Файл: Управление миграционными процессами (Сущность и социально-экономическая природа миграции ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- жизненные обстоятельства, присущие группе, осознаются как неблагоприятные;

- характер несчастий объясняется универсальным для группы;

- находятся «виновные» в создавшемся тягостном положении;

- ситуация получает публичную интерпретацию, приобретает устойчивую дискуссионную форму.

Таким образом, С.Ю. Барсукова определяет солидарность как особый тип социального взаимодействия, при котором действует принцип «единства социальной крови» - помощь окажется плохому «своему», а не хорошему «чужому».

Значимыми факторами, обусловливающие мигрантскую солидаризацию являются прежде всего проблемы мигрантов, связанные с их дискриминацией на рынке труда, ущемлением политических и гражданских прав, степенью культурной и лингвистической дистанции между мигрантами и аборигенами, что безусловно приводит к чувству принижения и угнетения.

Вопрос об интеграции мигрантов в российское общество является одним из важных элементов государственной миграционной политики Российской Федерации.

В этой ситуации приобретает важное значение формирование эффективной миграционной политики, которая бы позволила регулировать миграцию в национальных интересах России. В настоящее время на регулирование миграционных процессов направлена, прежде всего, Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 8 июня 2012 г. № Пр-1490, целью которой является, в том числе, совершенствование миграционного законодательства в части модернизации механизма определения потребности российской экономики в иностранных работниках.[13]

Вопрос упорядочения иностранной трудовой миграции поднимался также в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 г.[14]

Одним из поручений Президента России по реализации данного Послания стала разработка законодательных мер, направленных на предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям права привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, предусмотрев ограничение действия патента на осуществление трудовой деятельности территорией одного субъекта Российской Федерации и предоставление субъекту Российской Федерации полномочий по изменению размера соответствующего фиксированного платежа. Такое заявление указывает на последовательность действий в миграционном законодательстве России, которые направлены в том числе и на решение проблем самих мигрантов.


В частности, отметим, что на решение языковой проблемы - низкого уровня владения русским языком или незнанием его вообще, были внесены изменения в действующее российское законодательство, согласно которым мигранты в обязательном порядке проходят государственный тест на знание русского языка.[15]

Полагаем, что основную ставку в вопросах привлечения мигрантов в Россию следует делать на молодых людей в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС), а также Абхазии, Грузии, Южной Осетии, стран Балтии.

В этой связи необходимо отметить, что в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию, в 2014 году законодательством Российской Федерации предоставлена возможность участия иностранных граждан в проведении Единого Государственного Экзамена (далее - ЕГЭ), для которых ЕГЭ не является ГИА, а дополнительной опцией для поступления в российские ВУЗы.

По данным Главэкспертцентра в 2015 году для сдачи ЕГЭ в основную волну (26 мая-15 июня) подано - 795 заявлений из Армении (166), Казахстана (394), Кыргызстана (32), Таджикистана (125), Туркменистана (78).[16]

Количество желающих сдавать ЕГЭ в дополнительный период составило 341 человек, в том числе из стран Казахстана (13), Кыргызстана (76), Латвии (5), Молдовы (232) и Таджикистана (15).[17]

Президент В.В. Путин утверждает: «Все это должно дать возможность талантливым молодым людям из стран Содружества поступать в наши высшие учебные заведения».[18]

Согласно нашим исследованиям именно эта категория мигрантов имеет наиболее сильные мотивации на проживание и работу в России, существенный потенциал и возможности адаптации на рынке труда и в российское общество, а также значительное сходство с населением России с точки зрения культурных и ментальных характеристик. Хотя это не исключает и возможности привлечения молодых мигрантов из ряда стран Азии, близких нам в историческом и культурном отношении (например, Вьетнам, Сирия, Ирак, Иран, Иордания и пр.).

Для этого необходимо наладить совместную системную работу органов регулирования миграции и органов по делам молодежи России и стран СНГ, руководствуясь международными нормативными правовыми актами, в частности Стратегией международного молодёжного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года, утвержденной в декабре 2010 г. главами государств-участников СНГ (далее - Стратегия).


В контексте данной Стратегии необходимо обозначить приоритеты и направления миграционной политики, направленной на привлечение молодых мигрантов на российский рынок труда и их интеграции в российской общество. Среди ключевых направлений должны быть:

- разработка специальных программ развития образовательного обмена и стажировок студентов и школьников между высшими, средними специальными и средними учебными заведениями в России и странах потенциальных донорах молодых иммигрантов в Россию;

- поддержка филиалов российских вузов, работающих в странах СНГ - основных донорах молодых мигрантов для России;

- увеличение квот для обучения молодых людей из стран - доноров в российских вузах и научных учреждениях для продолжения обучения в магистратуре, аспирантуре и докторантуре;

- распространение и продвижение русского языка как средства формирования установок на миграцию в Россию в странах - донорах молодых мигрантов через распространение учебников, литературы, фильмов, телевизионных программ, компьютерных игр;

- развитие научного обмена аспирантов, преподавателей и ученых научных учреждений и вузов России и вузов стран - доноров молодых мигрантов;

- стимулирование программ обучения русскому языку молодых мигрантов из стран СНГ, работающих в России на базе центров адаптации и интеграции мигрантов и при поддержке работодателей (эксперимент проводит в настоящее время ФМС на базе двух центров);

- упрощение порядка получения российского гражданства выпускникам российских вузов.

