Файл: Специфику управления инновационными проектами на примере ОАО «АВТОВАЗ»..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты управления инновационными проектами

1.1 Понятие инновационного проекта

1.2 Формы и методы управления инновационными проектами

Глава 2 Характеристика инновационной деятельности на примере ОАО «АВТОВАЗ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Автоваз»

2.2 Инновационная политика ОАО «АВТОВАЗ»

Глава 3. Повышении эффективности управления инновационными проектами на примере ОАО «АВТОВАЗ»

3.1 Оценка инновационных проектов по критериям инновационности и конкурентоспособности

3.2 Построение графической модели оценки инновационных проектов

3.3 Мероприятия по устранению рисков при осуществлении инновационного проекта

3.4 Расчет затрат на реализацию инновационного проекта

3.5 Мероприятия для эффективного управления инновационными проектами ОАО «АВТОВАЗ»

Заключение

Список использованных источников

Далее необходимо провести оценку обоих проектов по критериям конкурентоспособности по аналогии с оценкой инновационности.

Данные об оценках экспертов по всем критериям представлены в таблицах 8 и 9

Таблица 8

Экспертные оценки по критериям конкурентоспособности по проекту №1

критерия

Эксперт 1

Эксперт 2

Эксперт 3

Эксперт 4

Эксперт 5

1

8

8

8

8

8

2

9

8

7

8

7

3

7

7

8

9

7

4

7

7

7

8

8

5

8

9

8

8

8

6

7

7

9

8

8

7

8

7

8

8

7

8

9

8

8

9

8

9

9

8

7

8

8

10

8

8

8

9

9

11

8

8

9

9

8

12

6

7

6

8

7

Таблица 9

Экспертные оценки по критериям конкурентоспособности

по проекту №2

критерия

Эксперт 1

Эксперт 2

Эксперт 3

Эксперт 4

Эксперт 5

1

6

5

6

6

6

2

4

4

4

4

4

3

2

3

3

3

3

4

4

5

5

4

4

5

3

3

3

4

5

6

5

5

4

4

4

7

4

4

4

4

4

8

7

6

5

7

7

9

4

5

4

5

5

10

5

5

5

5

5

11

4

3

5

3

3

12

4

2

3

2

3


Таблица 10

Усредненные оценки по критериям конкурентоспособности

п/п

Критерии

Инновационные

проекты

проект № 1

проект № 2

1

Наличие рынка и возможность коммерциализации

5,8

8

2

Уровень конкурентных преимуществ

4,0

7,8

3

Согласованность с существующими каналами сбыта

2,8

7,6

4

Патентоспособность

4,4

7,4

5

Наличие объекта интеллектуальной собственности

3,6

8,2

6

Наличие научно-технического задела

4,4

7,8

7

Техническая выполнимость проекта

4,0

7,4

8

Стоимость проекта

6,4

8,4

9

Степень готовности проекта

4,6

8

10

Наличие квалифицированных специалистов и опыта в реализации проектов

5,0

8,4

11

Инвестиционная привлекательность

3,6

8,4

12

Научно-технический уровень проекта

2,8

6,8

С помощью усредненных показателей можно произвести оценку полезности проектов с точки зрения инновационности и конкурентоспособности.

Анализ инновационных проектов по критерию инновационности показал, что значение показателя по проекту № 1 ниже, чем по проекту № 2. Это означает, что если бы управленческое решение принималось только на основе данного показателя, из двух имеющихся проектов был бы выбран проект № 2, как приоритетный.

3.2 Построение графической модели оценки инновационных проектов

Заключительным этапом при выборе из нескольких проектов наиболее эффективного, является построение матрицы. На основе полученных данных в графе «Нормированная оценка вектора приоритета критерия по проекту», получены координаты, которые будут иметь проекты в матрице.

Для проекта № 1 координаты следующие: (5,52; 4,65).

Для проекта № 2 координаты следующие: (8,52; 7,93).


Рисунок 4. Графическая модель оценки инновационных проектов ОАО «АВТОВАЗ»

Проекты, расположенные в секторах А1, А2 и В1 относятся к категории «Аутсайдер; в секторах В2 - «Нейтральный; А3 - «Конкурентоспособный»; С1 - «Привлекательный»; В3, С2, С3 - «Лидер».

На основе полученных результатов, построена графическая модель проведенного анализа, изображенная на рисунке 3.1, которая отражает, какой из проектов является приоритетным. Матрица представляет собой определенное количество секторов. Каждому сектору соответствует свое значение показателя инновационности и конкурентоспособности.

Так как интересующие нас показатели при оценке двух проектов, направленных на достижение одной цели у проекта № 2 выше, следовательно, данный проект будет вероятнее всего реализован.

Экспертами могут быть проставлены оценки по каждому критерию на основе измерений техническими средствами, статистической обработки информации о технико-экономических характеристиках продукции. Все расчеты, произведенные экспертами или специалистами, должны быть документально подтверждены, а результаты представлены в форме отчета.

