Файл: Наркозависимость это хроническое заболевание, протекающее с обострениями и ремиссиями, и характеризующееся болезненным влечением к наркотику и компульсивным употреблением,.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СЛАЙД 1

В настоящее время в психолого-педагогической практике особое внимание уделяется работе с детьми девиантного поведения. Актуальность данной проблемы подтверждается фактами о том, что в России ежегодно наблюдается рост детской преступности, наркомании, отмечается увеличение численности детей, имеющих отклонения в поведении.

СЛАЙД 2

Наркозависимость – это хроническое заболевание, протекающее с обострениями и ремиссиями, и характеризующееся болезненным влечением к наркотику и компульсивным употреблением, сопровождающееся изменениями в ЦНС на функциональном, нейрохимическом и молекулярном уровне.

СЛАЙД 3-6

Употребление наркотиков приводит к изменению личности и поведения

Формируется патологическая адаптация, направленная на цели достижения наркотика и его употребления

  • манипулятивность

  • лживость

  • агрессивность направленная на себя и окружающих

  • уклонение от ответственности

  • преступность как образ жизни

  • проблемы коммуникации

  • другое

Особенности психологического состояния:

  • неуверенность в себе

  • повышенная тревожность

  • недоверие к окружающим

  • перепады настроения

  • аффективность

  • обострение личностных черт

  • инфантильность

слайд 7

Обращение многих ученых к изучению и решению проблемы девиантного поведения детей и подростков представлено различных в отечественных теориях, в том числе: Я.И. Гилинского, B.C. Афанасьева, Б.М. Левина, М.Е. Поздняковой, В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского и др. Значительный вклад в развитие теории и методики воспитания детей с девиантным поведением внес выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко.

По мнению А.С. Макаренко, неблагоприятное поведение, преступление ребенка связано с воздействием на него окружающей среды. «Трудные» дети – это педагогически запущенные дети, отличающиеся низким уровнем образованности и воспитанности. В связи с этим при работе с «трудными» детьми необходимо учитывать все обстоятельства и создавать необходимые условия для полноценного воспитания и развития личности в целом. Гуманным, является целесообразно учить, развивать, воспитывать ребенка таким, какой он есть, а не стремиться переделать его качества


Поскольку воспитание есть процесс социальный, то основной задачей школы является то, что необходимо предоставить каждому ребёнку, с учётом его психофизических возможностей, тот уровень воспитания и образования, который поможет найти своё место в жизни, развить свои потенциальные возможности, а, главное, создаст условия, чтобы не потеряться в обществе . Воспитание ответственных детей и воспитание детей с отклонением в поведении не может осуществляться разными методами. Основные принципы воспитания основываются на уважении, искренности, открытости, принципиальности, коллективе, семье. Кроме основных принципов работы с «трудными» детьми А.С. Макаренко говорил о необходимости стиля работы с коллективом, в котором дети связаны общими дружескими, деловыми целями и это взаимодействие служит благоприятной средой для развития личности. Коллектив помогает каждому ребёнку адаптироваться в обществе, почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли.

Антон Семёнович видел формирование коллектива через трудовое воспитание. Ребенок должен быть сознательно занят в течение всего рабочего дня и включен в трудовую деятельность. Исходя из воспитательных методик педагога, детей необходимо вовлекать в общественно-полезную деятельность, организованную с определенной целью, то есть когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с большим интересом.

Антон Семёнович Макаренко при работе с детьми девиантного поведения сформулировал принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка . Он заключается в том, что педагог должен видеть в ребенке, всё самое лучшее. Это и является тем плодом, который постепенно прорастает и формирует у ребенка те положительные качества, которые позволяют взглянуть на своё поведение с другой стороны. Как известно, разработанная А.С. Макаренко авторская методика воспитания, давала свои положительные результаты в 20-е годы прошлого столетия. Так, беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями. В наши дни применить методику Макаренко в чистом виде, конечно, нельзя, так как изменились и время, и дети.

СЛАЙД 8

КАК ПОМОЧЬ НАРКОМАНУ СЕГОДНЯ



СЛАЙД 9


Организационные требования для успешной реабилитации

  • отсутствие перерыва между окончанием детокса и началом лечения в реабилитационном центре (амбулаторном или стационарном)

  • длительность лечения до года или полутора лет

  • возможность получения пособия прожиточного минимума для нуждающихся

  • подготовка профессиональных кадров, специализирующихся в области наркологии – психологов, социальных работников, инструкторов из числа бывших наркозависимых

  • правильный выбор места для реабилитационных центров

слайд 10

Методы

  • Основное лечение- когнетивно-поведенческая терапия –групповая и индивидуальная.

  • Семейная терапия.

  • Дополнительное лечение - психодрама, ведение личного дневника на основе свободных ассоциаций, арт-терапия (рисование, лепка, музыка), иглотерапия, спорт и пр.

СЛАЙД 11



СЛАЙД 12

ПЕРВАЯ СТАДИЯ

  • нестабильное эмоциональное состояние (от эйфории до депрессии)

  • пассивное участие в деятельности группы

  • усиление тревоги

  • отсутствие навыков межперсональных отношений

  • слабая мотивация

  • астения

СЛАЙД 13

На этом этапе начинается процесс диагностики и определения профиля личности

СЛАЙД 14

ВТОРАЯ СТАДИЯ

  • знакомство с собственным телом и осознание проблем со здоровьем, обращение к врачу и на всевозможные медицинские проверки

  • более сознательное включение в работу группы

  • появление критики, осознание соц. статуса, включая судебные дела, денежные долги, отношения в семье

  • проявление более чёткой психиатрической симптоматики в случае если присутсвует дополнительная патология

СЛАЙД 15
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ

  • более адекватная критика

  • стабилизируется поведение

  • образовывается здоровая микро-среда для общения

  • усиливается мотивация и ответственность

  • начинается процесс вхождения в общество

СЛАЙД 16

  • продвижение по иерархии - изменение статуса в группе , обязанностей и ответственности

  • относительная стабилизация эмоционального состояния

  • более социально обустроен и уверен в себе


способен передать приобретённые навыки новым пациентам и помочь провести групповое лечение

СЛАЙД 17

... вместе с тем, нарастает тревога перед выходом в большую жизнь

СЛАЙД 18

  • коррекция поведенческой активности за пределами лечебного центра

  • более активная семейная терапия

  • подготовка к окончанию програмы

СЛАЙД 19

КОНТРОЛЬ УСПЕХА

  • прочное вхождение в деятельность

  • создание здорового круга общения

  • создание фундамента для прочного социального статуса