Файл: Предпринимательская деятельность в здравоохранении (Теоретические аспекты изучения предпринимательской деятельности в системе здравоохранения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эти проблемы негативно влияют не только на посетителей лечебных учреждений, но и на сотрудников. Невозможность преодолеть ограничения системы бюджетного здравоохранения способствует оттоку медицинского персонала в частный сектор.

Анализируя данные официальной статистики, исследователи (Н.А. Савельева, О.Г. Коваленкова и др.) фиксируют перераспределение медицинских кадров между бюджетной и платной медициной. Отток кадров из бюджетной медицины негативно сказывается на доступности медицинских услуг, но стимулирует развитие предпринимательства в здравоохранении [22, С. 32].

Высокий профессионализм в здравоохранении не гарантирует предпринимателю достижения коммерческого успеха [18, С. 93]. Многие предприниматели испытывают сложности в организации внутреннего учета, ведении бухгалтерии, решении кадровых вопросов. Кроме того, создание собственного бизнеса предполагает решение такой актуальной задачи, как продвижение услуг. Для этого необходимо четко определить целевую аудиторию, выявить ее запросы и пожелания в отношении медицинского обслуживания, установить каналы информирования, обеспечить постоянный приток клиентов.

В сфере коммерческой медицины наблюдается усиление конкуренции, что также сдерживает достижение финансовых целей и обеспечение устойчивости малых предприятий. Укрепление конкурентоспособности предполагает формирование и развитие преимуществ, основанных как профессиональных качествах и компетенциях врачей, так и на организационных характеристиках, таких, как система внутренних взаимодействий, коммуникаций с клиентами, поставщиками, деловыми партнерами.

Таким образом, основными проблемами развития предпринимательства в сфере здравоохранения являются:

  • недостаток ресурсного обеспечения;
  • пробелы в законодательстве, регулирующем платную медицину;
  • ограничения управленческих и предпринимательских компетенций врачей, ведущих частную практику;
  • неоптимальная тарифная политика, не позволяющая получать чистую прибыль;
  • постоянный рост расходов на обеспечение деятельности.

Преодоление обозначенных ограничений будет способствовать комплексному и эффективному развитию сектора платной медицины.


Глава 3. Предложения по развитию предпринимательской деятельности в здравоохранении Российской Федерации

3.1 Способы поддержки предпринимательской деятельности в здравоохранении со стороны органов власти

Здравоохранение обеспечивает решение такой социально значимой задачи, как повышение качества жизни за счет восстановления или сохранения здоровья граждан. Решение этой задачи возможно как в рамках бюджетной медицины, так и в сфере платного медицинского обслуживания. Развитие предпринимательства в здравоохранении способствует снижению нагрузки на бюджеты различных уровней за счет перераспределения потока пациентов между бесплатной и платной медициной. Кроме того, увеличение коммерческого сектора в системе здравоохранении способствует созданию новых рабочих мест, профессиональной и предпринимательской реализации специалистов. Закономерно предположить, что государство заинтересовано в развитии предпринимательства в здравоохранении. Поэтому предлагается расширить сферу участи органов власти в формировании рынка платных медицинских услуг и стимулировании предпринимательской активности в данной сфере за счет следующих мероприятий:

  • повышение доступности финансовой поддержки предпринимателей, особенно, начинающих, специализирующихся на оказании услуг в сфере здравоохранения, в том числе, в сфере профилактических, диагностических и информационно-просветительских услуг;
  • использование государственных гарантий для привлечения финансирования предпринимательских проектов в сфере здравоохранения со стороны кредитных организаций;
  • формирование и развитие взаимодействия между предпринимателями и органами государственной власти, вовлечение предпринимателей в обслуживание государственных и муниципальных заказов в сфере оказания медицинских услуг;
  • использование гибких налоговых механизмов для стимулирования предпринимательской активности в здравоохранении: расширении перечня налоговых льгот для организаций, занимающихся профилактическими мероприятиями, формированием здорового образа жизни.

Основное, на наш взгляд, предложение по совершенствованию государственной поддержки предпринимательства в здравоохранении связано с повышением доступности финансовых ресурсов. С целью практической реализации данного предложения предлагаются следующие мероприятия:

  • расширить перечень каналов финансирования предпринимательских проектов в сфере здравоохранения за счет привлечения инвестиций коммерческих и финансовых организации;
  • определить перечень видов деятельности (лечебная, профилактическая, диагностическая), по которым возможно предоставление государственного или муниципального заказа молодым предпринимателям, что позволит обеспечить стабильный доход и укрепить финансовое положение нового бизнеса в здравоохранении;
  • упростить процедуру получения стартового капитала для предпринимателей, открывающих новый бизнес в сфере здравоохранения, при условии, что данное направление деятельности имеет социальное значение и востребовано в регионе (т.к. присутствует спрос на товары и услуги).

Конкретным механизмом финансовой поддержки предпринимателей в сфере здравоохранения может стать предоставление гарантий возврата заемных средств для предпринимателей, создающих лечебно-профилактические и диагностические центры, особенно, в малых городах и сельской местности, там, где присутствует спрос, но недостаточно предложений.

Также предлагается выделять микрозаймы для медицинского бизнеса с отсрочкой платежа, например, осуществлять возврат займа и процентов за пользование финансовыми средствами не со второго, а с четвёртого месяца выдачи займа, что позволит организации снизить финансовую нагрузку с первые месяцы реализации проекта, выйти на плановые показатели по доходам.

