Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг (Понятие и сущность коммерческой деятельности).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров и услуг
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности
1.2 Общие принципы организации коммерческой деятельности
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности магазина «Спортмастер
2.1 Краткая характеристика магазина «Спортмастер»
2.2 Основные экономические показатели финансовой деятельности магазина «Спортмастер»
2.3 Методы продажи товаров, применяемые в магазине «Спортмастер»
2.4 Методы стимулирования продаж
Глава 3. Пути улучшения коммерческой деятельности предприятия на примере магазина «Спортмастер»
Содержание:
Введение
Торговля важнейшая отрасль народного хозяйства, потому что она обеспечивает обращение товаров, движение их из сферы производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей продажей товаров и оказанием услуг покупателям.
Сектор розничной торговли один из наиболее активно развивающихся рынков России, поскольку в нем осваиваются новые формы торговли, методы повышения эффективности работы организаций. Быстрое развитие российского потребительского рынка задало стремительный рост числа частных торговых организаций, который предлагают покупателям широкий товарный ассортимент и высокий уровень обслуживания. Наличие большого количества местных «игроков» и приход на рынок международных розничных сетей создали на рынке розничной торговли условия жесткой конкуренции. Привлечь и сохранить своего потребителя – это означает победить в ней. Потребитель – ражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [1].
Индивидуальная цель каждой организации является создание эффективной целесообразной деятельности и стабильного производства, выпуск и реализация продукции или услуг, которые обеспечивают постоянный доход и соответствующий уровень качества жизни его работникам.
Среди проблем развития фирм в период экономического реформирования, особенно актуальными остаются вопросы по повышению эффективности их деятельности, прямо связанные с удовлетворением потребительского спроса на продукцию, работу или услугу. Все это говорит о том, что актуальность данной работы весьма велика.
Цель курсовой работы проанализировать организацию коммерческой деятельности на примере магазина «Спортмастер».
Предмет курсовой работы – это коммерческая деятельность предприятия на рынке товаров и услуг.
Объект курсовой работы – магазин «Спортмастер».
Чтобы увеличить долю рынка и рост объемов сбыта организация нуждается в определенном комплексе мер для оптимизации своей коммерческой деятельности.
В своей курсовой работе решу такие задачи как:
- Рассмотрю теоретические аспекты коммерческой деятельности организации;
- Исследую основные экономические показатели и экономическую эффективность работы магазина «Спортмастер»;
- Исследую главные методы продажи товаров, применяемые в магазине «Спортмастер»;
- Предложу пути для совершенствования методов продаж.
Для того чтобы решить поставленные задачи работы я использовал общенаучные и специальные методы анализа и синтеза, ситуационного и логического анализа.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В курсовой работе использовались разработки и методики в области анализа внешней и внутренней среды организации отечественных авторов – Ананьева Н.В., Памбухчиянц О. В., Дашков Л.П., Джеймс Вумек, Дэниел Джонс и другие.
Глава 1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров и услуг
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности
Понятие «коммерция» получило широкое распространение в России вследствие перехода от централизованного управления экономикой на рыночные принципы. Коммерция является видом торгового предпринимательства и бизнеса. Однако бизнеса благородного, именно того, который является основой каждой цивилизованной рыночной экономики.
Коммерция – происходит от латинского слова commercium, что означает торговля. Впрочем необходимо помнить, что понятие «торговля» имеет двойное значение. В первом случае – это самостоятельная отрасль народного хозяйства (торговля). Во втором – торговые процессы, которые направлены на осуществление актов купли продажи товаров. В свою очередь коммерческая деятельность относится ко второму понятию торговли – к торговым процессам, осуществляющие акты купли-продажи с целью получения прибыли [20, с.427].
Коммерческая деятельность – более узкое понятие, чем предпринимательство.
Предпринимательство – это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход.
Предпринимательство может означать:
- организацию промышленного предприятия,
- организацию сельской фермы,
- организацию торгового предприятия,
- организацию предприятия обслуживания,
- организацию банка,
- организацию адвокатской конторы,
- организацию издательства,
- организацию исследовательского учреждения,
- организацию кооператива и т.д.
Но только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью из всех видов предпринимательской деятельности. Следовательно, коммерцию необходимо рассматривать как один из видов предпринимательской деятельности. Другими словами элементы коммерческой деятельности могут осуществляться в любом виде предпринимательства, однако для них они не являются определяющими.
Основной целью коммерческой деятельности является получение прибыли при помощи удовлетворения покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания. Данная цель в такой же мере важна как для предприятия, так и для отдельных лиц, которые осуществляют операции купли-продажи на рынке товаров и услуг. Всем известно, что все операции и процессы, которые происходят в сфере товарного обращения, делятся на два вида:
- коммерческие;
- производственные [15, с.135].
Коммерческие процессы или чисто торговые процессы – это процессы, которые направлены на осуществление актов купли-продажи с целью получения прибыли и связанные со сменой форм собственности. К ним примыкают также такие торговые процессы, без которых невозможно нормальное проведение операций купли-продажи: это организация хозяйственных связей между продавцами и покупателями, изучение покупательского спроса на товары, реклама, посредничество, сервисное обслуживание покупателей, в том числе выполнение для них некоторых дополнительных услуг, страхование товаров при их доставке покупателям.
Операции купли – продажи вместе с примыкающими торговыми процессами, перечисленными выше, представляют собой торговлю в широком смысле слова.
Производственные процессы, являются продолжением производства в сфере обращения. Это доставка товаров от производителей к покупателям и потребителям, хранение, упаковка, расфасовка и т.п.
Таким образом, коммерция – это совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли-продажи товаров в целях удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли.
