Файл: Анализ внешней и внутренней среды предприятия (ООО «Теплокам»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из представленных данных в табл. 7, можно сделать вывод, что за анализируемый период у ООО «Теплокам» товарооборот по отношению к базисному году увеличился на 18,8%. Важно отметить, что в 4 квартале у ООО «Теплокам» уменьшился товарооборот на 1,2%. Отсюда следует, что необходимо выявить товарные группы по которым произошло снижение товарооборота и дать предложения по увеличению (рис. 4).

Рис. 4 Изменение объема реализации продукции ООО «Теплокам», %

Товарооборот ООО «Теплокам» по отдельным товарным группам за 4 квартал представлен в табл. 8.

Таблица 8

Анализ товарооборота по отдельным товарным группам

ООО «Теплокам», тыс.руб.

Группы товаров

2016 год

2017 год

сумма

уд. вес, %

сумма

уд. вес, %

Системы воздушного отопления

578,0

11,4

460,0

9,2

Системы радиаторного отопления

1272,0

25,1

1290,0

25,8

Системы вентиляции

692,0

13,7

600,0

12,0

Увлажнения воздуха

395,0

7,8

390,0

7,8

Теплый пол, камины

525,0

10,4

596,0

11,9

Системы горячего и холодного водоснабжения

656,0

13,0

690,0

13,8

Кондиционирование, фильтрация воздуха

942,0

18,6

974,0

19,5

Итого

5060,0

100,0

5000,0

100,0

Наибольший удельный вес в товарообороте ООО «Теплокам» занимают комплектующие систем радиаторного отопления (25,8%), комплектующие для кондиционеров – 19,5% от всего товарооборота (рис. 5).

Проведенный анализ выявил следующие закономерности: за отчетный период у ООО «Теплокам» произошло увеличение товарооборота, кроме 4 квартала. Основной удельный вес в товарообороте приходится на такие товарные группы как комплектующие для радиаторного отопления (25,8%) и комплектующие для кондиционеров (19,5%). По системам увлажнения воздуха (7,8%) и воздушного отопления (9,2%) наблюдаются недостаточное удовлетворение спроса. Поэтому, для увеличения товарооборота ООО «Теплокам» товарной группы этих категорий необходимо провести дальнейшее исследование (факторный анализ) и выявить причины снижения.


Рис. 5 Динамика структуры товарооборота ООО «Теплокам» в 2017г., %

Сегментирование рынка по группам потребителей представлено в табл. 9.

Из таблицы 9 видно, что сегменты рынка потребителей расположены в порядке убывания интересов субъектов. Поскольку оказываемые услуги ООО «Теплокам» имеют достаточно высокие цены, то основными потребителями являются крупные строительные фирмы, предприятия малого бизнеса, а также частные лица.

Маркетинговая деятельность ООО «Теплокам» во внешней среде заключается в приспособлении к узким сегментам широкого рынка путем предложения специализированной, новой, модернизированной продукции с уникальными характеристиками в данной сфере услуг. Предприятие специализируется на продаже модернизированной продукции с уникальными характеристиками.

Таблица 9

Сегментирование по группам потребителей

Сегмент

Ключевые потребности

Уд. вес, %

Строительные фирмы

- соотношение цена-качество;

- наличие и размер скидок на большие партии

- цена материала; возможность приобретать большие партии одного товара;

- наличие и размер скидок

41

ОАО «Челныжилстрой»

- «престижность» (фирма-производитель, страна-производитель, соответствие определенному стилю, принятому среди представителей данной группы);

- качество материалов; внешний вид

27

ООО «Тепломонтаж»

- соотношение «цена-качество» предлагаемых материалов; возможность проконсультироваться по вопросам отделки помещений;

- удобное расположение торговых точек предприятия;

- доставка купленных товаров

15

Предприниматели

- цена;

- ассортимент;

- рекламно-информационная поддержка (описания материалов, централизованная реклама, презентации);

- консультационная поддержка по вопросам ведения бизнеса с данным продуктом.

