Файл: Организация бухгалтерского учета в субъектах хозяйствования(Понятие бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На базе статистических данных государственные органы управления разрабатывают прогнозы, принимают решения в области экономической политики, определяют конкретные меры в сфере оперативного управления экономикой страны. Статистика, обобщая и анализируя изучаемые процессы, устанавливает закономерности их развития в конкретных условиях места и времени.

Таким образом, статистический учет представляет собой систему изучения и контроля массовых экономических, социальных, демографических и других аспектов общественной жизни, необходимых для управления как на уровне хозяйствующего субъекта, так и на региональном и общегосударственном уровне.

Итак, бухгалтерский учет представляет собой систему сплошного, непрерывного во времени и взаимосвязанного наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью организации с целью получения о ней текущих и итоговых данных.

Бухгалтерский учет был первой в истории человечества комплексной системой обеспечения информацией управления хозяйством. Использование ее как самим хозяйствующим субъектом (внутренними пользователями — руководителями, учредителями, участниками и собственниками имущества организации), так и другими заинтересованными в его деятельности организациями и лицами (внешними пользователями — инвесторами, кредиторами и другими) для выработки управленческих решений привело к выделению в бухгалтерской информационной системе бухгалтерского финансового и бухгалтерского управленческого учета.

1.2. Виды учета в Российской Федерации

Каждый хозяйствующий субъект в России с момента создания и до момента ликвидации обязан вести учет своей деятельности. Это позволяет обеспечить достоверность, своевременность и полноту информации о его функционировании.

Финансовый учет представляет собой систему формирования информации об имущественном и финансовом состоянии хозяйствующего субъекта, о размерах его собственного и заемного капитала, о финансовых результатах деятельности[7]. Информация такого характера используется не только внутренними пользователями для управления деятельностью организации, но и (обобщенная в виде бухгалтерской - финансовой отчетности и не являющаяся коммерческой тайной) внешними пользователями, проявляющими заинтересованность в деятельности данной организации[8].


Управленческий учет представляет собой систему формирования информации, используемой внутри хозяйствующего субъекта менеджерами различных уровней для оперативного управления предпринимательской деятельностью при выработке стратегии и тактики ее развития. Такая информация относится к категории коммерческой тайны хозяйствующего субъекта и не подлежит публичному распространению[9].

Налоговый учет используется для получения данных, необходимых для правильного исчисления налоговых обязательств хозяйствующею субъекта.

Выделение различных видов учета не выхолащивает содержание хозяйственного учета, так как все виды учета взаимно дополняют друг друга. Каждый вид учета рассматривает одни и те же факты хозяйственной жизни, но с разных позиций, что не исключает на отдельных этапах пересечение потоков информации. Единство хозяйственного учета поддерживается системой интеграции всех видов учета.

Однако среди отдельных видов хозяйственного учета бухгалтерский учет занимает центральное место. Все основные определения, касающиеся бухгалтерского учета, содержатся в Федеральном законе от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с последующими изменениями и дополнениями). В частности, в нем указано, что «Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах, организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций».

Хозяйственный учет - весьма широкое понятие. Он многообразен, формируемая в процессе учета информация предназначена для разных пользователей и отвечает разным задачам управления имуществом, обязательствами, хозяйственными процессами, инвестициями и т.д[10].

В российской системе хозяйственного учета выделяются три взаимосвязанных вида учета: оперативный, статистический и бухгалтерский[11].

Оперативный (оперативно-технический) учет осуществляется для повседневного текущего руководства и управления предприятием, участками, производствами, цехами и т.п. С помощью оперативного учета управленческому персоналу поступает информация о движении материальных ресурсов на предприятии, об объемах выпущенной продукции, ее отгрузке и реализации, о наличии производственных запасов и т.д. Источником информации для получения таких сведений могут быть как документы, гак и данные, полученные по телефону, телетайпу, факсу, в устной форме. Оперативно-технический учет может прерываться во времени, и надобность в нем появляется по мере необходимости.


Статистический учет изучает явления, носящие обобщающий, массовый характер в различных областях хозяйства, экономики, науки, образования и т.д. Статистика собирает и обобщает информацию о состоянии экономики, тенденциях ее развития, движении рабочей силы, товаров, ценных бумаг, материальных запасов, численности и составе населения по возрасту, полу, профессиям и т.п. Статистика широко использует выборочный метод наблюдения в регистрации, осуществляет единовременный учет и переписи. Для этих целей она применяет информацию бухгалтерского и оперативно-технического учета.

Бухгалтерский учет изучает количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций[12].

1.3. Организация бухгалтерского учета

Организация бухгалтерского учета - один из важнейших моментов работы любой организации. Заключается она в формировании системы, которая обеспечивает точный учет всех хозяйственных операций, фиксирует движение всех денежных средств и товарно-материальных ценностей. Фиксируется все это с помощью правильно составленных документов, так что создание грамотного документооборота тоже является составной частью постановки бухучета. 

