Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ (Сущность и методы управления финансами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Последующий контроль - проводится путем анализа и ревизий бухгалтерской и финансовой отчетности по окончании отчетного периода. Законодательными органами власти такой контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета. Последующий контроль за целевым и рациональным расходованием бюджетных средств производится Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. При этом органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора должны охватывать проверками не менее 30 % организаций, получающих в различных формах средства федерального бюджета, либо не менее 30 % объемов финансирования из федерального бюджета [12 c.126].

В России на протяжении последних пяти лет происходят преобразования в финансово-бюджетной сфере, идет совершенствование государственного финансового контроля. Важным шагом в этом направлении является создание территориальных управлений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в субъектах РФ.

Разберем на примере субъекта РФ, работу механизма финансового контроля [24]. При проведении контрольных мероприятий в 2011-2009 гг. работниками управления выявлены следующие нарушения исполнения бюджетного законодательства РФ:

нецелевое использование средств федерального бюджета;

неэффективное использование материальных ресурсов и денежных средств;

недостача и излишки денежных средств и материальных ресурсов;

недопоступление платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

неправомерное расходование денежных средств и материальных ресурсов:

другие нарушения в части исполнения действующих законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации.

Динамика количества проверок и материального ущерба, выявленного в результате проведенных управлением контрольных мероприятий в 2011-2015 гг., представлена в табл. 2 и 3

Таблица 2

Количество проведенных управлением контрольных мероприятий в 2011-2015 гг., ед.

Наименование

2011

2012

2013

2014

2015

Общее количество контрольных мероприятий

260

326

195

273

285

Количество проведенных контрольных мероприятий в расчете на 1 работника

64

53

38

37

34

Таблица 3

Динамика сумм выявленных управлением нарушений в 2011-2015 гг., млн руб.

Наименование

2011

2012

2013

2014

2015

Сумма выявленных нарушений

5 643.2

4 098.3

5 251,3

13 860

21 567,5

Сумма выявленных нарушений в расчете на 1 работника

104,5

77,3

138.2

374.6

551,4


По результатам проведенных контрольных мероприятий управление приняло следующие меры по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений действующего законодательства РФ: в адрес руководителей учреждений направлены предписания об устранении выявленных нарушений и представления о ненадлежашем исполнении бюджетного процесса.

Материалы выявленных нарушении направлены в органы прокуратуры. По фактам нецелевого использования средств федерального бюджета в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора отправлены уведомления об изменении (сокращении) лимитов бюджетных обязательств, виновные должностные лица привлечены к административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ (табл. 4).

Таблица 4

Динамика сумм устраненных нарушений в 2011-2015 гг., млн руб.

Наименование

2011

2012

2013

2014

2015

Сумма устраненных нарушений

448,2

325,2

1 425,2

3 941,4

17 870,1

Сумма устраненных нарушений в расчете на 1 работника

8,3

6,1

37,5

106,5

526,5

Сведения о результатах проведенных ревизий направлены в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, в чью компетенцию входит рассмотрение нарушений законодательных и нормативно правовых актов Российской Федерации, выявленных управлением.

По результатам рассмотрения предписаний и представлений руководителями проверяемых учреждений изданы приказы, согласно которым виновные должностные лица привлечены к ответственности (табл. 5).

Таблица 5

Динамика привлечения лиц к дисциплинарной и материальной ответственности по результатам проведенных управлением контрольных мероприятий в 2011-2015 гг., ед.

Наименование

2011

2012

2013

2014

2015

Лица, привлеченные к ответственности

64

58

87

161

112

Лица, привлеченные к ответственности, к числу контрольных мероприятий

260

326

195

273

286

В 2011-2015 гг. управлением бюджетно-финансового надзора по субъекту проведено более 400 проверок соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и валютного контроля. Ежегодное увеличение числа проверок связано с увеличением внеплановых проверок, проводимых на основании информации, полученной от Банка России (уполномоченных банков и других источников).


По результатам проверок управлением возбуждено около 1 300 дел. Это напрямую связано с увеличением количества правонарушений валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и валютного контроля. Всего за это время руководством управления вынесено около 1 000 постановлений о назначении административного наказания, из которых вступили в законную силу 600 (табл. 6, 7).

Таблица 6

Показатели деятельности управления в сфере валютного контроля в 2011-2015 гг., ед.

