Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности (Цели и задачи деятельности, осуществляемой оперативно-розыскными органами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Функционирование государственно-правового механизма предполагает различные формы реализации охранительных функций. Одна из таких форм - оперативно-розыскная деятельность, предполагающая динамичное сочетание превентивных мероприятий и мероприятий, связанных с раскрытием преступлений. Среди последних особое место занимает оперативно-розыскная деятельность, содействующая решению уголовно-процессуальных задач.

Оперативно-розыскная деятельность - это один из видов профессиональной деятельности правоохранительных органов, направленной на защиту и безопасность человека и гражданина, общества и государства от преступных посягательств.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что на данный момент существует насущная потребность в самом тщательном изучении правового регулирования данной деятельности, устранении выявленных практикой проблем и недостатков. Есть необходимость на законодательном уровне определить для оперативно-розыскной деятельности свое место в системе средств государственной защиты охраняемых интересов, развернуто показать систему ее взаимосвязи с уголовно-процессуальными и уголовно-правовыми институтами. В этой связи следует отметить огромную роль органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в современной России.

Все вышесказанное подтверждает актуальность исследования темы, ее высокую теоретическую и практическую значимость.

Объектом исследования работы выступают общественные отношения, связанные с осуществлением оперативно-розыскной деятельности. Предмет исследования – задачи, права и обязанности органов, осуществляющих указанный вид правоохранительной деятельности.

Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть понятие задачи, права, обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Задачи курсовой работы следующие:

- раскрыть понятие оперативно-розыскной деятельности;

- рассмотреть ее задачи и роль в уголовном судопроизводстве;

- обозначить соотношение оперативно-розыскной деятельности с другими видами правоохранительной деятельности;

- провести анализ системы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

- исследовать обязанности и права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В ходе исследования были использованы нормативно-правовые акты, специальная и научная литература (точный перечень изложен в списке использованных источников).


Практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет получить ценные знания относительно органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, их задач, прав и обязанностей.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. Понятие, задачи и роль оперативно-розыскной деятельности

1.1. Цели и задачи деятельности, осуществляемой оперативно-розыскными органами

Оперативно-розыскная деятельность[1] – это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Данное понятие дано в ст.1 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144 - ФЗ[2]

Сущностью ОРД, определяющей ее основной характер, является разведывательно-поисковая функция, которая направлена на предупреждение, пресечение и выявление преступлений.

Целью ОРД является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Первое место защиты ОРД занимают права и свобода человека и гражданина, так они являются высшей ценностью в соответствии с Конституцией РФ.

Уголовно-процессуальное законодательство также регулирует сущность и основные задачи уголовного судопроизводства. Они содержатся в ст.6 УПК РФ[3].

Для обеспечения назначения уголовного судопроизводства т.е. процессуальная деятельность, органов предварительного следствия и дознания, а также суда на предварительном следствии (досудебном производств) и судебного производства (судебного разбирательства) уголовных дел требуется оперативное обеспечение.


В целях выявления, раскрытия и расследования преступлений оперативное обеспечение осуществляется путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в ходе оперативно-розыскной деятельности.

Основные задачи оперативно-розыскной деятельности предусмотрены ст. 2 ФЗ об ОРД от 12 августа 1995 года № 144 - ФЗ, где изложены следующие задачи:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

- выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознании, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания;

- розыск без вести пропавших;

- добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

- установление имущества, подлежащего конфискации.

Одной из важнейших задач ОРД является предупреждение и пресечение правонарушений, состоит она в заблаговременном воздействии на причины, которые могут поспособствовать совершению преступления, или на конкретное лицо для предотвращения совершения им опасного деяния, влияющего на общество.

Существуют различные виды пресечения преступлений такие как изъятие предметов, веществ, оружия, которые могут послужить предметами совершения преступлений, проведение инвентаризаций по оперативным данным и т.д.

Оперативно-розыскные органы могут проводить оперативно-розыскную профилактику, то есть действий по отношению лиц, от которых можно ожидать совершений преступлений. Данные, полученные ОРО, учитываются в картотеках и информационных системах, что в дальнейшем помогает проводить оперативно-профилактические воздействия на отрицательно зарекомендовавших себя лиц.

Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания является специфической задачей и осуществляется с помощью применения оперативно-розыскных мер, для установления фактического местонахождения уклоняемого лица для дальнейшего задержания. Данное лицо уже является обвиняемым, в случае если обвиняемое лицо не установлено, такая деятельность не входит в понятие розыска, а является процессом расследования преступления.

