Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений ( Сущность франчайзинга и франчайзинговых отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принципиальная разница между двумя франшизами - в стоимости. Порог входа на рынок через «Гемотест» в 3–6 раз ниже, чем через «Инвитро»: паушальный взнос составляет от 50 тыс. руб. (в городах с населением менее 50 тыс. человек) до 200 тыс. руб. (в Москве и городах с населением от 500 тыс. человек), тогда как у «Инвитро» минимальный порог составляет 300 тыс. руб., а открыть офис в Москве будет стоить 700 тыс. руб. «У нас паушальный взнос чисто символический, у нас нет цели на нем заработать», - говорит руководитель отдела по продаже франшизы «Гемотеста» Александра Максимова.[38]

Договор коммерческой концессии в «Инвитро» заключается на три года, с «Гемотестом» - на пять лет, паушальный взнос везде платится единожды при заключении договора. Роялти в «Инвитро» составляют фиксированную сумму: 28 тыс. руб. в месяц, но выплачивать их начинают в разное время: франчайзи в Москве - начиная с четвертого месяца работы, а в регионах - с третьего года. В «Гемотесте» роялти привязаны к обороту: поначалу они составляют 1,18%, а потом - 2,36% от оборота (в городах-миллионниках - со второго года, в остальных - с третьего).

Обе компании предоставляют партнеру подробные инструкции по открытию бизнеса. Точную сумму начальных инвестиций можно определить после подбора и утверждения помещения - только тогда станет ясно, сколько придется вложить в самое дорогое - ремонт и аренду. В «Гемотесте» при заключении договора еще бесплатно подбирают двух медсестер для франчайзи в Москве, а также бесплатно обучают трех сотрудников из любого российского города.

Рис. 4. Условия франшизы компании «Инвитро»[39]

Рис. 5. Условия франшизы компании «Гемотест»[40]

Требования к помещению у «Инвитро» жестче, чем у «Гемотеста». «Находиться на первой линии - это залог успеха, - объясняет Иванов. - Это правило розницы: магазин за углом и магазин снаружи - это две большие разницы в выручке». «Гемотест» в этом плане чуть менее требователен: допустимо открыть лабораторное отделение во второй линии домов, но при условии, что вокруг, например, много поликлиник, - рассказывает Максимова. - Франчайзи существенно сэкономит на аренде, тогда как поток клиентов будет ничуть не меньше, чем на первой линии». Максимова предупреждает, чтобы при заключении договора аренды франчайзи добивались арендных каникул на срок до полутора месяцев, поскольку лицензию на медицинскую деятельность можно получить только после того, когда офис полностью готов к работе: «Ожидание лицензии, когда договор подписан и за аренду уже надо платить, бывает самым сложным временем для франчайзи».[41]


Из-за разницы в размере паушального взноса и рекомендаций по помещениям стартовые инвестиции в открытие лаборатории под брендом «Гемотест» ниже на 25–50%. Ксения Полякова, открывшая с 2010 года в Москве пять медицинских офисов «Инвитро», говорит, что первая точка обошлась ей почти в 4 млн. руб. «По неопытности мы закупили чуть ли не самую дорогую мебель, - рассказывает она РБК. - Каждый следующий офис укладывался уже в 2–2,5 млн. руб. с учетом аппарата УЗИ». В «Гемотесте» утверждают, что открыть офис в городе с населением до 200 тыс. человек можно за 0,85–1 млн. руб.

Обе компании строго регламентируют практически деятельность своих франчайзи, включая внешний вид сотрудников, оформление медицинского офиса, стоимость услуг. «Мы по всем аспектам работы даем рекомендации - франчайзи нужно только выполнить свою часть работы: грамотно обслужить пациента, принять его, взять биоматериал и вовремя его отправить в центральную лабораторию, куда указано», - говорит Иванов из «Инвитро».[42]

Биоматериал доставляется автомобилем или самолетом, за транспорт платит франчайзер. И «Гемотест», и «Инвитро» обеспечивают партнеров расходными материалами как для взятия (пробирки, шприцы), так и для перевозки биоматериала (транспортные контейнеры и хладоэлементы). Результаты анализов приходят в электронном и/или бумажном виде.