Еще один инструмент финансовой поддержки заключается в предоставлении микрозаймов на более выгодных условиях, например, снижение процента за пользование заемными средствами с 6% до 3% при условии, что предприниматель будет реализовывать определенные виды деятельности. Например, если город испытывает недостаток узких специалистов (окулистов, неврологов), а предприниматель готов оказывать именно эти услуги.

Следующее предложение заключается в формировании и развитии трехсторонних взаимоотношений между предпринимателями, органами власти и финансовыми учреждениями. Например, создание медицинского центра может быть профинансировано частично за счет средств муниципального бюджета при условии, что данный центр будет оказывать медицинские услуги сотрудникам бюджетных организаций. Заинтересованность финансовых учреждений основывается на возможности получать доходы от деятельности медицинского центра.


Такое распределение инвестиций в реализацию социально значимых предпринимательских проектов позволит разделить зоны ответственности, стимулировать развитие и отслеживать экономическую эффективность финансовой поддержки предпринимательства.

Таким образом, предложения по развитию предпринимательства в здравоохранении заключаются в расширении мер финансовой и организационной поддержки, привлечении частных и бюджетных инвестиций, предоставлении налоговых льгот предпринимательских медицинских и оздоровительных организаций.

3.2. Ожидаемые результаты внедрения предложений

Разработанные предложения направлены на достижение следующих результатов:

  • повышение числа финансово стабильных и устойчивых организаций в сфере здравоохранения за счет расширения источников финансирования новых проектов и развития уже действующих медицинских центров;
  • укрепление финансовой устойчивости организаций, созданных предпринимателями, появление возможностей для формирования резервного фонда и расширения деятельности за счет собственных финансовых ресурсов;
  • повышение эффективности работы предпринимательских организаций в результате освоения навыков финансового планирования, привлечения инвестиций, ведения договорной работы с деловыми партнерами;
  • снижение бюджетных затрат на реализацию мероприятий совершенствование работы учреждения здравоохранения за счет привлечения частных инвестиций и создания условий для предпринимательской самореализации специалистов;
  • перераспределение долей финансирования предпринимателей, реализующих социально значимые бизнес-проекты, путем привлечения бюджетной и частной финансовой поддержки;
  • изменение приоритетов государственной политики поддержки предпринимательства, в том числе, в сфере здравоохранения, путем сокращения консультационных и образовательных форм в пользу форм поддержки коммерческой деятельности, стимулирования продаж, продвижения медицинских, оздоровительных услуг и продуктов;
  • развитие партнерских отношений между представителями органов власти, коммерческой, производственной, социальной сферы и предпринимателями, реализующими проекты в здравоохранении;
  • решение социально-значимых задач: создание новых рабочих мест, предложение востребованных медицинских, диагностических, профилактических, консультационных услуг;
  • содействие занятости медицинских работников за счет вовлечения в предпринимательскую деятельность;
  • формирование привлекательного образа предпринимателя, как создателя востребованных продуктов и услуг.

Со стороны предпринимательских организаций внедрение предложений повлечет за собой изменения в финансовой и организационной сфере. Так, в финансовой сфере предпринимательства ожидаемыми результатами будут:

    • увеличение объемов финансирования предпринимательства за счет привлечения средств из коммерческого сектора;
    • повышение прибыльности и рентабельности бизнеса в результате увеличения оборотного капитала и снижения затрат на поиск клиентов (использование партнерских отношений, государственно-частного партнерства, заказов от бюджетных учреждений);
    • освоение навыков финансового управления, планирования, бюджетирования, анализа финансовых показателей;
    • возможность сформировать финансовый резерв за счет прибыли для дальнейшего развития предприятия.

Ожидаемыми результатами в организационном плане будут:

  • освоение навыков анализа рынка и определение уровня востребованности медицинских услуг для выбора направления деятельности;
  • расширение деловых контактов и партнёрства медицинских специалистов в рамках разработки и реализации предпринимательских проектов;
  • внедрение новых организационных форм, в том числе, взаимодействия с персоналом на условиях совмещения, гибкого графика, индивидуальной предпринимательской занятости и самозанятости.

Реализация мер поддержки предпринимателей в сфере здравоохранения имеет и социальные результаты, а именно:

  • снижение напряженности на рынке медицинских услуг, вызванной невозможностью получить квалифицированную и оперативную медицинскую помощь;
  • сохранение трудовых ресурсов в отрасли: медицинский персонал не уходит в коммерческий сектор, кардинально меняя сферу деятельности, а продолжает реализовывать основную трудовую функцию по оказанию медицинских услуг, но на других условиях;
  • решение социально-значимых задач: создание новых рабочих мест, предложение востребованных лечебных, диагностических, консультационных услуг;
  • перераспределение клиентских потоков в лечебных учреждениях: предоставление возможности выбора варианта услуги: бесплатно или платно;
  • формирование привлекательного образа предпринимателя, как создателя социально значимого и социально ответственного бизнеса;
  • развитие человеческого капитала в сфере здравоохранения, создание условий для творческой, трудовой, управленческой, интеллектуальной самореализации медицинских специалистов.

Таким образом, реализация мероприятий будет иметь комплексный социально-экономический эффект, включающий увеличения числа стабильно работающих медицинских организаций, созданных предпринимателями, рост доходов от предпринимательской деятельности, развитие конструктивных взаимодействий между представителями органов власти, предпринимателями, финансовыми организациями и населением.