Файл: Налоговый контроль и налоговые проверки (Камеральные и выездные проверки как основные виды налогового контроля.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Налоговые проверки играют основополагающую роль в осуществлении налогового контроля, который является ключевым инструментом контрольной деятельности налоговых органов, дающих возможность комплексно произвести проверку правильности исчисления и уплаты налоговых платежей, исполнение других обязанностей, возложенных на налогоплательщика. Подчеркну, что именно налоговые проверки занимают ведущую позицию, поскольку остальные формы и средства налогового контроля выступают в качестве вспомогательных мероприятий выявления налоговых правонарушений. От эффективности правовых норм, регламентирующих данные правоотношения в значительной степени зависят обеспечение законности в сфере взимания налогов и других фискальных платежей.

В действующем налоговом законодательстве Российской Федерации не регламентированы многие процедурные, организационно-правовые и процессуальные аспекты проведения налоговых проверок, в достаточной мере не выработан механизм правового регулирования взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. Более того, в условиях постоянно изменяющихся экономических и правовых отношений, нормативно-правовая база в отношении налоговых проверок также подлежит изменениям. Данное обстоятельство, в свою очередь, создает основу для разработки комплексных предложений по совершенствования рассматриваемого института налогового права, чем и обусловлена актуальность темы исследования.

Охват налогоплательщиков камеральными налоговыми проверками составляет почти 100 процентов, при этом камеральная проверка легче поддается автоматизации, что позволяет проводить внутридокументарный контроль показателей налоговой отчетности.

Целью курсовой работы является определение направлений совершенствования проведения налогового контроля в России.

В соответствии с целью возникает ряд задач:

  • изучить организационно-правовые основы, формы, методы и виды налогового контроля;
  • провести анализ эффективности налоговых проверок;
  • рассмотреть проблемы проведения налогового контроля и пути повышения их эффективности.

Объектом исследования является законодательство, регулирующее принципы организации налогового контроля.


Предмет исследования – практика проведения и совершенствование налогового контроля в РФ.

Информационной базой курсовой работы являются такие источники, как Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданского Кодекса Российской Федерации, учебные пособия по налогам и налогообложению, информационные материалы справочно-правовых систем.

1. Теоретические аспекты налогового контроля

1.1 Понятие налогового контроля

В существующей практике налогообложения разработаны различные формы и методы контроля сбора налогов, налоговый контроль в качестве системы мер за исполнением налогового законодательства –это один из гарантов результативного функционирования налоговой системы в государстве. Налоговому контролю посвящена гл. 14 Налогового кодекса РФ, которая так и называется «Налоговый контроль». П.1 ст.82 Налогового кодекса РФ определено понятие «налоговый контроль»: «Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом». Также в НК РФ определены субъекты налогового контроля и его формы: «Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных кодексом» (п. 2 ст. 82 НК РФ)[1].

В налоговом праве, как науке, мнения о понятии «налоговый контроль» различаются, оно рассматривается в двух значениях: в широком и узком. В широком смысле под налоговым контролем понимается деятельность государства по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах всеми участниками налоговых правоотношений. В узком смысле: налоговый контроль - это государственный контроль в лице органов, имеющих компетентность, за соблюдением законности и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.


Различные рассматриваемые подходы к определению понятия «налоговый контроль» обобщил А.Ю. Ильин. Налоговый контроль в науке понимается:

а) как совокупность приемов и способов (форм и методов), применяемых налоговыми органами;

б) как функция государственного управления;

в) как деятельность уполномоченных государственных органов, прежде всего налоговых органов, по исполнению налогового законодательства;

г) как форма обратной связи, посредством которой управляющая система (налоговый орган) получает необходимую информацию о действительном состоянии управляемого объекта (налогоплательщика) и исполнении управленческих решений;

д) как система наблюдения и проверки процесса функционирования управляемого объекта с целью выявления нарушений в сфере налогообложения.

Налоговый контроль –это одна из составляющих государственного контроля, который выражается в форме налоговых проверок и имеет распространение на деятельность государственных органов в сфере финансов, а также налогоплательщиков: физических и юридических лиц. Налоговый контроль – это основа и гарант в деятельности по предупреждению и профилактике налоговых правонарушений.

Нет в науке финансового и налогового права единого мнения касаемо определения объекта и предмета налогового контроля. В учебнике «Финансовое право» под редакцией Н.И. Химичевой объектом контроля в сфере налогов и сборов называют движение денежных средств, в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также трудовые, материальные и другие ресурсы налогоплательщиков. Предметом налогового контроля являются документы, отчеты, планы, бухгалтерские книги, сметы, декларации и иные документы, которые связаны с исчислением и уплатой налогов и сборов в бюджеты разных уровней[2].

