Файл: Основные функции в системе менеджмента ( Основные функции менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции)[21] .

Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности управления узкой группой работников. Они изучаются специальными дисциплинами: товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и др.

Основные функции менеджмента наиболее полно отражают его содержание как системы. Они являются общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами. Основными функциями менеджмента являются: планирование, организация, мотивация, стимулирование и контроль. Кроме этого основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента является отдельным процессом управления, целью которого служит выработка методов воздействия на персонал с целью достижения организационных целей.

2.1. Планирование

Планирование – основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, направленных на достижение организационной цели[22]. Планирование неотъемлемая часть процесса принятия значимых для дальнейшей судьбы фирмы решений. Согласно концепции немецкого профессора Д.Хана планирование — это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач [3, стр 49].

Существует несколько форм и видов планов в зависимости от их содержания и задач[23]:

Формы планирования:

  • Текущее
  • Среднесрочное
  • Стратегическое

Виды планов:

1. В зависимости от содержания хозяйственной деятельности: планы производства, планы сбыта, материально-технического снабжения, финансовый план, план рекламной работы, план по НОТ и др.


2. В зависимости от структуры фирмы: план работы предприятия, секции, филиала, отдела.

Планирование предполагает выбор целей, а затем определяются методы и способы их достижения, а также необходимые для этой цели ресурсы.

В зависимости от направленности и характера рассматриваемых задач различают три вида планирования: стратегическое или перспективное; среднесрочное и тактическое или текущее[24].

Стратегическое планирование ориентировано на продолжительный период времени не менее 10-20 лет[4, С 50]. Оно предусматривает разработку общих целей фирмы на перспективу, определяет программу развития, содержание и последовательность реализации необходимых для достижения поставленных целей мероприятий с учетом средств и обеспечения необходимыми ресурсами. Стратегический план должен предваряться серьёзной аналитической деятельностью и основываться на результатах исследований. Чтобы эффективно функционировать в конкурентной среде, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах[5].

Поскольку в условиях рыночной экономики, ввиду её стихийности составление планов в количественных показателях невозможно, они традиционно формируются в качественных в виде прогнозов и программ. На их основе осуществляется координация перспективных направлений развития фирмы с учетом потребностей и ресурсов[25].

Стратегическое планирование осуществляется в виде:

  • Долгосрочных планов: где показатели прошлого периода по принципу «будущее будет лучше прошлого» претворяются в программы действий, бюджеты, планы прибылей с определением отклонений фактических показателей от запланированных.
  • Стратегических планов: показатели развития фирмы на будущий период разрабатываются с учетом научного обоснования проблем, с которыми может столкнуться фирма. В этом случае перспективы и цели непосредственно связаны между собой, ведь с их помощью осуществляется реализация стратегии.

Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться единым в течение долгого времени, но и быть достаточно гибкими, с тем, чтобы при необходимости можно было бы внести в них определённые изменения

Некоторые организации, как и индивиды, достигают успеха в своей деятельности, не особенно озадачиваясь планированием. Само по себе оно не является гарантией успеха. Организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле.


Планирование может создать значимые предпосылки для развития организации. Сегодня бизнес развивается настолько стремительно, что стратегическое планирование часто является чуть ли не единственным возможным способом прогнозирования будущих изменений. Стратегическое планирование является основой для принятия управленческих решений и способствует снижению риска в процессе[6, С 50]. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.

Стратегическое планирование обладает следующими характеристиками:[26].

  • Небольшой плановый отдел (менее 6 человек) корпорации дополняется планированием на низших уровнях.
  • Сотрудники, отвечающие за планирование, даже в крупных компаниях занимаются этим не более 10 лет
  • Стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства корпорации, проводимых ежегодно.
  • Годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом.
  • В большинстве организаций лидеры придерживаются мнения, что процесс планирования может подлежать дальнейшему усовершенствованию.

Среднесрочное планирование[27] чаще всего составляется на 5 лет, т.к. именно этот срок более всего соответствует периоду обновления производственного оборудования и выпускаемой на предприятии продукции. В этих планах руководство формулирует основные задачи на предстоящий период, например производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения; стратегия сбыта; финансовая стратегия; кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материального снабжения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства.

Среднесрочные планы предполагают пошаговую разработку мероприятий, которые необходимы для достижения целей, предусмотренных долгосрочным планированием. Этот план содержит различные количественные показатели, в том числе касается и распределения ресурсов. В нем приводятся детальные сведения в разбивке по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных подразделениях[6].

Текущее (оперативное) планирование заключается в определении промежуточных целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использования ресурсов, внедрения новых технологий. Обычный срок текущего планирования один год. Планы данного уровня представляют собой детализацию поставленных на более высоком уровне стратегических задач [7].


Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для фирмы и её подразделений, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), в них детализируются поставленные долгосрочными и среднесрочными планами.

Календарные планы составляются на основе сведений о наличии заказов, степени загруженности мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа, товарных запасов, товароснабжения, состояния конъюнктуры рынка. В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию и замену оборудования, сооружения новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг включаются показатели по экспорту продукции, предоставлению технических услуг и обслуживанию [8, С 45].

Таким образом, можно сказать, что планирование дает возможность заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия или др. структурного подразделения.

2.2. Организация

Также важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении того, в каком порядке будут функционировать её составляющие звенья.

Функция организации реализуется двумя путями[28]: через административно-организационное управление и через оперативное управление.

Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление зон ответственности сотрудников, занимающихся управлением и рядовых сотрудников.

Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление напрямую связано с процессом организационного планирования. [11, С. 50].

Организационный процесс подразумевает под собой два основных аспекта[29]:


1. Разделение организации на структурные подразделения, каждое из которых отвечает за выполнение определённой функции

2. Делегирование полномочий.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за достижение стоящих перед ним задач.

Под организационной структурой фирмы понимается ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций[30]. Организационная структура предполагает, что функции управления делятся на две группы: руководство отвечает за принятие решений, а исполнители за их воплощение. Основные проблемы, возникающие при разработке структур управления: уста­новление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями, что связано с определением их целей, условий работы и стимулирования; распределение ответственности между руководителями; выбор конкретных схем управления и последовательности процедур, которые должны соблюдаться в процессе принятия решения; организация информационных потоков; выбор соответствующих технических средств, обеспечивающих эффективное функционирование организации.

Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделения, определение прав и обязанностей каждого руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей, ради которой это происходит, является повышение эффективности управления[13, стр. 40].

Организация как процесс выполняет функцию координации различных задач: существует два основных аспекта организационного процесса:

1. Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.

2. Делегирование полномочий.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Организационные структуры могут классифицироваться различным образом в зависимости от ряда признаков[31].

  • Организационная структура по продукту.

Предполагает создание в структуре фирмы самостоятельных хозяйственных подразделении, основная цель которых- производство и сбыт определённы видов продукции. При этом предполагается, что специализация производственных отделений в материнской компании по отдельным видам или группам продуктов и передача им полномочий по управлению производственными и сбытовыми дочерними компаниями. Функциональные службы производственных отделений одновременно поддерживают тесные контакты с соответствующими центральными службами, получая от них указания, связанные с единой политикой и деятельностью по координации подразделений