Франчайзи обеих компаний говорят, что изменить цены почти невозможно. Но есть и исключения. «В Москве изменить цены нереально, а в регионах бывает по-разному, - рассказал РБК Денис Акимов, владеющий более чем 20 точками «Инвитро» в Москве и Центральной России. - Если один франчайзи занимает весь регион, то ему проще убедить центральный офис».[43]

2.3. Контроль и ограничения в компаниях «Инвитро» и «Гемотест»

Обе компании проводят постоянные плановые и внеплановые проверки франчайзинговых отделений, а также используют системы видеонаблюдения на ресепшен и читают отзывы пациентов. Для тех, кто не соблюдает условия договора, предусмотрены штрафные санкции: например, в «Гемотесте», если отделение не открылось утром согласно графику, владельцу грозит штраф 10 тыс. руб. Штрафы предусмотрены также, если франчайзи не запускает лабораторное отделение в течение 120 дней с момента подписания договора. В «Гемотесте» подчеркивают, что гибко подходят к каждой ситуации и штрафные санкции применяются достаточно редко. В «Инвитро» жесткий контроль за соблюдением условий франшизы, однако во многом это помогает вести бизнес, считает франчайзи в Москве Ксения Полякова. «Нас контролируют как с помощью тайных покупателей, так и по соблюдению стандартов, - рассказывает она. - Но мне это очень помогает, поскольку, например, при проверке СЭС я могу быть уверена, что у меня все в порядке».[44]


В обеих компаниях выручка франчайзи складывается из трех элементов: это взятие биоматериала, агентское вознаграждение и дополнительные услуги (например, УЗИ, ЭКГ, прием врачей и пр.). И в «Инвитро», и в «Гемотесте» взятие биоматериала оплачивается отдельно, и эти деньги полностью остаются у франчайзи. Отдельно клиенты оплачивают собственно проведение анализов в лаборатории. Франчайзи собирает эти деньги и в начале каждого месяца выплачивает большую часть этой суммы за предыдущий месяц головной компании, оставляя себе так называемое агентское вознаграждение. В «Инвитро» агентское вознаграждение составляет фиксированные 35% от выручки франчайзи за анализы для Москвы и 40% - для регионов. Сумма, которую франчайзи выплачивают за эти услуги «Гемотесту», увеличивается по мере роста их выручки: от 50% при выручке от исследований менее 100 тыс. руб. в месяц до 36% для выручки выше 1,3 млн. руб. Дополнительные услуги, например ЭКГ или УЗИ, составляют порядка 5–10% от выручки.

Количество пациентов, которые ежедневно проходят через отделение, критически важно для бизнеса. По оценкам «Инвитро», средняя посещаемость их медицинского офиса - 35 человек, в «Гемотесте» - около 20, однако на практике рассчитать количество обращений заранее крайне сложно. «У «Гемотеста» была точка в Калуге, где каждый день по 120 человек было - там люди не выдержали, максимально быстро постарались открыть еще одно отделение, чтобы легче стало работать», - рассказывает зеленоградский франчайзи «Гемотеста» Казаков. Но, по его словам, это скорее исключение: случаются и ситуации, когда посещаемость не превышает 15 человек в день, что существенно увеличивает сроки окупаемости инвестиций. «Большое значение имеет уровень государственной медицины: если она предлагает что-то достойное, как в Москве, посещаемость будет ниже, но в регионах лаборатории часто находятся на таком уровне, что у людей нет другого выхода, кроме как обратиться за платными услугами», - говорит Казаков.[45]

Обе компании помогают франчайзи найти своих клиентов: головные офисы ведут работу с врачами, чтобы те рекомендовали пациентам обращаться в ту или иную лабораторию. Франчайзи обеих компаний говорят, что у «Инвитро» эта работа получается лучше, чем у «Гемотеста». Предприниматель из Коломны, три года назад открывший отделение «Гемотеста», жалуется, что поток пациентов от врачей очень низкий. Из-за этого ему пришлось много вкладывать в рекламу (в первый год - 500 тыс. руб.), отделение окупилось только через три года после основания. Зеленоградский франчайзи «Гемотеста» Казаков в шутку говорит о «мафии» «Инвитро»: «Моя точка в Зеленограде имеет низкую посещаемость и доходность из-за популярности конкурентов из «Инвитро» в этом районе». По данным «Контур.Фокус», по итогам 2014 года офис в Зеленограде имел выручку в 3 млн. руб. и чистую прибыль в 173 тыс. руб. Более успешный офис Казакова в Химках окупил вложения за шесть месяцев.