Основная цель коммерции – извлечение прибыли [18, с.175]. Вместе с тем прибыль, полученная в коммерческой деятельности, может быть использована на развитие и расширение предпринимательства для более полного удовлетворение потребностей общества. Содержание коммерческой деятельности включает в себя такие направления:
- закупка материально-технических ресурсов и товаров оптово-посредническими и другими торговыми организациями;
- планирование ассортимента и сбыта продукции в организации;
- организация сбыта продукции;
- выбор наилучшего партнера в коммерческой деятельности;
- организация оптовой продажи товаров и коммерческое посредничество;
- розничная торговля как форма коммерческо-посреднической деятельности.
Для достижения поставленных в коммерческой деятельности задач необходимо руководствоваться следующими основными принципами:
- неразрывная связь коммерции с принципами маркетинга;
- гибкость коммерции, ее направленность на учет постоянно меняющихся требований рынка;
- умение предвидеть коммерческие риски;
- выделение приоритетов;
- проявление личной инициативы;
- высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по торговым сделкам;
- нацеленность на достижение конечного результата - прибыли.
Гибкость коммерции должна проявляться в своевременном учете требований рынка, для чего необходимо изучать и прогнозировать товарные рынки, развивать и совершенствовать рекламу, а также внедрять в коммерческую деятельность инновации [11, с.35].
Умение предвидеть коммерческие риски является очень важным принципом для предпринимателя в сфере торговли.
Коммерческий риск - это возможные убытки в коммерческой работе. Он может быть определен как сумма ущерба, понесенного вследствие неверного решения и расходов до его реализации.
Коммерческий риск может возникнуть в результате инфляции, заключения рискованной сделки, невыполнения договорных обязательств контрагентами. Кроме того, коммерческий риск может возникнуть по причине нестабильности социально политической ситуации.
Выделение приоритетов в коммерческой деятельности не менее важно, чем и в производстве. Реализация этого принципа предполагает постоянное изучение и знание всех деталей коммерческой деятельности.
Личная инициатива зависит непосредственно от каждого человека, работающего в сфере коммерции, и определяется не только личностными характеристиками, но и культурой труда.
Высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по торговым сделкам - это принцип, который создает репутацию коммерсанту в деловом мире. Реализация этого принципа - залог эффективной коммерческой деятельности.
Нацеленность на достижение в конечном результате прибыли является одним из основных принципов коммерческой деятельности [2, с. 85].
1.2 Общие принципы организации коммерческой деятельности
Коммерческая деятельность в управлении коммерческой организацией, в первую очередь, включает в себя оптовые и розничные продажи. Любая сделка между производителем и покупателем, приобретающим продукцию с целью ее перепродажи, обычно является оптовой сделкой. Таким образом, оптовая торговля заключается в продаже товара любым лицам или организациям, которые не являются конечными потребителями. К оптовым посредникам относятся собственно оптовики и торговые агенты. Оптовиками называют торговых посредников, закупающих большие партии товаров и затем распространяющих их по тем или иным каналам сбыта. Торговые агенты, в отличие от собственно оптовиков, сами не покупают товар, но выполняют ряд важных и разнообразных функций, обеспечивающих продвижение товара к конечному потребителю.
Розничная торговля включает все виды деятельности, связанные с продажей товаров и услуг конечным потребителям. Географическое размещение организаций розничной торговли отражает характер расселения. Большая часть подобных организаций сконцентрировано в крупных городах, где выделяются различные торговые районы: центральный район в более крупных и старых городах, дополнительный торговый район и третий тип, называемый торговой улицей, – скопление небольших магазинов, обслуживающих население данного квартала. В середине XX века в мире и в начале XXI века в России также начинают появляться крупные торговые центры [4, с.142].
Чтобы воспользоваться преимуществами крупномасштабных операций и вместе с тем сохранить независимость, розничные торговцы организуют кооперативы или добровольные ассоциации. Объединение в кооперативы позволяет им самостоятельно проводить оптовые торговые операции. Члены кооператива дают совместные заказы поставщикам и получают оптовые скидки, что помогает им конкурировать с сетями магазинов, удерживающими низкие цены. Кооперативы зачастую предпринимают объединенные рекламные кампании и продают товары под единой торговой маркой. Особенно важную роль они играют в торговле продовольственными товарами. Ассоциации напоминают кооперативы, но образуются и управляются оптовиком, а не розничным торговцем. Оптовики создают ассоциации, когда сталкиваются с тем, что число обслуживаемых ими организаций розничной торговли уменьшается. Чтобы остановить этот процесс, оптовик заключает с магазинами-членами ассоциации договоры об обслуживании; последние, в свою очередь, соглашаются покупать большую часть товаров у данного оптовика.
Для небольших торговых предприятий есть еще одна возможность использования преимуществ крупномасштабных торговых операций. Специальный контракт (франшиза) может быть заключен между поставщиком (производителем либо оптовиком) и многими независимыми предприятиями розничной торговли. По соглашению компания-поставщик в определенной мере контролирует деятельность таких организаций, предоставляет им зарегистрированную торговую марку и оказывает функциональную поддержку. Распространена система специальных контрактов, особенно в туристическом бизнесе (гостиницы «Холидей инн»), бизнесе быстрого питания («Макдоналдс») и в других отраслях сферы обслуживания, например в прокате автомобилей.
Возможны следующие параметры для классификации коммерческих организаций, которые занимаются реализацией различных товаров: широта ассортимента, способ доставки, отношение к системе сбыта, размер оборота [21, с. 128]. Оптовая и розничная торговля может осуществляться на уровне производителей, предприятий-посредников и агентов и брокеров.