будет направлено на совершенствование технологических процессов, разработку, производство и поставку двигателей и других значимых в инжиниринге компонентов.

В таблице 4 представлены основные направления НИОКР ОАО «АВТОВАЗ» совместно с высшими учебными заведениями и научными организациями РФ на период 2012-2018 гг..

Таблица 4

Приоритетные направления внедрения

инноваций ОАО «АвтоВАЗ»

Направления НИОКР

Период

реализации

Объем

финансирования, млн. руб.

Разработка перспективных и модернизация серийных силовых агрегатов.

2011-2017 г.г.

15,5

Перспективные системы и узлы электрооборудования и электроники для автомобилей.

2011-2017 г.г.

8,0

Электромобиль и автомобиль с гибридными силовыми установками.

2011-2017 г.г.

13,5

Виртуальное проектирование.

2011-2017 г.г.

11,5

Методики разработки конструкции.

2011-2017 г.г.

7,5

Выполнение перспективных законодательных норм автомобилями.

2011-2017 г.г.

7,0

Эргономика автомобиля

2011-2017 г.г.

4,0

Перспективные технологические процессы.

2011-2017 г.г.

8,0

Новые материалы

2011-2017 г.г.

20,9

Развитие цифровых технологий

2012-2017 г.г.

2690

Система управления интеллектуальной собственностью

2013-2018 г.г.

184

Таким образом, наиболее приоритетными направлениями в развитии деятельности АвтоВАЗа являются усовершенствование конструкции и системы электроники, а так же использование новых материалов.

До 2012 года коллектив ОАО «АВТОВАЗ» занимался реализацией следующих задач:

- обновление модельного ряда автомобилей LADA;

- повышение качества автомобилей LADA;


- повышение рентабельности автомобилей LADA;

- бенчмаркинг для улучшения параметров реализуемых проектов;

- бизнес-оценка перспективных проектов;

- совершенствование системы управления проектами.

Среди достижений в области внедрения инноваций на предприятии, можно отметить:

1) Серийный выпуск автомобилей семейства LADA Largus в 2012 году.

Цена на данный автомобиль была запланирована в 300-400 тыс. руб., но в связи с высоким уровнем затрат, выросла примерно в 1,5 раза. Совместный проект компании Renault и АвтоВАЗ представляет собой адаптированную под российский рынок модель Dacia Logan MCV.

2) Работа над фейслифтингом автомобилей «LADA Kalina». Выпуск пробной партии и успешный запуск проекта. Создание современного автомобиля за минимальные деньги за счет удешевления конструкции и применения современных инженерных и технологических решений

3) Ориентация на безопасность. LADA Largus и LADA Largus Cross, стали серийно оснащаться задним парковочным радаром.

4) Огромный успех сопровождает такое новшество, как новое поколение компактного внедорожника с полным приводом. Неожиданно высокий спрос сложился на автомобиль LADA 4х4 Urban, который был представлен как внедорожник и появившийся на рынке в ноябре 2014 год, и за несколько месяцев с момента начала производства было продано 700 штук. Изначально было запланировано производство в количестве 5 тысяч штук до 2015 года. В итоге производство данного автомобиля будет увеличено.

Глава 3. Повышении эффективности управления инновационными проектами на примере ОАО «АВТОВАЗ»

3.1 Оценка инновационных проектов по критериям инновационности и конкурентоспособности

Для анализу управления проектами были рассмотрены следующие проекты:

- Проект № 1: Запуск производства новой модели автомобиля LADA в среднем ценовом сегменте.

- Проект № 2: Запуск производства спортивного автомобиля.


Для оценки проектов необходимо организовать экспертную комиссию, состоящую не менее чем из пяти экспертов в разных областях деятельности предприятия. В рассматриваемой ситуации в состав экспертной комиссии входят специалисты, имеющие опыт работы в отрасли автомобилестроения, но не являющиеся сотрудниками ОАО «АВТОВАЗ». Для применения данного метода можно привлекать как сторонних экспертов, так и кадры предприятия, например, в состав комиссии могут входить:

- генеральный директор;

- заместитель генерального директора;

- начальник Дирекции по техническому развитию;

- начальник финансовой Дирекции;

- начальник Дирекции по производству.

Руководители департаментов или специалисты должны оценить оба проекта по критериям инновационности и конкурентоспособности в баллах от 1 до 9, см. таблицу 5,6,7.

Таблица 5

Экспертные оценки по критериям

инновационности проекта №1

критерия

Эксперт 1

Эксперт 2

Эксперт 3

Эксперт 4

Эксперт 5

1

6

7

7

7

7

2

5

5

5

5

5

3

4

4

5

5

4

4

5

3

4

3

3

5

4

3

3

3

3

6

7

6

в

6

7

Таблица 6

Экспертные оценки по критериям инновационности по проекту№2

критерия

Эксперт 1

Эксперт 2

Эксперт 3

Эксперт 4

Эксперт 5

1

7

в

10

9

9

2

в

10

9

9

в

3

9

в

в

в

9

4

7

в

10

9

в

5

10

7

7

в

9

6

9

9

7

в

10

Таблица 7

Усредненные оценки по критериям инновационности

п/п

Критерии

Инновационные проекты

проект № 1

проект № 2

1

Соответствие проекта приоритетным направлениям инновационной стратегии предприятия

6,8

8,6

2

Актуальность исследования и уникальность проекта

5,0

8,4

3

Научная новизна предлагаемых в проекте решений

4,4

8,8

4

Технологический уровень проекта

3,6

8,4

5

Преимущества по сравнению с аналогами

3,2

8,2

6

Экономическая целесообразность проекта

6,8

8,6