10

Частные лица

- цена; наличие и размер скидок; ассортимент.

- соотношение «цена-качество» предлагаемых материалов;

-возможность проконсультироваться по вопросам ремонта;

- доставка купленных товаров.

7

Анализ внешней среды (макросреды) и ее влияния на текущую деятельность ООО «Теплокам» можно провести PEST-методом (табл. 10).


Таблица 10

Анализ факторов макросреды

Факторы PEST-анализа

Ранг

математическое ожидание

среднеквадратическое отклонение

Социальные

1,17

0,4

Жизненный уровень

2,6

1,52

Социальная стратификация общества

4,6

2,88

Миграция населения

2,6

2,07

Партии и движения

7,2

1,48

Технологические

2,3

0,6

Ресурсосберегающие технологии

3

1,9

Общий уровень технического развития

3,6

1,67

Финансирование НИОКР

3,33

3,39

Глобальные информационные технологии

4,6

1,97

Политические

1,5

0,8

Нестабильность в обществе

4,2

2,5

Приостановление инвестиционного процесса

3,8

1,1

Экономические

3,8

1,5

Налоговая политика государства

5,4

4,16

Динамика экономического роста

6,2

5,3

Покупательская способность населения

6,83

4,36

Пространственная организация

7,8

2,4

Уровень инфляции в стране

8,2

4,92

Мировые цены

8,2

6,3

Можно сделать вывод, что общее воздействие макроэкономической среды на деятельность ООО «Теплокам» является отрицательным.

Причем наибольшее отрицательное воздействие
на ООО «Теплокам» оказывают экономические факторы. Значительный уровень инфляции, снижение доходов населения влияют на уровень покупательской способности потребителя и, соответственно, на его потребительские расходы (рис. 6).

Рис. 6 Данные PEST-анализа для ООО «Теплокам» на 2017 год


В процессе взаимодействия ООО «Теплокам» с микросредой, прежде всего, необходимо изучить, какие факторы микросреды оказывают наибольшее влияние на малое предприятие и как должна вести себя организация, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими предприятиями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а значит, и обеспечить устойчивое существование ООО «Теплокам»

Основные факторы непосредственного окружения и их влияние на ООО «Теплокам» в 2017 году представлены в табл. 11.

Из табл. 11 видно, что среди прямых факторов, влияющих на функционирование ООО «Теплокам», можно выделить следующие:

  1. клиенты (потребители): степень влияния – средняя (2 балла). От количества заключенных с клиентами договоров по установке и монтажу оборудования зависит уровень выручки и прибыли ООО «Теплокам»;
  2. поставщики: степень влияния – высокая (5 баллов) так как рынок наполнен некачественными товарными группами, определяющими сборку и наладку системы;
  3. конкуренты: степень влияния – средняя (2 балла). Ценообразование и стратегия развития выстраиваются относительно цен по установке и монтажу оборудования в зависимости от поведения конкурентов;
  4. собственники и учредители: степень влияния – низкая (1 балл), т.к. они являются сотрудниками малого предприятия (руководством), поэтому не относятся к внешней среде организации)

Таблица 11

Факторы непосредственного окружения и их влияние на ООО «Теплокам» в 2017 году (оценка по 10 бальной шкале)

Группа факторов

Фактор

Проявление

Влияние на рынок

Возможная реакция предприятия

1.Потреби-тели

(2,0 балла)

1.1.Население

Тенденции стабилизации спроса

Увеличение запросов и потребностей, требование безусловного качества товаров

Маркетинговые исследования и разработка новых продуктов

1.2.Предприятия и организации

Тенденции стабилизации спроса

Дальнейшее стимулирование спроса организаций путем предоставление дополнительных услуг

2.Конкуренты

(2,0 балла)

Отечественные и

иностранные

Ужесточение конкуренции

Возникновение различных препятствий для укрепления своих позиций на рынке

Возможна конкуренция за счет высокого качества товаров, маркетинговых исследований рынка и разработки новой продукции и т.д.