Данный способ приемлем для выбора приоритетного проекта практически на любых предприятиях. В качестве экспертов целесообразно привлекать специалистов различных отраслей, а также приглашать незаинтересованных в выборе определенного проекта лиц. Если нет такой возможности, данный анализ возможно провести собственными силами, как было продемонстрировано на примере.

Оценка проектов строится только на коэффициентах, присвоенных экспертами по вышеперечисленным критериям, но не учитывается степень риска, присущая каждому из проектов.

3.3 Мероприятия по устранению рисков при осуществлении инновационного проекта

При введении дополнительных критериев в данный метод будет возможно дать полный анализ и спрогнозировать, какой проект наиболее выгоден с точки зрения внедрения в определенный период времени в организации. А также в результате исследования можно сделать вывод о том, что целесообразно ввести дополнительные критерии оценки инновационных проектов, например, влияние на экологию, социальный эффект от внедрения инновации.


К мерам управления рисками можно отнести:

1.Контроль операционных, финансовых и правовых рисков. Ведение мониторинга всевозможных рисков, связанных с операционной деятельностью и процессом реализации инновационных проектов. Применение следующих способов реагирования на риски целесообразно при управлении проектами:

- уклонение от риска или отказ от рискованных проектов;

-предотвращение риска, т.е. проведение превентивных мероприятий с целью устранения риска либо уменьшения возможных убытков и вероятности их наступления;

- воздействие на источник риска;

- страхование;

- создания резервов для покрытия убытков за счет собственных средств.

2.Контроль рисков, связанных с возможным изменением цен на сырье, услуги, используемые при осуществлении и внедрении инновационного проекта. В производственных организациях, таких как ОАО «АВТОВАЗ» более 60% себестоимости новой модели автомобиля или другой продукции составляют сырье, материалы, энергоресурсы, а также приобретенные комплектующие изделия. Изменение цен на них на внешнем и внутреннем рынках может оказывать влияние на изменение себестоимости продукции ОАО «АВТОВАЗ». Инновационный проект, так же как и продукция имеет свою стоимость, затраты. Поэтому вполне логично, что при рассмотрении нескольких инновационных проектов, следует учитывать качественные и количественные показатели используемых материалов.

Для ограничения влияния данного фактора необходимо осуществлять поиск локальных альтернативных поставщиков.

3.Взаимодействие с научно-исследовательскими институтами, ВУЗами, лабораториями, позволит сократить риски нехватки квалифицированного персонала и позволит решать вопросы, возникающие на постоянной основе при осуществлении проекта. А так же производить корректировки того или иного процесса и вносить изменения на различных этапах проекта.

4.Своевременная замена и обновление объектов инфраструктуры, включающая в себя постоянную проверку организаций-партнеров в том регионе, где расположена организация, с целью выявления наиболее развитого с точки зрения инновационности. Более тщательный отбор необходимых материалов и ресурсов и продуктов интеллектуальной собствености позволит поддерживать такой показатель как конкурентоспособность.

5.Контроль над финансовыми рисками - это необходимость следить и управлять рисками, связанными с изменением процентных ставок, курса обмена иностранных валют в целях снижения неблагоприятных последствий влияния таких рисков.


Стоит отметить, что от эффективного функционирования сервисно­сбытовой сети зависит успешное продвижение на рынках.

Для привлечения внимания клиента к национальному продукту должны разрабатываться новые модели, на что и ориентирован концерн в данный момент.

Работа дилерских центров и региональных представителей, направленная на раскрытие всех преимуществ предприятия и его продукции и привлечения партнеров и инвесторов, непосредственно влияет на восприятие клиентом новых моделей отечественного производства.

Таким образом, инвестор, понимая и принимая имеющиеся недостатки и возможные риски, должен понимать выгодность для него вложение денежных средств именно в это предприятие и быть готовым принимать активное участие в его развитии.

Для исключения нарушений и сбоев в поставках материалов, полуфабрикатов, запчастей и необходимых инструментов, должно быть налажено взаимодействие предприятия со своими постоянными поставщиками, а также предъявлены жесткие требования к каждому из них. Аффилированность или любое умышленное сотрудничество в интересах руководства предприятия с лицами, чья продукция не отвечает необходимым требованиям, должны быть исключены.

В данный момент закупочная деятельность ОАО «АвтоВАЗ» ведется на основании заключенных договоров. Тендеры в основном проводятся не в электронном виде, что говорит о низкой степени открытости и прозрачности

закупочной деятельности. Для увеличения экономии бюджета и сокращении времени на поиск поставщиков и ведения переговоров с ними, целесообразно вести закупочную деятельность в электронном виде, что позволит увеличить количество потенциальных поставщиков, усилить конкуренцию между ними, а также проводить закупку товаров по более низким ценам и соответственно получать большую прибыль по итогам деятельности.

3.4 Расчет затрат на реализацию инновационного проекта

Поскольку экспертный метод выбора инновационного проекта вызывает множество споров, необходимо провести дополнительное исследование и оценить конкурентоспособность проектируемого автомобиля в сравнении с несколькими подобными конкурирующими вариантами. По сравниваемым изделиям необходимо определить:

1)показатели технического уровня;

2)экономические показатели.