Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг (Понятие и сущность коммерческой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если оборот капитала, вложенного в активы, трактуется как коэффициент отдачи, то коэффициент общей отдачи активов характеризует величину выручки от реализации, которую предприятие снимает с каждого рубля вложенного в активы.

Если этот показатель рассматривается как оборот капитала, то он означает сколько раз в течение года капитал, вложенный в активы, замещается выручкой от реализации продукции [14, с. 165].

В целом по таблице можно сказать, что предприятие осуществляет успешную предпринимательскую деятельность, это говорят показатели, характеризующие прибыльность и уровень рентабельности предприятия.

Таблица 3 - Анализ прибыльности магазина «Спортмастер»

Показатель

2016

2017

Отклонение

Темп роста

Выручка (без НДС) тыс. р.

3417,6

3783,8

366,2

110,7

Расходы, связанные с реализацией продукции, тыс. р.

490

534,8

44,8

109,1

Прибыль от реализации продукции, тыс. р.

644,4

802,8

158,4

124,6

Балансовая прибыль, тыс. р.

2088,6

2386,4

297,8

114,3

Чистая прибыль, тыс. р.

150,0

204,0

54,0

136,0

Коэффициент прибыльности

0,16

0,19

0,03

-

Анализ прибыльности магазина «Спортмастер» показывает об увеличении доходности. По сравнению с предыдущим годом увеличился коэффициент прибыльности на 0,03, что связано с уменьшением эксплуатационных затрат. Этот факт подтверждается увеличением рентабельности продукции, исчисленной по отношению к расходам по реализации продукции. Увеличилась также норма прибыли (исчисленная по чистой прибыли), одной из причин которой является рост чистой прибыли.

2.3 Методы продажи товаров, применяемые в магазине «Спортмастер»

Долговременной целью деятельности розничного торгового предприятия является максимизация прибыли. Реализовать эту цель можно лишь через максимальное удовлетворение нужд потребителей.

Наряду с названной целью в зависимости от конкретных условий, могут существовать и другие критерии - например, увеличение рыночной доли, минимизация издержек и др.


На предприятиях розничной торговли производятся различные операции, связанные с доведением товаров непосредственно до населения. При этом выполняются определенные торговые (коммерческие) и технологические функции.

Технологический процесс содержит в себе совокупность последовательно взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, которые направлены на сохранение потребительских свойств товаров и ускорения доведения товаров до торговой сети и потребителей [8, с.341]. Технологический процесс обеспечивает обработку потоков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Технологический процесс состоит из таких операций как:

  • как приемка товаров по количеству и качеству;
  • хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах и др.

Важно различать технологический и торговый процессы. Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости. Особенность этого процесса заключается в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а покупатели участвуют в торговом процессе. Обеспечивая непосредственное доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает в себя и такие виды организации коммерческой деятельности, как изучение спроса населения, формирования ассортимента и рекламу товаров, оказание покупателям дополнительных услуг, текущее пополнение товаров и др.

Основными принципами организации этих процессов в торговых предприятиях являются:

Обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров.

Обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания.

Достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, роста его производительности, снижения издержек обращения.

Эти факторы определяют динамичность торгового и технологического процесса [19, с.57].

Организация торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, формы продажи, вида и типа торгового предприятия.

Приемка товаров по количеству и качеству в магазине «Спортмастер» осуществляется в соответствии с инструкциями "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству", "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству", если в договорах - поставки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки товаров.


Приемка товаров по количеству - это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов.

Приемка товаров по качеству - это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат).

После приемки товар в необходимом количестве поступает на полки в торговый зал, оставшийся товар перемещают в складское помещение. При организации хранения товаров основное внимание должно быть уделено борьбе с товарными потерями. Рациональная организация хранения предполагает создание условий хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное размещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади кладовых.

Уже готовые для продажи товары перемещаются в торговый зал. Он выкладывается тогда, когда в зале находится минимально количество покупателей, чтобы не мешать и препятствовать процессу продажи товаров.

Продажа товаров является завещающей стадией торгово-технологического процесса в магазине.

Следовательно, организация торгово-технологического процесса в торговой организации должна способствовать наиболее эффективному доведению товара в широком ассортименте соответствующего качества до покупателя с минимальными затратами труда и времени при высоком уровне торгового обслуживания.

Качество торгового обслуживания определяется минимальным временем, затраченным на приобретение товаров, удобством и комфортом обслуживания, экономической эффективностью работы магазинов.

