Файл: ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЗАДАЧИ, ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ (Полномочия органов ФСБ при осуществлении оперативно – розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Государственные органы, полномочные осуществлять оперативно-розыскную деятельность
3. Полномочия органов ФСБ при осуществлении оперативно – розыскной деятельности
4. Полномочия органов государственной охраны при осуществлении оперативно – розыскной деятельности
5. Полномочия таможенных органов при осуществлении
6. Полномочия органов внешней разведки при осуществлении оперативно – розыскной деятельности
8. Понятие и формы взаимодействия оперативно-розыскных подразделений
В этих целях они вправе проводить весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий:
-устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;
-использовать специальные методы и средства при осуществлении
контрразведывательной и разведывательной деятельности, а также при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом;
-осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;
-осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению проникновения специальных служб и организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств к защищаемым органами федеральной службы безопасности сведениям, составляющим государственную тайну;
-использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов федеральной службы безопасности, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций.
К исключительной компетенции оперативных подразделений органов федеральной службы безопасности отнесено проведение оперативно-розыскных мероприятий в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Использование органами федеральной службы безопасности предоставленных им прав для выполнения обязанностей, не предусмотренных федеральными законами, не допускается.
4. Полномочия органов государственной охраны при осуществлении оперативно – розыскной деятельности
Подразделения органов государственной охраны в полной мере являются субъектами оперативно-розыскной деятельности и субъектами обеспечения идентификационно-удостоверительной безопасности населения страны. Именно им в большей мере, чем другим органам, наделенным правом проведения оперативно-розыскной деятельности, важно, чтобы основные документы, удостоверяющие личность, были многоатрибутивными по личностным источникам, поэтому не случайно сотрудники органов государственной охраны одними из первых в стране ввели в собственные документы, удостоверяющие личность, цветные изображения их владельцев.
На федеральные органы государственной охраны возлагается решение задач по:
- прогнозированию и выявлению угроз жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществлению комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
- обеспечению безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;
- обеспечению в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи;
- участию в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
- защите охраняемых объектов; выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах.
Федеральные органы государственной охраны обязаны:
- выявлять, предупреждать и пресекать противоправные посягательства на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;
- организовывать и проводить охранные, режимные, технические и иные мероприятия по обеспечению безопасности объектов государственной охраны;
- поддерживать общественный порядок, необходимый для обеспечения безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания;
- устранять обстоятельства, препятствующие осуществлению государственной охраны; организовывать и проводить на охраняемых объектах, а также в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны оперативно - технический, санитарно-гигиенический, экологический, радиационный и противоэпидемический контроль;
- осуществлять информационно-аналитическое обеспечение своей деятельности;
- обеспечивать собственную безопасность;
- осуществлять во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности меры по противодействию утечке информации по техническим каналам;
- осуществлять внешние сношения со специальными службами, с правоохранительными органами и организациями иностранных государств.
При осуществлении оперативно – розыскных мероприятий органы государственной охраны вправе:
- осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законодательством об оперативно-розыскной деятельности;
- проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность; производить при проходе (проезде) на охраняемые объекты и при выходе (выезде) с охраняемых объектов личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
- производить документирование, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку фактов и событий;
- использовать в служебных целях средства связи, включая и специальные, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, а в неотложных случаях и гражданам;
- принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств и граждан на отдельные участки местности и объекты, а также по отбуксировке транспортных средств;
- получать безвозмездно необходимую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также от общественных объединений;
- использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность сотрудников федеральных органов государственной охраны, ведомственную принадлежность их подразделений, помещений и транспортных средств;
- обмениваться со специальными службами, с правоохранительными органами и организациями иностранных государств в пределах своих полномочий оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами, а также договариваться об условиях и о порядке обеспечения личной безопасности объектов государственной охраны при их выезде за пределы территории Российской Федерации.
