Файл: Участие России в международных финансовых институтах (исследование международных финансовых институтов и роль России в их функционировании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7. Организация операций по изменению организационно-правовых форм компаний (going public and going private transactions). Наиболее типичной операцией подобного рода является преобразование компании в ПАО. Логика развития бизнеса такова, что по мере становления компании и расширения масштабов деятельности ее учредители становятся не в состоянии обеспечить надлежащее финансирование компании. В этом случае компания меняет организационно-правовую форму, преобразуясь в ПАО и благодаря этому получая возможности дополнительного финансирования. Эта процедура весьма сложная и трудоемкая и для ее реализации прибегают к помощи специализированных финансовых институтов.

Международные финансовые институты способствуют обобщению государств в различных сферах жизни. То есть, цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других.

Целями международной финансовой организации могут быть развитие сотрудничества, обеспечение целостности, стабилизация сложных ситуаций, сглаживание противоречий всемирного хозяйства.

1.3 Классификация международных финансовых организаций

Международные финансовые организации подразделяются на частные и публичные институты.

1. Международные частные финансовые институты состоят из банков и небанковских институтов.

Важнейшим международным финансовым институтом являются банки и они выполняют три основные функции – международные платежи; посредничество балансового («интермедиарного») типа; посредничество внебалансового («мидлменного») типа.

Банки, выполняя эти функции, переводят клиентские и собственные фонды, получают валюту на счета. Также они принимают депозиты, предоставляют кредиты, эмитируют собственные бумаги, инвестируют в чужие. Кроме того, банки оказывают внебалансовые услуги – андеррайтинг чужих бумаг, трастовые операции, консалтинг, сделки с деривативами, торговое, проектное финансирование.

Мотивами для выхода банков на международные рынки являются: следование за клиентом; привлечение дешевых ресурсов иностранного финансового рынка; использование офшорных зон; привлечение заграничной клиентуры; создание собственной финансовой сети.

Банки, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, подразделяют на два типа: отечественные (связанные корреспондентскими отношениями с зарубежными) и международные (имеющие зарубежные единицы).


Небанковские частные институты бывают «интермедиарного» типа и финансовые институты рынка ценных бумаг. К первым относятся коммерческие банки и ипотечные жилищные банки, страховые компании, пенсионные фонды, кредитные агентства, правительственные гарантийные агентства, инвестиционные «интермедиары».

Институты рынка ценных бумаг подразделяются на инвестиционные банки и брокерские фирмы.

Эмитенты бумаг нанимают инвестиционные банки, консультирующие относительно вида бумаг срочности, ставок процента, схем андеррайтинга, синдицирования, формы размещения.

Брокеры по бумагам торгуют на организованных биржах и внебиржевом электронном рынке ОТС, сводя покупателей и продавцов, работая за комиссию. Они совмещают функции операторов вторичного рынка и инвестиционных банков.

Также к небанковским институтам относятся фондовые биржи. По форме организации биржи являются гибридом рынка-аукциона и рынка дилеров. На биржевой площадке брокеры, дилеры реализуют заявки клиентов на покупку (продажу) бумаг, а дилеры также торгуют бумагами за свой счет (продавая их из своих запасов и покупая за собственные средства). Большие партии акций на бирже покупаются институциональными инвесторами.

2. Международные публичные финансовые институты подразделяются на национальные и «наднациональные».

Национальные финансовые власти представлены институтами монетарной и фискальной власти. К монетарной власти относят Центральный банк, Федеральное агентство по страхованию депозитов, Федеральная комиссия по ценным бумагам. В России институты фискальной власти представлены Министерством финансов, Министерством по налогам и сборам и Государственным таможенным комитетом.

Главным монетарным институтом в любой стране является центральный банк. Его основная цель – обеспечение стабильности национальной валюты. Правительства регулируют также операции с ценными бумагами.

Наднациональные публичные финансовые организации представлены глобальными и региональными институтами. Первые – это подразделения Организации Объединенных Наций (ООН), такие как Международный валютный фонд (International Monetary Fund – IMF), Всемирный банк (World Bank – WB). Они поощряют международное сотрудничества в области валютной политики, содействуют сбалансированному росту мировой торговли для развития производственного потенциала всех государств-членов, упорядочивают валютные отношения, участвуют в создании многосторонней системы платежей, предоставляют кредиты в иностранной валюте или СДР для выравнивания платежных балансов стран-членов и д.р. В общем глобальные финансовые организации помогают странам, восстанавливающим экономику и приступающим к структурным реформам.


К региональным банкам развития относят Европейский банк реконструкции и развития – ЕБРР (European Bank for Reconstruction and Development – EBRD), Межамериканский банк развития (МАБР), Азиатский банк развития (АБР), Африканский фонд развития (АФР). Другие региональные институты – это учреждения типа Европейского фонда валютного сотрудничества (European Monetary Cooperation Fund – EMCF), который преобразован сейчас в Европейский центральный банк (European Central Bank – ECB). Они в рамках своих полномочий кредитуют различные проекты в странах, испытывающих потребности в финансовых ресурсах. Они имеют также значение в поощрении инвестиций частного сектора, который рассматривает сотрудничество отдельных стран с этими организациями как сигнал к началу осуществления собственных инвестиций. Таким образом, кредиты международных финансовых организаций стимулируют вложения гораздо больших средств. Также эти организации служат инструментом международных консультаций и выработки согласованной политики в области валютных отношений.

Структура международных финансовых обобщена в таблице 1.

