Файл: Россия в системе международных кредитных отношений (Международный кредит: сущность, функции и классификация ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В данном случае один банк выступает в роли менеджера и организовывает создание синдиката. Он полностью регулирует весь процесс предоставления кредита и также отвечает за распределение процентов между участниками.

В России широко распространено использование международных кредитов. Так, по официальным данным Министерства финансов РФ Россия направила 25 иностранным банкам заявки на организацию размещения государственных облигаций в 2016 году.

В список вошли в основном крупнейшие банки США, Европы и Китая: Barclays, BNP Paribas, Societe Generale, Scotiabank, TD Securities, Bank of America Merrill Lynch, Landesbank Baden-Wuerttemberg, Morgan Stanley, Mizuho Financial, RBC Capital Markets, Bank of China, Wells Fargo, Deutsche Bank, Industrial and Commercial Bank of China, Crédit Agricole, Credit Suisse, Nomura, Citigroup, China Construction Bank, Goldman Sachs, JP Morgan, Agricultural Bank of China, HSBC, UBS, UniCredit.

В целом можно отметить, что в РФ используются различные формы международного кредита, что подтверждается ее уровнем международной значимости как развитого государства.

2.2 Международные кредитные отношения Российской Федерации, их характеристика и значение

Россия на протяжении многих веков выступала как одна из мировых держав, формируя не только внешнеторговые, но и политические отношения. Известно, например, что именно СССР предоставлял странам-участницам Варшавского договора огромные кредиты как в деньгах, так и в товарах.

После распада СССР Россия продолжала выдавать солидные кредиты другим государствам и на сегодняшний день около 25 стран являются должниками РФ. По официальным данным, в крупнейших должниках России по-прежнему проходят: Куба - около 28 млрд. долл., Монголия - 18 млрд., Вьетнам - 17 млрд., Индия - около 16 млрд., Сирия - более 10 млрд., Ирак - 7 млрд., Эфиопия и Йемен - 6,5 млрд., Алжир - 3,5 млрд., Ливия и Мозамбик - по 2,5 млрд. долл. Кроме вышеперечисленных, должниками также являются Ангола, Словакия, Марокко, Тунис.

2014 год стал переломным для России как в политическом, так и в экономическом плане. Толчком к фактической изоляции РФ в мире стали нестабильная ситуация в Украине и присоединение Крыма. Ответом стало введение США и ЕС нескольких пакетов экономических санкций, что к концу года серьезно усугубило ситуацию в стране.

На сегодня большая часть кредитов иностранным государствам уже погашена. Несмотря на свое тяжелое положение Россия, не перестала кредитовать другие страны. Но на сегодня денежные средства уже направляются в большей мере в бывшие союзные республики.


Обобщенная статистика по задолженности стран СНГ на 1 января 2012 года составляла 6491,4 млн. долл., в т.ч. основной долг - 5783,2, проценты - 708,2. При этом просроченная задолженность составляла 1912,2 млн. долл., из них 1608,2 - Казахстан, 179,2 - Узбекистан, 73,1 - Молдавия, 21,1 - Киргизия, 5,1 - Белоруссия, 1,0 - Армения, 0,8 - Грузия.

За данными Единого государственного портала Российской Федерации в структуре внешнего долга страны по видам государственных ценных бумаг на 1.02.2016 года 49,9 % составили облигации федерального займа (с постоянным доходом), 25,8 % - облигации федерального займа (с переменным крупным доходом), 14,7 % облигации федерального займа (с амортизацией дохода), 6,7 % государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода, 2,4 % облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода.

Общая задолженность перед РФ (иностранных государств и стран СНГ) составляет сейчас около 91,9 – 95,9 млрд. долларов. По другим данным 150 - 160 млрд. долларов.

Буквально в июле 2014 года Владимир Путин перед визитом на Кубу подписал закон о списании 90 % долга Острова Свободы перед Россией, что составляло около 32 млрд. долларов. Это рекордный показатель. Немногим ранее была также списана задолженность Афганистана, Северной Кореи, Монголии, которые были должны примерно по 11 млрд. долл. Каждая. Сирия и Вьетнам задолжали России по 10 млрд. долл., а Ирак приблизительно 8 млрд. долл., которые также были списаны по закону Президента РФ. Алжиру списали 4,7 млрд. долл., а Ливии – 4,5 млрд. долл. Также был списан долг Кипру в размере 2,5 млрд. долл., при том, что в 2013 году кипрские власти самостоятельно обращались к России с просьбой о реструктуризации долга и предоставлении очередного займа в 5 миллиардов евро.

В условиях глобализации экономики в России происходит постепенная интеграция в мировую экономику, что предполагает ее участие в межгосударственных финансовых институтах, которые созданы на основе межгосударственных соглашений. Целью функционирования такого рода международных организаций - регулирование валютных и кредитно-финансовых отношений между странами, а также всяческое содействие их экономическому развитию, а также оказание кредитной помощи.

В число таких организаций входят Международный валютный фонд, Банк международных расчетов, Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Европейский инвестиционный банк, региональные международные банки развития.


В настоящее время, Россия заинтересована в расширении сотрудничества с группой Всемирного банка, несмотря на существенное улучшение макроэкономических и финансовых показателей, что может помочь развитию национальной экономики страны, особенно таким отраслям как промышленность и сельское хозяйство. В целях осуществления инвестиционных проектов, а также проектов в области образования, здравоохранения, экологии и институциональных преобразований Россия очень нуждается в дополнительных денежных ресурсах, которые может при определенных условиях также предоставить Всемирный банк.

