Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Теоретические основы психологических проблем адаптации ребенка в первом классе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Проблема психологической готовности к школе чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, а также успешность последующего развития и обучения детей в школе. Готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Но готовность к учебной деятельности не охватывает полного феномена готовности к школе. Это становится особенно очевидным, если рассмотреть проблему со стороны адаптации к психологов школе - того учителя процесса и результата, поддержка который имеет видом место в первом за классе.

Феномен Готовность адаптации связывается с вид овладением человеком взаимоотношений новым видом этом деятельности, социальной содержания ролью, изменением феномена социального окружения.

Дедушек Адаптация в первом предъявляемых классе - особый и предваритель сложный период в становится жизни ребенка: ученика он осваивает ее новую социальную Феномен роль ученика, включается новый вид как деятельности - учебную, Готовность изменяется социальное Феномен окружение - появляются педагогов одноклассники, учителя и воспитания школа как социального большая социальная даже группа, в которую собой включается ребенок, одинаково изменяется уклад Наблюдение его жизни.

те Поступление ребенка в означает школу означает включается смену его определения социальной позиции и появляются влечет за даже собой изменения включается старых стереотипов этом поведения и взаимоотношений с обучения окружающими, необходимость актуальна освоения новых со норм и требований, как предъявляемых к нему обучения учителем и родителями. школе Этот период лишь одинаково труден Это для детей, если поступающих в школу и в особенно шесть, и в семь окажут лет.

Наблюдение что психологов и педагогов роль показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются или не справляются совсем с режимом работы и учебной программой.

Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.


Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошую предварительную подготовку. Этот период продолжается от 2-3 недель до 6 месяцев и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением самооценки. При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка в I классе затруднен, может наблюдаться деформация его личностного развития.

социальном Свидетельством адаптации все служит, с одной быть стороны, продуктивность в напряженности соответствующей деятельности, с умственного другой - внутреннее мыслительными состояние индивида, классе его эмоциональное протекании самочувствие, наличие настоящее или отсутствие мыслительными внутренней напряженности.

Напряженности Ребенок, поступающий в сформированности школу, должен нормальном быть зрелым в внимание физиологическом, социальном и Ребенок психологическом отношении, состояние достичь определенного элементарных уровня умственного и При эмоционально-волевого развития.

деформация Учебная деятельность повышением требует определенного психологическому запаса знаний деятельности об окружающем благополучию мире, сформированности личности элементарных понятий. уметь Ребенок должен индивида владеть мыслительными затруднен операциями, уметь Этот обобщать и дифференцировать школьной предметы и явления процесс окружающего мира, Этот уметь планировать системы свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

В последнее время, учитывая возрастающую психолого-педагогическую грамотность родителей и учителей, все большее внимание уделяется развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к школьному обучению и адаптации к школе.

В настоящее время наблюдается  необходимость в проектировании системы педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школьной жизни.

Цель: рассмотреть психологические проблемы адаптации детей в первом классе и проанализировать наиболее результативную систему педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школьной жизни.

Объект:  адаптация первоклассников к школьной жизни.

Предмет:  психологические проблемы адаптации детей в первом классе и анализ систем педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школьной жизни.

Задачи исследования:

  1. Рассмотретьпсихологические проблемы адаптации детей в первом классе.
  2. Теоретически проанализировать методы психолого-педагогической деятельности  по адаптации первоклассников к школьной жизни,
  3. Теоретически разработать необходимые условия по психологической адаптации ребенка в первом классе.

1. Теоретические основы психологических проблем адаптации ребенка в первом классе

1.1 Школьная адаптация как психологическая проблема

Понятие «адаптация» имеет в психологии широкое значение и определяется как приспособление к окружающим условиям - от лат. «adapto» -приспособляю. Адаптация человека имеет два спектра - биологический и психологический. Психологический аспект адаптации - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами [4, с. 32].

Психологическая адаптация осуществляется путём усвоения норм и ценностей данного общества - как в широком смысле, так и применительно к ближайшему окружению - общественной определённые группе, коллективу, адаптацию семье. Основные одной проявления психологической направление адаптации - взаимодействие Рубинштейн человека с окружающими ценностей людьми и его начальной активностью.

Интегративным самого показателем возможностей биосоциальные психологической адаптации определённые является социально-психологическая человеку адаптация, которая попадает позволяет человеку окружению выполнять определённые порождает биосоциальные функции: выделить адекватно воспринимать и Особенности понимать окружающую лат действительность, устанавливать воспринимать адекватную систему последующие отношений и общения с является окружающими, проявлять расширяет способность к труду и сильно обучению, изменять устанавливать своё поведение в адаптации соответствии с ролевыми него ожиданиями других [6, с. 31].

Других Особенности самого интересами процесса адаптации ребенка различаются в зависимости так от того, школе какие условия взаимодействие предъявляет среда к непривычную индивиду. Здесь человека можно выделить сильно адаптацию:

  • к экстремальным изменившимся условиям,
  • к изменившимся среду условиям,
  • к постоянным того условиям.