Таблица 1 – Классификация международных финансовых институтов

Частные

Публичные

банковские

небанковские

национальные

наднациональные

– коммерческие банки

– универсальные банки

– пенсионные фонды

– страховые фонды

– инвестиционные компании

– брокерские фирмы

– организованные биржи

– монетарная власть (Центральный банк, ФКЦБ)

– фискальная власть (министерство финансов, таможенные и налоговые службы)

– общемировые (МВФ, Всемирный банк)

– региональные (банки развития, центробанки)

Одним из важнейших институтов в международных финансах являются банки. К финансовым не банковским институтам относят четыре категории посредников: депозитные институты; контрактные сберегательные институты; инвестиционные «интермедиаты»; правительственные финансовые «интермедиаты».

Международные финансовые публичные институты подразделяют на национальные и наднациональные. Первые делят на институты монетарной власти и фискальной власти. В свою очередь наднациональные организации представлены глобальными и региональными институтами.

2. Роль России в функционировании международных финансовых институтах

2.1 Становления отношений России с международными финансовыми организациями


Россия, как и другие бывшие советские республики, страны Центральной и Восточной Европы избрала для своего развития путь демократии и формирования рыночной экономики. Здесь начат переход от централизованной, административно-командной системы к экономике, основанной на рыночных принципах. Одновременно приходится решать возникшие политические, экономические, социальные и национальные проблемы. Россия также оказалась перед лицом массы сложных вопросов в социально-экономической области, без решения которых невозможен переход к хозяйству, основанному на рыночных принципах регулирования: формирование условий для появления полностью самостоятельных экономических субъектов, расширение законодательной базы хозяйственной деятельности, создание эффективно функционирующей банковской структуры, налоговой системы и системы ценообразования, достижение макроэкономической стабилизации, проведение структурных преобразований в экономике. Экономическое и политическое реформирование России требует как мобилизации национальных ресурсов, так и привлечения иностранного капитала. В связи с этим возрастает значение сотрудничества с международными финансовыми институтами.

Существующая система международных финансовых организаций начала складываться во второй четверти прошлого столетия. СССР не стоял у се истоков: в 1930 году он не участвовал в учреждении первой крупной и сохранившей свое влияние до наших дней международной финансовой организации – Банка международных расчетов (БМР). Однако в 1944 году СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, результатом которой явилось учреждение МВФ и МБРР. Уставные документы последних резервировали место для их подписания от имени СССР, но сделано это по ряду причин не было.

Таким образом, СССР оказался вне многостороннего процесса строительства системы МФО. Отчасти СССР удовлетворил свои потребности в многостороннем решении финансовых проблем путем учреждения значительно позднее (в 1963 г. и 1970 г. соответственно) Международного банка экономического сотрудничества в 1963 году (МБЭС) и Международного инвестиционного банка в 1970 году (МИБ).

Значительное развитие системы международных финансовых институтов получила во второй половине XX века. Например, со временем одним из крупнейших в мире кредиторов многих стран стали МВФ и МБРР, образовавший группу Всемирного банка.

Кроме того, система пополнилась региональными банками развития, в частности, в 1959 году в США Межамериканским банком развития (МАБР) и в 1965 году в Филиппинах Азиатским банком развития (АБР). Но все это происходило без участия СССР.


В середине 80-х годов, под воздействием своих главных акционеров, увидевших готовность СССР пересмотреть прежнюю политику, МВФ и МБРР начат контакты с СССР. В 1985 – 1990 годах важные совместные встречи, приблизившие момент вступления СССР. В то время СССР в поисках заимствований, естественно, обратил свой взор на МВФ и МБРР. Осенью 1990 года советская делегация участвовала в качестве наблюдателя в их ежегодном собрании. А уже на саммите «Группы 7» в 1991 году в Лондоне было поддержано вступление СССР в МВФ и группу Всемирного банка. В это же время СССР подал официальные заявки о приеме в эти организации, однако вступление не состоялось – СССР распался. Лишь в учреждении одной из международных финансовых организаций совместно с десятками других стран СССР успел принять участие: Европейского банка реконструкции и развития (1990 г., Лондон, Великобритания).

Таким образом, Россия унаследовала от СССР богатый опыт наблюдения за работой международных финансовых институтов, скромный – их учреждения и участия в них: в МБЭС, МИБ и ЕБРР (из которых первые две оказались обременены большой и частично безнадежной дебиторской и значительной кредиторской задолженностью).

В середине 1992 года Россия оставила поставила свою подпись под учредительными документами МВФ и МБРР, став в 1992 – 1993 годах членом организации, входящих в группу Всемирного банка.

Россия стала членом системы международных финансовых институтов, когда те уже сложились. В 1993 году Россия инициировала создание еще одной международной финансовой организации – Межгосударственного банка (Москва, Россия), активно поддержала учреждение в 1994 году другого – Черноморского банка торговли и развития (Салоники, Греция). В 1996 году присоединилась к БМР. Официально было заявлено и о намерениях присоединиться к МАБР и АБР, что не было подкреплено конкретными действиями. Основные усилия были направлены на развитие отношений с бреттон-вудскими институтами.

На современном этапе своего функционирования международные финансовые институты столкнулись с развалом СССР и социалистического блока в целом, с беспрецедентным феноменом переходной экономики – проблемами, имеющими глобальный не только экономический, но и политический характер.

Сложные экономические и политические процессы, идущие в настоящее время в России требуют как мобилизации национальных ресурсов, так и привлечения иностранного капитала. В связи с этим возникла потребность во взаимодействии с международными финансовыми институтами, с которыми Россия стала активно сотрудничать с начала 90-х годов.