В магазине «Спортмастер» применяют следующие методы продажи товаров:

  • продажа через прилавок,
  • самообслуживание.

Рисунок 2 - Организация торгового процесса и технологического процесса в магазине «Спортмастер»

Структуру и последовательность операций торгово-технологического процесса в магазинах самообслуживания представлены в виде схемы на рисунке 3.

Рисунок 3 - Структура и последовательность операций торгово-технологического процесса в магазинах самообслуживания

2.4 Методы стимулирования продаж


Несмотря на разнообразие торговых предприятий (оптовые, розничные, сети и другие), многие проблемы, с которыми они сталкиваются, связаны с информацией: с ее недостатком или избытком, невозможностью сбора и анализа и т. д. Руководители этих предприятий должны решать наисложнейшие задачи. А в тоже время стратегические и оперативные решения принимаются именно на базе информации, которая поступает руководителям из различных подразделений организации. Необходимость использования современных способов торговли, повышения уровня обслуживания, включая возможность введения различных форм оплаты за товары и услуги, становится все более актуальной. Вследствие этого, все более очевидной становится потребность внедрения современных информационных технологий для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности, а значит и прибыльности организации. Впрочем, на данный момент состояние отечественных организаций в большинстве случаев характеризуется наличием устаревших информационных технологий.

Вне зависимости от индивидуальности каждого предприятия ежедневно топ-менеджеры решают типовые задачи, характерные для всех компаний, работающих в торговом бизнесе. Существуют типичные проблемы, с которыми сталкиваются руководители предприятий торговли:

  • организация структуры компании и распределение ответственности
  • планирование ассортиментной политики;
  • управление ценовой политикой;
  • управление складскими запасами;
  • управление логистическими цепочками;
  • организация системы учета и отчетности;
  • организация процесса закупки;
  • управление персоналом [13, с.357].

Принять правильное решение невозможно без наличия объективной и актуальной информации по каждому участку работы, без возможности ее консолидации и обработки для анализа. Поэтому сегодня роль информационных технологий на современном торговом предприятии трудно переоценить. Внедрение автоматизированных систем управления позволяет существенно повысить эффективность развития бизнеса путем получения информации в нужном разрезе и с необходимым уровнем аналитики. Создается и развивается единая операционно-информационная среда предприятия. Все основные отделы и службы, участвующие в обработке значимых для управления экономикой предприятия данных, работают в рамках одной системы. Документы регистрируются в базе данных по мере их оформления. Построение связей между всей возникающей на предприятии информацией – основная цель автоматизации служб управления.


На самом деле, первичным для обеспечения комплексной схемы учета является не используемое для целей обработки данных программное обеспечение, а обеспечение единого информационного пространства для всех участников процесса обработки данных.

Подавляющее большинство российских предприятий имеют сегодня отдельные программы, решающие узкие специфические задачи учета. Эти программы были написаны в свое время специалистами отделов АСУ и установлены на отдельных компьютерах или в сравнительно небольшой компьютерной сети. После предварительной обработки информации на разрозненных программах создаются отдельныефайлы, которые переносятся в некую общую базу, например,в Главную книгу, где происходит их консолидация. В результате, в структуре активно работающего предприятия приходится иметь избыточный штат сотрудников.

Ресурсы АСУ даже самых крупных предприятий не позволяют создать программу на уровне систем, производимых крупнейшими специализированными фирмами. Основными задачами руководителя при организации розничной торговли являются:

эффективное управление запасами;

их своевременное пополнение планирование ассортимента;

оптимизация процесса заказа товаров;

На рабочем месте руководителя отслеживается достоверная оперативная картина торговой деятельности предприятия и осуществляется единый анализ на основе информации, поступающей от сотрудников, что дает возможность обоснованного стратегического планирования основных направлений деятельности и возможности создания более устойчивого положения на рынке товара и услуг.

Глава 3. Пути улучшения коммерческой деятельности предприятия на примере магазина «Спортмастер»

Основой успешной коммерческой деятельности организации является своевременное исследование состояния ее эффективности

По результатам проведённого анализа мы видим, что показатели прибыли и рентабельности магазина «Спортмастер» имеют тенденцию к росту. Данный рост связан с тем, что за время своего существования магазин «Спортмастер», во-первых, приобрел своих постоянных клиентов, которые беспрерывно увеличиваются, вследствие чего происходит увеличение объема продаж магазина, и во-вторых, создал крепкие связи с поставщиками, благодаря чему, магазин имеет возможность приобретать товары со скидкой, тем самым снижая их себестоимость.