Таковы особенности миграции в настоящее время.

Далее перейдем к анализу существующей системы управления миграцией.

2. Уровни управления миграционными процессами

2.1. Глобальный (мировой) уровень управления миграционными процессами

Проведенный нами анализ показал, что одной из характерных особенностей сложившейся системы мер в области управления межгосударственными территориальными перемещениями населения стал ее двойственный характер.

При этом на современном этапе двойственный характер миграционной политики отчетливо проявляется на трех уровнях[19]:


- на глобальном (мировом) уровне - как результат противоречий между интересами различных факторов системы международных отношений (развитых и развивающихся стран, международных организаций и отдельных государств);

- на региональном уровне (уровне интеграционных объединений) - как существование противодействующих тенденций либерализации миграционных режимов внутри интеграционных объединений и одновременного ужесточения миграционной политики по отношению к гражданам третьих стран;

- на национальном уровне (уровне отдельных государств) - как противоречие между социально-демографическими и экономическими интересами, с одной стороны, и соображениями национальной безопасности - с другой.

При этом особое звучание приобретает противоречие между мигрантами и принимающими государствами, предпринимателями и обществом в целом. Это особенно важно иметь в виду, поскольку в последние годы получает развитие политика интеграции мигрантов в развитых странах мира, которая может проводиться как на региональном, так и на национальном уровнях.

Основу нормативной базы по вопросам управления миграционными процессами на межгосударственном уровне составляют международные договоры, соглашения, рекомендации и другие нормативно-правовые акты, которые принимаются на различных заседаниях и конференциях, проводимых под эгидой ведущих международных организаций, прежде всего Организации Объединенных Наций и ее подразделений (ЮНФПА, ЮНКТАД, УВКБ ООН, ПРООН и др.), Международной организации по миграции и Международной организации по труду. При этом необходимо отметить, что на глобальном уровне в настоящее время нет общемирового миграционного режима.[20]

Среди глобальных конференций особое место принадлежит Всемирным конференциям ООН, имеющим межправительственный статус. По вопросам народонаселения было проведено три таких конференции (в 1974 г. в Бухаресте, в 1984 г. в Мехико и в 1994 г. в Каире), на которых были приняты два основополагающих документа, содержащих концептуальные подходы к управлению процессами миграции: Всемирный план действий в области народонаселения (1974 г.) и Программа действий в области народонаселения и развития (1994 г.).

Во Всемирном плане действий в области народонаселения, в частности, указывается, что «для некоторых стран миграция может стать, при определенных обстоятельствах, инструментом демографической политики... по крайней мере, два типа миграции представляют значительный интерес для многих стран в мире: миграции трудящихся-мигрантов с низкой квалификацией и миграции высококвалифицированных рабочих и специалистов».[21]


В числе значимых рекомендаций в сфере управления миграцией во Всемирном плане действий в области народонаселения (Ibid.) можно выделить следующие:

- правительства и международные организации должны прежде всего стимулировать добровольные межгосударственные миграции;

- правительствам рекомендуется проводить двусторонние и/или многосторонние консультации с целью гармонизации их политики в области управления международной миграцией;

- страны, принимающие мигрантов, должны обеспечить надлежащее медицинское обслуживание и услуги социального обеспечения для мигрантов и членов их семей, должны гарантировать их физическую безопасность;

- в отношении трудящихся-мигрантов правительствам следует принять меры по предотвращению их дискриминации на рынке труда и в обществе, защите прав человека и борьбе с предрассудками в их отношении, устранению препятствий на пути воссоединения их семей;

- правительствам следует иметь в виду гуманитарные соображения в отношении нелегальных мигрантов;

- необходимо принять меры по разработке национальной и международной политики, направленной на предотвращение «утечки умов».

На Международной конференции по народонаселению 1984 г. были проанализированы промежуточные десятилетние итоги и предложены новые рекомендации по дальнейшему проведению в жизнь Всемирного плана действий в области народонаселения в сфере международной миграции.

В том числе были предложены следующие рекомендации[22]:

- принимающие страны должны реализовать меры для защиты основных прав человека для всех мигрантов на их территории, обеспечить уважение к их культурной идентичности;

- должны быть приняты меры в целях содействия взаимной интеграции иммигрантов и населения принимающих стран;

- правительствам принимающих стран следует учитывать не только экономические и социальные интересы собственных стран, но и вопросы благополучия мигрантов и их семей, а также демографические последствия миграции;

- правительствам принимающих стран предлагается рассмотреть вопрос о принятии мер по содействию нормализации семейной жизни зарегистрированных трудящихся-мигрантов в принимающих странах через воссоединение семей;

- при разработке законов и нормативных актов, направленных на ограничение нелегальной миграции, содержащиеся в них меры должны распространяться не только на нелегальных мигрантов, но и на тех лиц, которые стимулируют нелегальную миграцию и содействуют ей;