Так, например, в 2011-2012 гг. Всемирный банк начал финансирование двух совместных проектов – по сохранению и использованию культурного наследия России с Администрацией Новгородской области. Для этого проекта было выделено 100 млн. долл. сроком на 17 лет, также данным договором было предусмотрено отсрочку выплат на 6 лет), что является позитивным фактором для развития данной области. Второй проект - по повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации, Сумма обязательств по официальным данным составляет 25 млн. долл.

В декабре 2011 г. Совет директоров Всемирного Банка одобрил новую Стратегию партнерства с Россией на 2012 – 2016 гг. Во многом данная стратегия совпадает с приоритетами Правительства РФ в сфере социально-экономического развития, улучшения качества государственного управления, повышения глобальной роли страны. При этом, индикативный объем кредитования России со стороны Банка, что уже заложен в Стратегии составил 5 млрд. долл.

Таким образом, в условиях развития рыночной экономики Россия все активнее участвует в международных валютно-кредитных отношениях. Однако, вместе с тем мы сталкиваемся с большим количеством проблем.

Самой актуальной проблемой в международном кредитовании РФ на сегодня является низкая экономическая эффективность связанных кредитов под государственные гарантии РФ. Это связано с тем, что привлечение таких кредитов налагает обязанность закупать услуги или товары у стран, которые эти кредиты предоставляют. Однако, при условии наведения порядка в заимствованиях, а также обеспечении особого государственного контроля над указанным процессом и соответственно добросовестного отношения заемщиков к своим обязательствам относительно своевременного погашения обязательств, может быть обеспечено эффективное использование иностранных связанных кредитов.


В настоящее время международные кредиты имеют довольно высокую стоимость. Ежегодное сокращение расходов федерального бюджета по обслуживанию государственного долга может быть достигнуто при досрочном погашении части задолженности, но в большинстве случаев кредиторы не поддерживают эту инициативу.

Кроме того, не обеспечивается контроль над эффективным использованием закупаемых в счет иностранных кредитов оборудования и услуг для модернизации и развития российских предприятий, а также товаров и сырья.

И наконец, анализируя исполнение законодательно-нормативных документов, необходимо отметить, что изложенные в них требования выполняются не в полном объеме. Не выполняются постановления и в части регистрации подписанных правительством РФ межправительственных соглашений в Государственной книге внешнего долга РФ: некоторые из них не имеют регистрационных номеров.

Итак, без международных вливаний экономика России развиваться не может. Выход один: обеспечить эффективность использования международных кредитов. Для этого необходимо совершенствование и повышение институциональных механизмов регулирования.

Таким образом, мы рассмотрели современные тенденции развития международных кредитных отношений и этапы внешних заимствований, представили Россию как международного должника и кредитора, изучили участие России в международных финансовых институтах, описали долговую стратегию в области государственного долга, проблемы внешних заимствований и пути их решения.

Международные кредитные отношения, как и валютные, служат объектом не только рыночного, но и государственного регулирования в стране. Степень вмешательства государства в международные кредитные отношения различна, но формы его в большинстве стран одинаковы. Государство является активным участником международных кредитных отношений, выступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика. Используя часть национального дохода, аккумулированного через госбюджет, государство предоставляет правительственные или смешанные кредиты, субсидии, помощь другим странам. Сейчас государственные кредиты в основном выдаются по линии помощи развивающимся странам.

Как свидетельствует мировой опыт, государство поощряет внешнеэкономическую деятельность предприятий. Для этого используются субсидии, кредиты, налоговые и таможенные льготы, гарантии, субсидирование процентных ставок, т. е. бонификации (возмещения банкам за счет госбюджета разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кредитам).


Государство, способствует снижению цен вывозимых товаров через освобождение экспортеров от уплаты косвенных и некоторых прямых налогов.

Такая политика существенно повышает их конкурентоспособность. В соответствии с международной практикой товары, пересекающие границу, могут также освобождаться от косвенных налогов.

В России функции регулирования международного кредита выполняют Банк внешней торговли и Банк внешнеэкономической деятельности, специализирующиеся на обслуживании внешнего долга.

Межгосударственное регулирование международного кредита осуществляется в различных формах:

- координация условий экспортных кредитов и гарантий;

- согласование размера помощи развивающимся странам;

-регламентация деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций;

- рециклирование нефтедолларов и др.

Важной формой межгосударственного регулирования международного кредита являются международные совещания в верхах, на которых делаются попытки выработать совместные мероприятия по этим проблемам. На встречах на высшем уровне вопросы экспортных кредитов, передачи технологии, торговли зерном приобрели политическое значение в свете отношений Восток - Запад.

Своеобразной формой сотрудничества банков на многосторонней основе стали международные банковские клубы. Например, Форекс-клаб объединяет 1600 банкиров, представляющих мировые финансовые центры, и ежегодно проводит совещания по актуальным проблемам международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Ведущие корпорации и банки активно используют государственное регулирование международного кредита, когда им это выгодно. Иначе они конфликтуют с ним и бесконтрольно осуществляют международные кредитно-финансовые операции.

Регулирование международных кредитных отношений должно являться основной составляющей стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на сегодня.

По официальным данным в 2013 году россияне на международном рынке получили кредитов на сумму 59,2 млрд. долл.

В марте 2011 года было подписано соглашение о предоставлении кредита МБРР в размере 25 млн. долларов США на срок 14 лет, включая пятилетний льготный период.

Согласно данным ЦБ на 1 января 2015 года, внешний долг РФ составляет $599 млрд. Долларов США. При этом стоит отметить, что доля ЦБ РФ в нем составляет всего лишь 10,4 млрд. долл. (1,7 %); доля банков – 171 млрд. долл. (28%).

Внешний долг РФ состоит из двух секторов: государственного и частного.