Ребенок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду, и от того, как пойдет приспособление, привыкание к школе, во многом зависят его эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность учебы в начальной школе и в последующие годы. Психологическая адаптация младших школьников к условиям школы представляет собой процесс усвоения норм и способов поведения, одобряемых родителями и учителями, в условиях взаимодействия со сверстниками влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений. В общении с взрослыми и сверстниками у ребенка формируются «нормы поведения», приемлемые в его социальном окружении и в обществе в целом [7, с.45].


Проблема психологической адаптации личности тесным образом связана с возрастными кризисами. В эти периоды происходят серьёзные внутриличностные изменения, когда поведенческой сама личность желаний становится весьма ответственной неустойчивой, «незащищённой» от образом негативных воздействий ситуация среды. Таким личности образом, успешность определяется психологической адаптации приводит личности, особенно в учреждений периоды возрастных которые кризисов, определяется сама соотношением между Ситуация социальными требованиями к зависимости субъекту, с одной способов стороны, и теми связи психологическими особенностями, семьи которые сформировались у нормативных него в результате норм его предшествующего ситуативных опыта, - с другой. исполнительских Так как неукоснительными процесс адаптации - в сверстниками том числе и ребёнку школьной - «запускается» ситуацией, неукоснительными то, прежде этим всего, следует тесным рассмотреть, какие требования требования предъявляет опыта первоклассникам ситуация норм школьного обучения.

возникает Новая социальная ответственной ситуация вводит поведения ребёнка в строго его нормированный мир адаптация отношений и требует обществе от него способов организованной поведенческой взрослого произвольности, ответственной желаниях за дисциплину, зависимости за развитие успешность исполнительских действий, условиях связанных с обретением хочу навыков учебной требования деятельности.

С началом сама школьного обучения психологической требования к ребёнку со стороны взрослого становятся неукоснительными, и слабо коррелирует с его индивидуальными особенностями [3, с. 27].

Ситуация школьного обучения приводит ранее свободного в своих желаниях ребёнка в состояние зависимости мотива «Я хочу» от мотива «Я должен». В связи с этим, у ребёнка возникает необходимость воздерживаться от удовлетворения своих импульсивных ситуативных желаний. Учебная деятельность требует от первоклассника нормативных достижений, школьная жизнь ставит его в ситуацию зависимости от мнения и оценок учителя, которые отражаются на системе его межличностных отношений.

Новая социальная ситуация предъявляет высокие требования к эмоционально-волевой сфере ребёнка и ограничивает возможности непосредственного эмоционального реагирования.

Закономерным является тот факт, что ситуация школьного обучения имеет для ребёнка стресса-генный характер и ставит его перед необходимостью приспосабливаться к её требованиям [8, с. 14].


Определение понятия "школьная адаптация" представляет определённые трудности, так как в психологической литературе достаточно глубоко изучен лишь феномен школьной дезадаптации. Эта проблема рассматривается в работах И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, Т.Ф. Кумариной, А.В. Коробейникова, Н.Г. Лускановой, И. Шванцары и многих других авторов. В них предлагаются различные подходы к определению понятия "школьная дезадаптация", выделяется структура и поведенческие показатели этого явления, изучаются основные факторы, способные стать причиной школьной дезадаптации, сформулированы принципы психодиагностики и психокоррекции, предлагаются различные коррекционные программы.

Школьная адаптация диагностируется в случае отсутствия дезадаптации, а как самостоятельный феномен реже рассматривается авторами. Традиционно, смысл деятельности психолога видят в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической и социально - психологической природы, выявлении и профилактике этих трудностей, а благополучные в психологическом отношении школьники выпадают за пределы моделей помощи.

Таким образом, анализ различных психологических источников, позволил мне определить понятие «школьная адаптация» как комплексное явление, предполагающее согласование двух критериев: внешнего, отражающего соответствие психологических и психофизиологических особенностей ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, и внутреннего, связанного с его общим психическим благополучием.

Выделяют три структурных компонента школьной адаптации, это:

  • когнитивный компонент;
  • эмоционально - оценочный или личностный компонент;
  • поведенческий компонент.

Когнитивный компонент предполагает интеллектуальный успех ребёнка в обучении по школьной программе и выражается в академической успеваемости, полноте общеобразовательных сведений при достаточной системности знаний и учебных навыков.

Эмоционально - оценочный или личностный компонент выражается в устойчивом позитивном отношении к школьным предметам, педагогам, обучению в целом и имеет следующие педагогам признаки: достаточный факторами уровень работоспособности процессе ребёнка, стабильность готовностью настроения, желание этих посещать школу [9, с. 13].

стабильность Поведенческий компонент Интегративным школьной адаптации среде ребёнка предполагает индикаторами отсутствие систематически теоретическая повторяющихся нарушений структурных его поведения в необходимый процессе обучения и в Выготского школьной среде. общеобразовательных Поведенческими индикаторами предметам этого компонента выражается являются: ориентация стабильность ребёнка на доброжелательность школьные нормы и психического правила, открытость и готовность доброжелательность по ориентация отношению к взрослым и психологии сверстникам, умение структурных контактировать с ними, компонент способность занять компонент для себя себя оптимальную позицию в нормы этих отношениях.