Файл: Деньги в рыночной экономике (Назначение и механизм функционирования Фонда социального страхования РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не позднее 10 дней со дня предоставления всех указанных документов Фонд должен перечислить сумму пособия застрахованному.

В настоящее время в пилотном проекте участвует 33 субъекта РФ, с 1 июля 2018 года к нему подключаться ещё 13: Республика Саха (Якутия), Забайкальский края. Волгоградская. Владимирская, Воронежская, Ивановская, Кировская, Кемеровская, Костромская. Курская. Рязанская, Смоленская и Тверская области[7].

Таким образом, в 1 главе раскрыто назначение и механизм функционирования Фонда социального страхования РФ.

Глава 2. Анализ доходов Фонда социального страхования РФ

Анализ доходов Фонда социального страхования РФ проведём на основании данных о фактическом, а не утверждённом, размере поступлений денежных средств в доход бюджета ФСС. которые опубликованы в федеральных законах об исполнении бюджета ФСС РФ за соответствующий года. Также дополнительно используем данные, размешенные на сайте Казначейства РФ[8] и на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет»[9]. Анализом охватим пятилетний период (2012-2016 гг.). Первоначально в целях последующего анализа проведём группировку доходов Фонда и представим их значения в таблице 1.

Таблица 1

Состав фактических доходов ФСС РФ, млрд руб.

Доходы

2012

2013

2014

2015

2016

Страховые взносы

426,21

474,18

508,52

531,12

559,72

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы

198,31

129,00

52,14

-6,21

42,79

Доходы от размещения временно свободных средств

0,61

0,79

1,73

6,41

2,37

Доходы от оказания платных ус луг и компенсации затрат государства

0,08

0,17

0,18

0,70

0,16

Прочие доходы

5,34

0,35

7,25

9,26

11,37

Всего

630,78

603,50

569,82

541,28

616,41


Анализируя данные таблицы 1, можно сделать выводы:

  1. По итогам 2016 года объем доходов ФС С превысил 616 млрд руб.;
  2. За 5 лет, с 2012 по 2016 г. включительно, произошло снижение совокупного объёма доходов Фонда более чем на 14 млрд руб. или на 2.2%;
  3. Главным источником доходов бюджета ФСС являются страховые взносы;
  4. Из всех источников доходов Фонда только страховые взносы демонстрировали устойчивый ежегодный рост, в итоге за 5 лет прирост объёма страховых взносов составил 133,51 млрд рублей или 31,3%; усредненный ежегодный прирост страховых взносов был равен 6.3%;
  5. Безвозмездные поступления из Федерального бюджета и бюджета ФФОМС, занимая второе место среди доходов по объёму поступлений, за 5 лет сократились на 155,5 млрд рублей или на 78%;
  6. Прочие доходные источники Фонда демонстрировали разнонаправленную динамику, то росли, то сокращались в объёме.

Далее рассчитаем структуру фактических доходов и представим данные в таблице 2.

По данным таблицы 2 можно сделать вывод, что преобладающим доходным источником Фонда являются страховые взносы, поступающие аг страхователей, причём их устойчивый динамичный рост обусловил повышение удельного веса страховых взносов с 68% в 2012 году до 91% в 2016 году.

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы, представленные перечислением денежных средств из Федерального бюджета и трансфертами ФФОМС, вследствие отрицательной динамики их прироста в абсолютном денежном выражении продемонстрировали сокращение удельного веса в структуре доходов бюджета ФСС с 31% в 2012 году до 7% в 2016 году. Отрицательное значение безвозмездных поступлений в 2014 году обусловлено неправомерным использованием средств из данного источника

в 2014 году. В общем объёме безвозмездных поступлений преобладают перечисления из федерального бюджета.

Таблица 2

Структура фактических доходов ФСС РФ, %

Доходы

2012

2013

2014

2015

2016

Страховые взносы

68

78

89

97

91

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы

31

21

9

-

7

Доходы от размещения временно свободных средств

0.1

0.1

0,3

1,2

0,4

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

0,0

0,0

0,0

0.1

0,0

Прочие доходы

0,9

0,9

1,7

1,7

1,6

Всего

100

100

100

100

100


Доля всех оставшихся доходных источников, помимо двух выше рассмотренных, в анализируемый период не была значимой, поскольку не превышала 2%. Доходы от размещения временно свободных средств обязательною страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в банковские депозиты и облигации государственного федеральною займа в период 2012-2016 гг. составляли в общей структуре доходов от 0,1 до 1,2%. Резкое повышение удельного веса этих доходов в 2015 году было связано с ростом процентных ставок по банковским депозитам.

На 2017 год в соответствии с федеральным законом от 19.12.2016 № 417-ФЗ ”О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации

на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" был утверждён общий объем его доходов в объёме 642,2 млрд, рублей. Сравнивая с достигнутым объёмом доходов в 2016 году, можно сделать вывод, что в бюджете на 2017 год был заложен рост доходов на 25,79 млрд руб. или на 4,2%, что примерно соответствует уровню инфляции в 2017 году.

На 2018 год федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 364-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" Утверждён объем доходов бюджета ФСС в размере 708,9 млрд руб., то есть заложен рост по сравнению с запланированной суммой доходов за 2017 год на 66,7 млрд руб. или на 10,4%.