3.Поставщики

(5 баллов)

Производители сырья и материалов

Тенденции ухудшения отношений

Отсутствие сырья для производства продукции

Поиск новых поставщиков

4. Собственники и учредители

(1,0 балл)

Руководство предприятия

Тенденции роста


Можно сделать вывод, что наибольшую зависимость от непосредственного окружения составляют, прежде всего, поставщики (5 баллов), через которых ООО «Теплокам» получает все виды ресурсов.

Основу маркетингового анализа составляет конкурентный анализ среды, который обычно строят на использовании так называемой модели пяти сил М. Портера. Согласно этой теории на деятельность фирмы оказывают влияние пять сил:

  1. существование в отрасли подобных фирм;
  2. угроза появления новых конкурентов в отрасли;
  3. соперничество угроза появления товаров - субститутов;
  4. способность поставщиков диктовать свои условия;
  5. способность покупателей диктовать свои условия.

ООО «Теплокам» взаимосвязан с внешней средой, которая делится на среду прямого и косвенного воздействия. В настоящее время внешняя среда ООО «Теплокам» характеризуется особенной подвижностью. Высокая подвижность внешней среды в сфере услуг по монтажным и пуско-наладочным работам, влияет на деятельность ООО «Теплокам» на рынке. Поддерживающие цели ООО «Теплокам» направлены на сбор, анализ и обработку информации, в первую очередь на поставщиков, далее на конкурентов и потребителей, а так же на снижение себестоимости услуг за счёт внедрения модифицированных технологий.

Наиболее известным методом анализа является SWOT-анализ. Проводя анализ внешней среды, и получив данные о факторах, которые представляют опасность и открывают новые возможности, необходимо оценить: обладает ли малое предприятие внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Этому служит анализ слабых и сильных сторон малого предприятия (табл. 12).

Итак, сильными сторонами ООО «Теплокам» являются:

– возможность расширения ассортимента реализуемых услуг;

– хорошее качество продукции;

– наличие собственных каналов сбыта (услуг);

– быстрая и бесплатная доставка товаров;

– предоставление социальных гарантий работникам;

– малое предприятие является платежеспособным.

Слабыми сторонами ООО «Теплокам» являются:

– использование одних и тех те поставщиков и привязанность к ним;

– работа через посредников;

– слабая информированность о покупателях;

– отсутствие маркетинговых исследований рынка;

– неэффективное использование имеющихся каналов сбыта.

Таблица 12

Сильные и слабые стороны ООО «Теплокам»

Аспект среды

Сильные стороны

Слабые стороны

Продукт/услуга

- возможность расширения ассортимента реализуемых услуг;

- хорошее качество продукции.

- расширение ассортимента зачастую идет за счет сотрудничества с посредниками;

- использование отдаленных от потребителя поставщиков.

Организация

- компетентное руководство;

- адекватная организационная структура предприятия;

- эффективная система контроля.

- отсутствует экономическое образование;

- слабая компетентность в финансовых вопросах.

Маркетинг

- наличие собственных каналов сбыта продукции\услуги;

- предоставление дополнительных услуг;

- быстрая и бесплатная доставка товаров.

- слабая информированность о покупателях;

- отсутствие маркетинговых исследований рынка;

- неэффективное использование имеющихся каналов сбыта.

Персонал

- отсутствие текучести кадров;

- предоставление социальных гарантий работникам.

- нет собственной программы обучения узкоспециализированным умениям.

Финансы

- малое предприятие является платежеспособным;

- отсутствие заемных средств.

- низкая рентабельность продаж из-за высоких издержек производства;

- низкий уровень конкурентоспособ

ности предприятия в сбыте и ценообразовании.