«В регионах приходится сильно вкладываться в рекламу, - рассказывает франчайзи «Инвитро» Акимов. - В Москве и Московской области 90% людей и врачей знают бренд, а в регионах есть местные игроки, а «Инвитро» входит как неизвестный игрок, и реклама должна быть большая».[46] В среднем каждая из 20 точек Акимова возвращала инвестиции за 2,5 года.

На сроки окупаемости в Москве и Подмосковье сильно влияет конкуренция. «В Москве сейчас почти на каждой станции метро есть уже по одному, а то и по два офиса, и если первый офис мы окупили за два года, то с каждым следующим это было уже сложнее», - рассказывает московский франчайзи «Инвитро» Полякова. По ее оценкам, сейчас новая точка вряд ли окупится в срок менее трех лет. «Сроки окупаемости выросли из-за большого количества конкурентов, - согласен франчайзи «Гемотеста» Казаков. - В среднем на это требуется от двух лет, при условии что выбрано хорошее место и жители готовы платить».

Таким образом, каждая из сетей имеет собственные преимущества и недостатки. Выбор за франчайзи.

Заключение

Резюмируя проведенный в основной части курсовой работы анализ, необходимо отметить, что франчайзинг являет собой систему долгосрочных отношений, нацеленных на получение франчайзером и франчайзи взаимных выгод. Именно поэтому важно очень внимательно и скрупулезно подойти к подготовительному этапу, предшествующему запуску франшизы, ведь именно от этого зависит, станет вновь созданная франшиза яркой и длительной историей успеха нового бренда или пополнит коллекцию примеров неудачных бизнес-решений.

Говоря о сущности данных взаимоотношений, сделан вывод, что франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (франчайзер) другой стороне (франчайзи) своего товарного знака или бренда, а также технологии ведения бизнеса другой коммерческой информации.

Схема взаимоотношений между сторонами заключается в следующем: организатор франчайзинговой сети сбыта - франчайзер, который владеет определенной торговой маркой, предоставляет франчайзи - малому предприятию, входящему в франчайзинговую сеть право на ведение дела под его торговой маркой. Франчайзи, который является независимым хозяйствующим субъектом, обязуется перед франчайзером соблюдать установленные стандарты качества продукции и услуг, а также технологии производственных и обслуживающих операций, выплачивать соответствующее вознаграждение и предоставляет франчайзеру право его контролировать.


В данной работе проведен анализ франчайзинга в сфере медицинских лабораторных анализов на примере таких известнейших общероссийских сетей, как «Инвитро» и «Гемотест».

Проведенное исследование позволило установить, что компании предлагают различные условия для открытия собственного бизнеса. К примеру, открыть свой бизнес быстрее легче с компанией «Гемотест»: у нее меньше сумма первоначальных инвестиций, паушальные взносы, требования к помещению и персоналу, ниже также процент от оборота, который выплачивается головной организации.

Компания «Инвитро» предлагает более дорогую франшизу с более строгими условиями, особенно теми, которые касаются помещения и прочего. Вместе с тем, у данной фаншизы есть другие преимущества: популярность, большее доверие потенциального клиента и т.д.

В конечном итоге, какую именно франшизу выбрать, решает франчайзи.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): кодекс от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 23 мая 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 5. - Ст. 410.

