Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Предмет предпринимательского права ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Предмет предпринимательского права

1.1. О месте предпринимательского права в системе права

1.2. Предмет предпринимательского права

1.2.1. Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования

1.2.2. Отношения некоммерческого характера

1.2.3. Отношения, возникающие в процессе регулирования предпринимательской деятельности

1.2.4. Внутрихозяйственные (внутрифирменные) отношения

Глава 2. Метод предпринимательского права

Глава 3. Принципы предпринимательского права

3.1. Принцип свободы предпринимательской деятельности

3.2. Принцип неприкосновенности и юридического равенства всех форм собственности

3.3. Свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности

3.4.Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности

3.5. Принцип законности

Заключение

Список использованных источников

Таким образом, складывающиеся при государственном регулировании предпринимательской деятельности отношения – неотъемлемая составляющая предмета предпринимательского права.[29]

Рассматривая отношения, возникающие в процессе регулирования предпринимательства, Ершова И.В., наряду с отношениями по государственному регулированию, выделяет группу отношений, складывающихся при осуществлении саморегулирования. Применительно к некоторым видам предпринимательской деятельности государство передает часть функций саморегулируемым организациям, делегируя им полномочия регулирования, в том числе контроля деятельности предпринимателей. Важно, что отмечается тенденция расширения тех сфер предпринимательства, где членство в саморегулируемых организациях становится для хозяйствующих субъектов обязательным. Поэтому данные отношения стали органичной составляющей предмета предпринимательского права.[30]

Таким образом, очередной раз становится заметно, насколько предмет предпринимательского права является сложной категорией, которая включает в себя специфические отношения, характерные для правового регулирования такой отрасли права как предпринимательское.

1.2.4. Внутрихозяйственные (внутрифирменные) отношения

Данные отношения являются самостоятельной сферой правового регулирования. Они регулируются предприятиями путем издания локальных правовых актов. В частности, такие отношения носят управленческий характер, так как возникают в процессе самоорганизации и самоуправления в коммерческих организациях.

Внутрифирменные отношения неоднородны по своей структуре. Выделяют следующие виды:

  1. отношения, складывающиеся по поводу правового статуса самого предприятия, его структурных подразделений;
  2. внутрифирменные имущественные связи, которые возникают между структурными подразделениями предприятия в процессе осуществления им хозяйственной деятельности. Указанные связи возникают в сфере непосредственного производства, а не в области товарно-денежного обращения;
  3. отношения, которые связаны с правовым статусом учредителей (участников) предприятия. Соответствующие локальные правовые акты регламентируют их права и обязанности, ответственность по обязательствам предприятия. [31]

Таким образом, делаем вывод, что предпринимательское право как отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно связанные с ними иные, в том числе: некоммерческие отношения, отношения по регулированию предпринимательской деятельности, а также внутрихозяйственные отношения. [32]

Предмет правового регулирования предпринимательского права довольно таки сложная категория, которая объединяет в себе частноправовые и публично-правовые начала. Несмотря на то, что отношения, рассматриваемые в качестве предмета правового регулирования, являются на первый взгляд совершенно разнородными (по сути, они таковыми и являются), они составляют предметное единство. Ведь, так или иначе, они складываются в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность является ключевым понятием в предмете правового регулирования. Осуществление этой деятельности, ее обслуживание и регулирование - то, что дает нам основание говорить о единстве предмета регулирования предпринимательского права.

Глава 2. Метод предпринимательского права

Метод правового регулирования, наряду с предметом, является критерием отделения одной отрасли права от другой. Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые определенной отраслью права.[33] Для того, чтобы такое воздействие было эффективным и достигало предполагаемого результата, должны использоваться такие средства, которые соответствуют природе регулируемых отношений. Таким образом, содержание метода правового регулирования предопределяется предметом правового регулирования.

Однако есть точка зрения, в соответствии с которой под методом правового регулирования понимается не совокупность, а какой-то один способ опосредования общественных отношений.[34]

На наш взгляд, в комплексных отраслях права, к которым можно отнести и предпринимательское право, сочетающих в себе публично-правовые и частноправовые начала, применяется два и более метода правового регулирования.

По мнению, Лаптева В.В. к методам предпринимательского права следует отнести: 1) метод автономных решений (метод согласования и метод разрешения); 2)метод обязательных предписаний (метод приказа и метод запрета); 3)метод рекомендаций.[35]


Такая точка зрения поддерживается в литературе.[36] Так, метод обязательных предписаний означает, что субъекты предпринимательского правоотношения не равноправны: один из них в силу своей компетенции дает обязательные указания другому субъекту, который обязан их исполнять (он применим к публично-правовым отношениям). Метод автономных решений предполагает, что субъект по своей воле принимает решение о совершении какой-либо сделки или принятия решения. Метод рекомендации характеризуется тем, что рекомендательные нормы не носят обязательного характера. Указанные методы тесно взаимодействуют между собой.