Как видим, запланированный темп роста намного превышает сложившийся тем роста доходов Фонда в предшествующий период, несмотря на снижение темпов инфляции в стране. Очевидно, он обусловлен ожидаемым повышением поступлений страховых взносов в связи с увеличением значения МРОТ (повышение зарплат), индексацией заработной платы бюджетников, а также повышением уровня собираемости взносов (более высокое качество администрирования ФНС РФ).

Однако негативным моментом при этом является то, что несмотря на рост доходов Фонда проблема дефицита далека от своего решения. В законе запланирован дефицит бюджета ФСС на 2018 год в размере 27,6 млрд рублей.

Таким образом, положительным фактом следует признать выявленный устойчивый рост главного источника доходов бюджета ФСС - страховых взносов, а также запланированные высокие темпы роста доходов бюджета ФСС РФ на 2018 год.

Заключение

Итак, в данной курсовой работе представлена характеристика Федерального фонда социального страхования РФ. как самостоятельного финансово-кредитною учреждения, имеющего статус государственного внебюджетного фонда, который создан для осуществления управления средствами социального страхования.


Фонд социального страхования РФ организует исполнение бюджета государственною социальною страхования, контролирует использование средств социального страхования (назначает и выплачивает пособия, осуществляет контроль за обоснованностью предоставленных документов). Главное целевое предназначение Фонда связано с осуществлением финансирования расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев, а также исполнению ряда возложенных на Фонд государственных функций. Также в состав функций фонда входит перераспределение средств в некоторых случаях между отраслями и регионами в целях поддержки финансовой устойчивости системы.

По итогам 2016 года объем доходов ФСС превысил 616 млрд руб., главным источником доходов бюджета ФСС являются страховые взносы работодателей, их удельный вес возрос в структуре доходов фонда за 5 лет до 91%. в то время как безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы существенно сократились. На период 2017-2018 гг.. законами о бюджете ФСС РФ был заложен высокий темп роста доходов бюджета. Расширение числа регионов, охваченных пилотным проектом «Прямые выплаты», передача функций администрирования страховых взносов ФНС РФ. наряду с повышением МРОТ, положительно сказываются на росте доходов фонда.

Список использованных источников

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс}.

Режим доступа: http://base.consultant.ru

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс}.

Режим доступа: http://basc.consultant.ru

  1. Федеральный закон от 05.12.2017 № 364-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru
  2. Федеральный закон от 16.10.2017 № 289-ФЗ "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2016 год" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru
  3. Федеральный закон от 19.12.2016 № 417-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" [Электронный ресурс}. Режим доступа: http://base.consultant.ru
  4. Федеральный закон от 31.10.2016 № 380-ФЗ "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2015 год" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://basc.consultant.ru
  5. Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ (рсд. от 28.12.2017) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" [Электронный ресурс}. Режим доступа: http://basc.consultant.ru
  6. Федеральный закон от 05.10.2015 № 280-ФЗ "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2014 год" [Электронный ресурс). Режим доступа: http://basc.consultant.ru
  7. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 01.052017) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" [Электронный ресурс). Режим доступа: http://base.consultant.ru
  8. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах обязательного социального страхования" |Электронный ресурс]. Режим доступа: http://basc.consultant.ru
  9. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru
  10. Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 (ред. от 11.12.2017) "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" [Электронный ресурс). Режим доступа: http://base.consuliant.ru
  11. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 (рсл. 10.08.2016) "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru
  12. Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru
  13. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н. Мысляева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М. 2013. - 393 с.
  14. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www. budget.gov.ru/epbs/laccs/
  15. Ногина О.Л. Государственные внебюджетные фонды в составе бюджетной системы России. Проблемы правового регулирования. М.: Статут, 2012. - 464 с.
  16. Основы социального и пенсионного страхования в России: Учебное пособие / Е.В.Козлова - М.: 11ИЦ И11ФРА-М. 2016. - 256 с.;
  17. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации/ учебник. - М.: Инфра-М. 2016.-488 с.
  18. Финансы: Учебник /под ред. Грязнова А.Г, Маркиной Е.В. 2-е изд. - М.: Финансы и статистика. 2012. -496 с.
  19. Финансы: Учебник / под ред. Дадашева А.З. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016.- 178 с.
  20. Официальный сайт Казначейства России. Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ispolnenic-byudzhctov/byudzhcty-gosudarstvennykh- vnebyudzhetnykh-fondov/
  21. Официальный сайг Фонда социального страхования. Режим доступа: http:// www.fss.ru

  1. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации/ учебник. - М.: Инфра-М, 2016. С. 56.

  2. Финансы: Учебник /под ред. Грязного Ф.Г, Маркиной Е.В. 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2012. С. 321.

  3. Официальный сайт Фонда социального страхования. Режим доступа: http://www.fss.ru

  4. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н. Мысляева. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.:

    НИЦ Инфра-М, 2013. С. 264.

  5. Официальный сайт Фонда социального страхования. Режим доступа http://www.fss.ru

  6. Финансы: Учебник/ под ред. Дадашева А.З. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. С. 124.

  7. Официальный сайт Фонда социального страхования. Режим доступа: http://www.fss.ru

  8. Официальный сайт Казначейства России. Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/byudzhety-gosudarstvennykh-vnebyudzhetnykh-fondov/

  9. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет» [Электронный ресурс]. Режим Доступа: http://www.budget.gov.ru/epbs/faces/