Задача добывания информации, создающей угрозу государству, относится к компетенции органов ФСБ.

Задача установления имущества, подлежащего конфискации является вспомогательным механизмом, направленным на обеспечение эффективности применения средств уголовно-правового воздействия.


Основными принципами уголовно-процессуального законодательства и оперативно-розыскной деятельности являются:

- законность,

- уважение чести и достоинства личности,

- неприкосновенность личности и жилища.

В оперативно-розыскной деятельности дополнительными принципами являются:

- конспирация,

- сочетание гласных и негласных методов и средств получения информации.[4]

Порядок уголовного судопроизводства определяется уголовно-процессуальным законодательством РФ и основана Конституцией Российской Федерации[5], действующим уголовно-процессуальным кодексом России и является обязательным для органов предварительного следствия и дознания, судов, органов прокуратуры, а также иных участников уголовного судопроизводства. Кроме того при производстве по уголовному делу также действует общепризнанные принципы и нормы международного права и международной договора РФ, являющиеся составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующее уголовное судопроизводство.

Порядок осуществления оперативно-розыскной деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года №144- ФЗ, и другие Федеральные Законы принятые в соответствии с ними, а также иные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти, министерств и ведомств осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Некоторые положения норм уголовно-процессуального кодекса России также регламентирует возможность осуществления оперативно-розыскной деятельности органов дознания. Таким образом возможно прийти в мнению о том, что уголовный процесс и оперативно-розыскная деятельность основывается на одних и тех же законах.

Изложенное позволяет высказать мнение о том, что термин «Оперативно-розыскная деятельность» имеет несколько значений:

- во-первых осуществляя оперативно-розыскные и поисковые мероприятия, содействуют органам предварительного следствия и дознания для выявления, предупреждения, раскрытия и расследования уголовных дел;

- во-вторых оперативно-розыскные мероприятия осуществляемые в ходе оперативно-розыскной деятельности основываются на некоторых положениях норм уголовно-процессуального закона в целях предотвращения и раскрытия преступлений;

- в-третьих, розыск и задержание подозреваемых, обвиняемых, лиц, скрывшихся со следствия и суда преимущество не процессуальным способам с использованием негласных средств и методов борьбы с преступлениями. Таким образом, уголовный процесс, уголовное судопроизводство и оперативно-розыскная деятельность тесно взаимосвязаны.[6]


1.2. Содержание и процессуальная роль оперативно-розыскной деятельности

Во всех нормах уголовно-процессуального закона, где предписано о необходимости проведения оперативно-розыскные мероприятия осуществляется путем дачи органу дознания поручения, вместе с тем ч.2 ст. 163 УПК РФ предписывает руководителю следственной группы совместно с руководителем следственного органа право привлекать, что «к работе следственной группы привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Итоговым положением использования результатов оперативно-розыскной деятельности является ст. 89 УПК РФ регламентирующая, что в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям ст. 88 УПК РФ.

Вместе с тем, введение в уголовное судопроизводство результатов оперативно-розыскной деятельности осуществляется согласно инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд[7].

Оперативно-розыскная деятельность, о которой говорится в уголовно-процессуальном законе, по своей природе, содержанию, непосредственным задачам, средствам и методам существенно отличается от предварительного следствия и дознания как уголовно-процессуальной деятельности[8]. Оперативно-розыскная деятельность и производство дознания или предварительного следствия органа дознания - это различные компетенции органа дознания.

Содержанием оперативно-розыскной деятельности является принятие оперативно-розыскных мер, порядок производства которых определяется Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и нормативными актами издаваемыми соответствующими ведомствами, в системе которых имеются подразделения осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

Содержанием же органа предварительного следствия и дознания как одного из видов уголовно-процессуальной деятельности является производства уголовно-процессуальных следственных или иных процессуальных действий, облеченных в установленную законом процессуальную форму. Следовательно, связь уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности обусловлена необходимостью выявления, раскрытия и расследования неочевидных преступлений. Однако непосредственные задачи органа дознания осуществляющие оперативно-розыскную деятельность как процессуальный и оперативно-розыскной деятельности не могут быть отождествлены. Назначение уголовного судопроизводства и уголовного преследования состоит в производстве предварительного расследовании (следствия и дознания)[9]. Таким образом, деятельность органов дознания, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность по отношению к уголовному процессу, в частности в уголовном судопроизводстве носит вспомогательный характер. Она содействует успешному производству предварительного расследования, а следовательно и решению задач уголовного судопроизводства.