Научная литература и периодические издания

  1. Архипов А.Е., Шорников А.В. Проблемы и перспективы франчайзинговых отношений в Российской Федерации // Научный альманах. - 2016. - № 4-1 (18). - С. 20-23.
  2. Журавлев А.Е. Франчайзинг как объект инвестирования // Ученые записки Международного банковского института. - 2016. - № 15. - С. 67-76.
  3. Лескина П.А. Бизнес по франшизе // Интеллектуальная собственность и инновации Материалы IX международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 165-176.
  4. Панюкова В.В. Франчайзинг и его значение // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 2. - С. 75-80.
  5. Сигова М.В., Верховцева А.В., Журавлев А.Е. Формирование стратегии развития компаний сферы консалтинговых услуг // Журнал правовых и экономических исследований. - 2014. - № 1. - С. 120-124.
  6. Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг. - СПб.: Питер, 2014. - 256 с.

Электронные ресурсы

  1. 7 фактов о российском рынке франшиз в сфере общепита [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://restoranoff.ru/trends/focus/ 7faktovorossiiskomrienkefranshizvsfereobshepita (дата обращения: 04.02.2018).
  2. Ведущий российский портал бизнес-планов, руководств и франшиз Openbusiness.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.openbusmess.ru/news/itogi-2016-goda-na-rynke-franchayzinga/ (дата обращения: 04.02.2018).
  3. Виды франшиз. Какие бывают франшизы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kudavlozitdengi.adne.info/vidv-franshiz/ (дата обращения: 04.02.2018).
  4. Деньги на крови: стоит ли открывать по франшизе пункт приема анализов: исследование РБК [Электронный ресурс] // Сайт РБК. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/ins/own_business/12/01/2016/ 569399179a79475d54dd151d (дата обращения: 04.02.2018)
  5. Каталог франшиз и франчайзинг предложений для малого бизнеса №1 в России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.beboss.ru/franchise (дата обращения: 04.02.2018).
  6. Лабораторные сети: как войти в бизнес, который растет на 20-45% в год: исследование РБК [Электронный ресурс] // Сайт РБК. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/magazine/2016/09/57bc29549a794702a314361f (дата обращения: 04.02.2018)
  7. Малый бизнес в России: цифры и факты [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/economics/business/26003-kak-zhivet-malvv-biznes-v-kpizis-tsifpv-i-faktv.html (дата обращения: 04.02.2018)
  8. Портал Бибосс. Каталог франшиз России 2017: электронная книга. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.beboss.ru (дата обращения: 04.02.2018).
  9. Портал Бибосс. Рейтинг франшиз 2016. Рейтинг франшиз 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.beboss.ru/rating/2016 (дата обращения: 04.02.2018).
  10. Порядок регистрации товарного знака [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.tm-patent.ru/trademark procedure.html (дата обращения: 04.02.2018).
  11. Российская Ассоциация Франчайзинга. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.rusfranch.ru (дата обращения: 04.02.2018).
  12. Самые прибыльные и успешные франшизы России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.russtartup.ru/franchising/vsefranshiza/samv-e-pribv-l-nv-e-i-uspeshnv-e-franshizy-v-rossii.html#ixzz4TbBIfzDi (дата обращения 04.02.2018).
  13. Страхи открытия своего дела, почему боятся открыть свое дело [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://samorazvitie.org/monev/ne-pozvolvavte-straham-tvanut-vas-na-dno/ (дата обращения: 04.02.2018).
  14. Точка микрозаймов - миниатюрные банки: франшиза в России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sbsnss.ru/otkryt-biznes/franshizv/banki.html (дата обращения: 04.02.2018).
  15. Франчайзинг: виды, преимущества и недостатки [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mir-fin.ru/franchising.html (дата обращения: 04.02.2018).
  16. Франшиза компании «Гемотест» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gemotest.ru/partner/franchize/ (дата обращения: 04.02.2018)
  17. Франшиза компании «Инвитро» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.invitro.ru/franchize/ (дата обращения: 04.02.2018)
  18. Франшизы для малого бизнеса в 2016 году [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vseproip.com/biznes-ip/o-biznese-ip/franshiza-dlya-malogo-biznesa.html (дата обращения: 04.02.2018).
  19. Что такое франчайзинг и франшиза: разбираемся в тонкостях, знакомимся с гигантами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://101million.com/franchaizing/obschava-informaciya/chto-takoe-franshiza.html (дата обращения: 04.02.2018)