Иной взгляд на предмет и объект налогового контроля демонстрирует М.Ю. Орлов: «Предметом налогового контроля являются предусмотренные законодательством о налогах и сборах обязанности частных субъектов - налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и иных лиц, обладающих частноправовой правосубъектностью. Прежде всего, речь идет об обязанности по уплате налогов и сборов и о «вспомогательных» обязанностях, сопутствующих обязанности по уплате налогов и сборов (обязанность встать на учет в налоговых органах, обязанности вести учет финансово-хозяйственной деятельности и т.п.). Объектом налогового контроля являются отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, участниками которых являются лица, обладающие частноправовой правосубъектностью».


В науке классификация налогового контроля осуществляется по различным основаниям:

- времени проведения налогового контроля - предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль;

-объекта контроля - комплексный и тематический;

-характера контрольных мероприятий - плановый и внезапный;

-метода проверки документов - сплошной и выборочный;

-места проведения контроля - камеральный и выездной;

-периодичности проведения - первоначальный и повторный;

-источника данных - документальный и фактический контроль.

В зависимости от объектов проверки задачи налогового контроля можно разделить на две функциональные группы, одна из которых содержит мониторинг правонарушений, контроль за соблюдением законодательства и предупреждение налоговых правонарушений. Вторая – проверка законности и целесообразности предоставления налоговых льгот и преференций.

В налоговом праве закреплены принципы налогового контроля:

1) презумпция невиновности

2) соблюдение налоговой тайны

3) взаимодействие налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и органов внутренних дел.

В главе 14 НК РФ определены такие формы налогового контроля, как направление запросов в банк о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке, об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), об операциях на счетах, по вкладам (депозитам), об остатках электронных денежных средств, проведение налоговых проверок, допрос свидетеля, осмотр, истребование документов, истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках, выемка документов и предметов, привлечение эксперта, специалиста, переводчика, понятых, запрос сведений у госорганов, учреждений, организаций либо нотариусов, осуществляющих регистрационные действия[3].

С 1 января 2013 года в гл. 14.5 НК РФ урегулирован порядок осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

А с 1 января 2016 года введена новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг, особенности осуществления которого регулируются новым разделом V.2 НК РФ.

Особенности осуществления налогового контроля устанавливаются также отдельными положениями части второй НК РФ (например, в гл. 26.4 НК РФ - при выполнении соглашений о разделе продукции).

Предусмотренные п. 1 ст. 82 НК РФ формы деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах являются мероприятиями налогового контроля. С учетом положений ст. 7 НК РФ мероприятиями налогового контроля также являются формы деятельности налоговых органов, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, содержащими положения, касающиеся налогообложения и сборов[4].


В пакет законодательных актов, регулирующих вопросы налогового контроля особое место, занимает Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Данный закон разработан на основании Указа Президента РФ от 15 мая 2008 г. N 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Необходимость принятия этого закона была обусловлена проведенными опросами. Опросы на эту темы проводил Всероссийский центр изучения общественного мнения, где представители среднего и малого бизнеса в Российской Федерации отметили чрезмерную нагрузку в рамках административных проверок. Эти данные подтвердили и итоги мониторинга, который проводило Министерство экономического развития.

Совершенно ясно, что для развития среднего и малого бизнеса в России необходимо было уменьшить количество проверок, исключить незаконные проверки и обеспечить надежные гаранты для представителей среднего и малого бизнеса в сфере их защиты от необоснованного контроля.

1.2 Формы, методы и принципы налогового контроля

Наиболее распространенными мероприятиями (формами) налогового контроля, являются налоговые проверки. Иные мероприятия налогового контроля, в большинстве своем, осуществляются в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля. Отдельные мероприятия налогового контроля в случаях, предусмотренных НК РФ, могут проводиться вне рамок налоговых проверок (например, вызов налогоплательщика для дачи пояснений (п. 1 ст. 82 НК РФ), истребование соответствующей информации у госорганов и банков (п. 13 ст. 85 и п. 2 ст. 86 НК РФ), осмотр документов и предметов (п. 2 ст. 92 НК РФ), истребование документов (информации) относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ) и др.).

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

- камеральные налоговые проверки

- выездные налоговые проверки

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Отличительные особенности камеральных и выездных проверок представлены на рисунке 1.