Некоторые ученые приходят к имению о существовании одного метода правового регулирования предпринимательского права – метод координации, сформировавшийся на базе трех названных выше методов.[37]

Однако Белых В.С. не соглашается с мнением о том, что предпринимательское право имеет несколько методов правового воздействия. Предлагаемые методы носят общий характер и не вписываются в рамки учений об отраслях права. Например, метод согласований, пишет он, используется и в гражданском праве, и в административном праве. Ученый предлагает рассматривать понятие «правовой метод» в широком и узком значениях. В первом случае речь идет о методах публичного и частного права как суперотраслях, во втором – об отраслевом методе. В узком значении понятие «правовой метод» наполняется конкретным содержанием с учетом специфики и характеристики регулируемых отношений. Так, в сфере гражданского права применяется метод юридического равенства, в области же административного права – метод подчинения. В сфере же предпринимательского права гармонично сочетаются и метод юридического равенства, и метод подчинения.[38]

В юридической литературе также указывается, что метод правового регулирования отношений в рамках осуществления предпринимательской деятельности ее субъектами можно определить как в основном диспозитивный, но с элементами императивности. Диспозитивному методу присущи следующие черты: юридическое равенство сторон, автономия воль сторон, имущественный характер юридической ответственности, имущественная самостоятельность сторон, защита прав преимущественно в судебном порядке. Диспозитивность правового регулирования предпринимательской деятельности совершенно оправданна, так как ее основной элемент составляет гражданский оборот.


Императивный метод же характеризуется наличием отношений власти и подчинения. Как мы знаем, отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности в качестве одной из сторон имеют субъекта, наделенного властно-распорядительными полномочиями: государство в лице компетентных органов. [39]

Таким образом, единого подхода к определению метода предпринимательского права нет. Но наш взгляд, таковым методом не может являться какой-либо один метод, так как сам предмет предпринимательского права является сложным, комплексным понятием.

Глава 3. Принципы предпринимательского права

Принципы правового регулирования обладают рядом важных свойств, в связи с чем наука ставит их в один ряд с другими системообразующими факторами, такими как предмет и метод правового регулирования общественных отношений.

Так, под правовыми принципами понимаются выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его основы и закрепленные в нем закономерности общественной жизни.[40]

Принципа права, в первую очередь, являются сквозными идеями, которые пронизывают право, идеологическим отражением потребностей общественного развития. Также важно, что правовые принципы должны быть реально выражены в самом праве. В обратном случае, они являются лишь научными выводами. Исходя из того, принципы, являясь нормами права, выполняют регулятивную функцию.

В науке предпринимательского права выделяют следующие принципы данной отрасли права: свобода предпринимательской деятельности; юридическое равенство всех форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности; свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности; получение прибыли как цели предпринимательства; законность в предпринимательской деятельности; сочетание частных и публичных интересов в предпринимательском праве; государственное регулирование предпринимательской деятельности. [41]

Мартемьянов В.С. дает более узкий перечень принципов предпринимательского права: экономическая свобода; защита экономических интересов хозяйствующих субъектов и поощрения предприимчивости в хозяйствовании; государственное воздействие на отношения в народном хозяйстве преимущественно на основе применения экономических мер и методов; конкуренция и защита от монополизма; законность. [42]


Затрагивая вопрос принципов предпринимательского права, Белых В.С. пишет, что отсутствие кодифицированного акта в сфере предпринимательского права не лишает возможности говорить о его принципах. Большинство правовых принципов, которые могут спокойно применяться в области предпринимательской деятельности, содержаться в Конституции РФ. В то же время, с учетом комплексной природы предпринимательского права неправильно игнорировать принципы, свойственные отраслям публичного и частного права. [43]

3.1. Принцип свободы предпринимательской деятельности

Данный принцип является основополагающим принципом предпринимательского права. По указанию Лаптева В.В., он означает право гражданина или организации начать и вести такую деятельность в любой сфере экономики.[44] Этот принцип оглашается в ст. 8 Конституции РФ, в соответствии с которой в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности. Более глубоко данный принцип раскрывается в ст. 34 Конституции РФ: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В то же время, свобода предпринимательства не абсолютна и может быть ограничена в общественных интересах.

В литературе[45] подчеркивается, что свобода предпринимательской деятельности включает в себя:

  • свободу выбирать род деятельности или занятий, свободу быть либо наймодателем-предпринимателем, либо нанимателем;
  • свободу передвигаться, выбирать место пребывания и жительства – свободу рынка труда;
  • свободу объединения для совместной экономической деятельности – выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и образования различных предпринимательских структур;
  • свободу иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, свободу владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами;
  • свободу договора – заключать гражданско-правовые и иные сделки;
  • свободу от незаконной конкуренции;
  • свободу заниматься любой предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью в соответствии с принципом «разрешено все, что не запрещено законом».