Правильная организация бухгалтерского учета позволяет[13]:

  1. оптимизировать расходы компании, что крайне важно сейчас, в условиях кризиса; 
  2. контролировать финансовую деятельность компании, обеспечивая ее максимальную эффективность; 
  3. иметь точную, достоверную и что наиболее важно своевременную информацию для принятия любых управленческих решений, от которых часто зависит устойчивость и выживание бизнеса; 
  4. тратить на ведение бухгалтерии и контроль за её деятельностью намного меньше времени и денег; 
  5. легко проверять правильно ли ведется бухгалтерский учет, формируются и подаются всевозможные отчеты, заполняются регистры. 

Главная задача, которую необходимо решить в ходе постановки бухучета - организовать работу бухгалтерии максимально эффективно. Для этого нужно правильно выбрать систему учета, составить график документооборота компании и точно его придерживаться.


План организации бухгалтерского учета. Организация и ведение бухгалтерского учета только в теории выглядит просто. Для того чтобы правильно составить план организации бухгалтерского учета в организации или индивидуального предпринимателя, необходимо, во-первых, провести полный анализ работы компании, который учтет специфику бизнеса, структуру и объем затрат, эффективность налогового планирования, принятые правила ведения отчетности.

Следующим шагом необходимо разработать оптимальные налоговые схемы и внедрить их в повседневную практику, а затем составить схему документооборота. В последней очень важно указать исполнителей и ответственных за внутренний контроль, без этого схема работать не будет. На основании всего этого разрабатываются регламенты работы бухгалтерии, учетная политика и все это внедряется в повседневную практику. Для того чтобы выстроенная система надежно работала, процесс необходимо завершить автоматизацией бухгалтерского учета. 

Такой порядок организации бухгалтерского учета позволяет избежать свойственных людям ошибок и снизить зависимость ведения бухучета от человеческого фактора. 

В ходе постановки бухгалтерского учета сотрудникам бухгалтерии и руководству важно максимально полно разобраться в специфике бизнеса, что позволит[14]:
1. сформировать в организационной структуре подразделение, которое будет осуществлять обработку первичных бухгалтерских документов предприятия в соответствии с существующими нормативами и законодательными актами; 
2. разработать рабочий план счетов, состав и формы первичных документов, которые будут формироваться при осуществлении хозяйственных операций; 
3. сформировать и утвердить учетную политику; 

4. составить должностные инструкции для сотрудников бухгалтерии и лиц участвующих в формировании первичных документов;

5. поставить учет товарно-материальных ценностей и контроль над их поступлением и выбытием; 

6. предложить решения по автоматизации ведения бухгалтерского, налогового и управленческого учета; 

7. минимизировать риски финансовых потерь (в том числе и от штрафных санкций) используя оптимальную систему налогообложения, а также контроль за правильностью начисления и перечисления налогов и сборов. 
Российское законодательство возлагает ответственность за организацию ведения бухгалтерского и налогового учета (а значит и за своевременную и правильную выплату налогов) на руководство компании (исполнительный орган). За ошибки, допущенные в работе с бухгалтерскими документами, приходится дорого платить - деньгами, неполученной прибылью, переплаченными налогами, а иногда и потерей свободы и права работать по специальности. 


1.4. Методология учетной работы

Метод двойной записи является основой методологии бухгалтерского учета. Именно метод двойной записи позволяет формировать балансовые модели, отражающие в полной мере финансовое положение хозяйствующей единицы, предприятия. Метод двойной записи реализуется в бухгалтерском учете посредством плана счетов. Факты финансово-хозяйственной деятельности, отраженные в бухгалтерском учете в соответствии с планом сетов (синтетическими счетами бухучета), определяют содержание финансовой отчетности.[15] Синтетический счет плана счетов - это метод систематизации и отражения актива и обязательств хозяйствующей единицы. Названия счетов и их детализация определяются планом счетов.

При этом под синтетическими счетами плана счетов понимают:[16]

- единица хранения информации об активах и обязательствах;

- способ экономической группировки;

- накопитель обобщенной информации.

Балансовые модели отражения финансовой информации реализуются методологией балансового обобщения.

Иными словами, в основе методологии бухгалтерского учета положены двойная запись и балансовое обобщение.

Объекты бухгалтерского учета определяются исходя из экономического содержания финансово-хозяйственных операций, к объектам относятся:

- активы;

- обязательства;

- источники финансирования;

- доходы;

- расходы.

Экономическое содержание финансово-хозяйственных операций, в свою очередь, определяет требования к учетной работе[17]:

- своевременная регистрация на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций (без каких-либо пропусков и изъятий);

- непрерывность учета с момента регистрации компании;

- хозяйственных операций осуществляется посредством двойной записи.

Методология бухгалтерского учета на основе двойной записи и балансового обобщения определяет все учетные нормативы, изложенные в концепции бухгалтерского учета, в законе о бухгалтерском учете и в ПБУ[18].

Учитывать отраслевые особенности и нюансы бизнеса в учетной работе позволяет Учетная политика компании. Учетная политика - это не только совокупность способов ведения учета в соответствии с условиям хозяйствования, а также методики отображения фактов хозяйской жизни.