Наименование

2011

2012

2013

2014

2015

Проведенные проверки

18

16

123

139

142

Возбужденные дела

32

37

554

491

356

Таблица 7

Динамика вынесенных управлением и вступивших в законную силу постановлений в сфере валютного контроля в 2011-2015гг., ед.

Наименование

2011

2012

2013

2014

2015

Вынесенные постановления о назначении административного наказания

30

30

345

308

291

Постановления, вступившие в силу

23

24

168

267

236

финансы государственный управление контроль

Как показывает практика, причинами, способствующими совершению административных правонарушений, являются:

ненадлежащий уровень внутреннего контроля по соблюдению требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

отсутствие должностных лиц, ответственных за ведение валютных операций, оформление и переоформление паспортов сделок и подготовку отчетности по внешнеэкономической деятельности;

несвоевременное представление информации в соответствующие кредитные организации, неправильное оформление договоров.

Анализ данных за 2011-2015 гг. по количеству вынесенных постановлений и постановлений, вступивших в законную силу, наглядно демонстрирует увеличение выявленных нарушений. Так, в 2009 г. управлением вынесено 345 постановлений о назначении административного наказания, в 2010 г. - 308; из них постановлений, вступивших в законную силу в 2009г.-168, в 2010г.- 267.


Увеличение количества постановлений, вступивших в законную силу, связано с изменением порядка получения от банков информации о наличии в деятельности организаций признаков нарушения валютного законодательства и качеством проводимых проверок.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях предъявляются штрафные санкции к нарушителям валютного законодательства Российской Федерации (табл. 8).

Таблица 8

Динамика выявленных и взысканных управлением сумм штрафных санкций в сфере валютного контроля в 2011-2015 гг. тыс. руб.

Наименование

2011

2012

2013

2014

2015

Предъявленные штрафные санкции

6 424,3

1 071,7

5 736

21 504,4

19401,4

Взысканные штрафные санкции

695,6

745,5

4 427,6

16 525,3

13578,2

Управлением в 2011-2015 гг. всего предъявлено штрафных санкций на сумму более 50 млн руб., взыскано в доход федерального бюджета денежных средств на сумму около 30 млн руб.

В связи с вышеизложенным было бы целесообразно:

методы государственного финансового контроля (ревизия, проверка, обследование, надзог анализ, аудит бюджета) закрепить на законодательном уровне;

содержание и механизм реализации этих методов регламентировать Бюджетным кодексом Российской Федерации.

установить государственный статус ревизора независимо от его принадлежности к органам внешнего или внутреннего контроля.

Таким образом, развивающаяся и адаптирующаяся к требованиям современного общества система государственного финансового контроля способствует эффективному использованию общественных финансов, направленному на достижение конкретного результата, обеспечению прозрачности финансовых потоков, улучшению благосостояния всех граждан России.

2.3 Пути совершенствования управлением финансами в РФ

Одним из приоритетных направлений укрепления финансов является разрешение проблем, связанных с их управлением. Управление финансами является одними из главных составляющих эффективности развития государства. Они служат для понимания того, какую финансовую политику ведёт государство и каким образом оно развивается.


Улучшение финансового управления сегодня является одной из главных целей развития государства. С помощью финансовых рычагов может ограничиваться деятельность монополий, происходит смягчение потери просчетов при определении рыночной стратегии, обеспечивается первоочередное развитие прогрессивных звеньев экономики, регулируется уровень безработицы и производства.

Управление представляет собой сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основывается на знании объективных закономерностей развития общества. В дополнении с этим на управление оказывает очень серьёзное влияние государство, в лице соответствующих управленческих структур.

Управление финансами является одной из главных частей общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на улучшение системы отношений, которые призваны стабилизировать финансовые ресурсы, необходимые для социально­экономического развития общества.

Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость, которая выражена в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты.

В управлении финансами можно выделить такие важнейшие функциональные элементы, как планирование, оперативное управление, контроль.

Планирование занимает одно из важнейших мест в системе управления финансами. При планировании каждый субъект хозяйствования полноценно оценивает состояние финансов, раскрывает возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направления их более эффективного использования. Плановые решения принимаются на основе анализа финансовой информации, базирующейся на различных видах отчетности.

Оперативное управления представляет собой ряд связанных между собой мер, которые вырабатываются на основе оперативного анализа текущей финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме за затрат, с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Рациональное использование финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной деятельности является основным содержанием оперативного управления.

Контроль как элемент управления происходит в процессе его планирования и оперативного исполнения. Это позволяет не только сравнивать фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, но и помогает выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования, избегая выявленных потерь. [4].