5. Полномочия таможенных органов при осуществлении
оперативно – розыскной деятельности
Органы таможенной службы так же, как и вышеназванные ведомства и учреждения, исторически наделены оперативно-розыскной функцией. От эффективной оперативно-розыскной работы таможенной службы во многом зависит экономическая безопасность государства.
Таможенные органы Российской Федерации как органы правоохранительные наделены правом осуществления оперативно-розыскной деятельности в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое российским законодательством преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации по таможенному делу.
Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов представляет собой вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями таможенных органов в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. ОРД базируется на принципах законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, конспирации и сочетании гласных и негласных начал.
Практика осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенных органов определяет следующие направления ее развития:
- оперативно-розыскная деятельность в целях борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;
- оперативно-розыскная деятельность в целях обеспечения безопасности таможенных органов, их должностных лиц и членов их семей.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности сотрудникам таможенных органов запрещается действовать в интересах какой-либо политической партии, общественного объединения или религиозной организации.
Содержание оперативно-розыскной деятельности таможенных органов составляют оперативно-розыскные мероприятия: действия оперативно-розыскных отделов (их должностных лиц) по сбору информации, имеющей значение для решения задач, определенных для них законом.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
- наличие возбужденного уголовного дела;
- информация о противоправном деянии, о лицах, скрывающихся от следствия, суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
- поручение следователя, указание прокурора или определение суда;
- запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств.
В соответствии с нормами Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении ОРД таможенные органы имеют право:
- проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия;
- сотрудничать с лицами, изъявившими желание содействовать таможенным органам;
- использовать в ходе оперативно-розыскных мероприятий служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства, иное имущество частных лиц;
- использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств таможенных органов, а также личность граждан сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе;
- создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения оперативно-розыскных задач.
К проводимым таможенными органами оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочные закупки, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.
В значительной мере организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий определяется самими оперативными работниками в зависимости от сложившейся ситуации, а также возможностей оперативно-розыскного подразделения. Помимо прав, таможенные органы как субъекты оперативно-розыскной деятельности имеют и определенные обязанности. Таковыми обязанностями в силу закона являются:
- соблюдение мер по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности и обеспечению безопасности общества и государства;
- исполнение письменных поручений органов дознания и предварительного следствия, указания прокурора и решений суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
- выполнение на основе договоров о правовой помощи запросов соответствующих международных правоохранительных организаций (Интерпола и др.);
- соблюдение правил конспирации.
Соблюдение правил конспирации является важнейшим и неукоснительным условием для обеспечения результативности оперативно-розыскной деятельности, поскольку, во-первых, тайным способам совершения преступления должна противопоставляется тайная методика противодействия, а во-вторых, конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации подозреваемых лиц.
Кроме того, конспиративность создает также и условия для обеспечения безопасности лиц, привлеченных к оперативно-розыскной деятельности.
В конспиративности кроется и принципиальное отличие в деятельности сотрудников оперативно-розыскных отделов таможен и деятельности дознавателей. Дознаватели действуют открыто, официально, от имени государства, а сотрудники оперативных подразделений, как правило, скрывают перед объектом свою заинтересованность. Поэтому и характер отношений между ними является неофициальным.
Кроме того, информация, добытая оперативным путем, не всегда получает процессуальное оформление, хотя оперативный сотрудник должен стремиться, как можно быстрее, трансформировать оперативные данные в процессуальные доказательства.
Осуществлять успешную деятельность по защите экономической безопасности в таможенном деле без высокоорганизованной оперативно-розыскной деятельности невозможно, так же, как невозможно лишить таможенные органы права проведения дознания по контрабанде и другим составам преступлений, присущим правовому полю деятельности данного ведомства.
В свою очередь, оперативно-розыскная деятельность и дознание не могут быть полноценными в решении поставленных задач без наличия в таможенных органах соответствующей научно-исследовательской и технической базы, прежде всего экспертно-криминалистического назначения (в частности, для производства технического исследования документов, например, на предмет подлинности печатей и штампов, почерковедческой экспертизы, исследования пломб и т.п.), и функциональных лабораторий по применению методов и средств специального назначения.