Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Нормативное регулирование налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Становление и развитие рыночных отношений и соответствующей им налоговой системы вызвало необходимость создания вспомогательного аппарата, способствующего определению налоговых баз по различным налогам.

Развитие налогового механизма по различным налогам предопределило недостаточность бухгалтерского учета для выполнения тех или иных задач налогообложения, в результате чего появился самостоятельный вид учета – налоговый. Указанное обстоятельство предопределяет актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является изучение теоретической основы налогового учета, рассмотреть основные этапы становления и развития налогового учета.

Исходя из поставленной цели, основными задачами являются:

  1. Раскрыть понятие и сущность налогового учета;
  2. Дать характеристику и рассмотреть основные функции и принципы налогового учета;
  3. Определение основных аспектов нормативного регулирования налогового учета;
  4. Рассмотреть исторический аспект появления налогового учета;
  5. Представить этапы становления и развития налогового учета в России;
  6. Рассмотреть проблемы и направления совершенствования налогового учета в РФ.

Предметом исследования курсовой работы является процесс становления и развития налогового учета, основные этапы формирования налогового учета в России.

Основными источниками для написания курсовой работы были использованы Налоговый кодекс РФ, законодательные и нормативные акты Российской Федерации. Теоретической и методической базой использовались источники научной литературы, журнальные статьи, таких авторов как Л.В. Брянцева, Л.А. Крамеренко, З.И. Кругляк, Е.А. Лешина, Н.И. Малис, И.Н. Томшинская и другие.

Глава 1. Сущность, задачи и методология налогового учета

1.1 Понятие и сущность налогового учета

Налоговый учет не может рассматриваться отдельно от бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет является базовым, фундаментальным, основополагающим.


В экономической литературе определения налогового учета рассматриваются с двух точек зрения:

  • налоговый учет в широком смысле слова;
  • налоговый учет в узком смысле слова.

Налоговый учет в широком смысле слова представляет собой процесс фиксации имущества налогоплательщика, выполненных им хозяйственных операций и результатов для определения показателей, необходимых для внесения в бюджет. С этих позиций налоговый бюджет можно рассматривать, как и любой учет, в том числе и статистический, и бухгалтерский, если они связаны с налогообложением.[1]

Иными словами, в случае, когда бухгалтерский учет используется для исчисления суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, то он начинает выполнять две функции:

  1. финансовая (основная функция);
  2. учетно-налоговая (вспомогательная функция).

Налоговый учет в узком смысле слова – это специализированная система, используемая исключительно в случае, когда бухгалтерский учет не применяется для расчета сумм налогов, причитающих взносу в бюджет.

Представляется, что именно такой подход позволяет выделить налоговый учет в «чистом виде», т.е. как самостоятельная и независимая система финансовых отношений.

Рассмотрение налогового учета только в узком смысле не обоснованно, поскольку:

- во-первых, такой подход исключает из рассмотрения и анализа целый блок бухгалтерско-учетных отношений, непосредственно применяемых для исчисления налога;

- во-вторых, исторически налоговый учет формируется путем отстранения от бухгалтерского учета, который и является для него первичным.

Следовательно, налоговый учет представляет собой систему сбора, обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ[2].

Цель налогового учета определяется интересами пользователей информации. Пользователи информации делятся на две основные группы:

- внешние;

- внутренние.

Внешние пользователи информации:

- налоговые органы, которые должны оценить правильность формирования налоговой базы, налоговые расчеты, осуществлять контроль над поступлением налогов в бюджет;

- консультанты по налоговым вопросам, которые дают рекомендации по минимизации налоговых платежей, определяют направление налоговой политики организации.

Внутренними пользователями информации является администрация организации.


С учетом потребностей пользователей информации основными целями и задачами ведения налогового учета являются:

  • формирование полной и достоверной информации о порядке учёта для целей налогообложения хозяйственных операций, которые осуществляются налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;
  • обеспечение этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет.

Объектами налогового учета являются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) или иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога[3].

Предметом налогового учета в обобщенном виде выступает производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате которой у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и/или уплате (удержанию) налога.

Систему налогового учёта налогоплательщики разрабатывают самостоятельно (ст. 313 НК РФ) исходя из следующих принципов:

  • последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому;
  • обеспечения непрерывного отражения в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с установленным Налоговым кодексом РФ порядком влекут за собой или могут повлечь изменение размера налоговой базы;
  • самостоятельности определения налогоплательщиком порядка документооборота и последовательности выполнения операций по формированию показателей налогового учета, а также форм представления данных на бумажных носителях.

Основные функции налогового учета и их характеристики представлены в таблице 1.

Таблица 1

Функции налогового учета

Функции налогового учета

Характеристики функций

Фискальная

Посредством налогового учета реализуются государственные задачи наполнения бюджета

Контрольная

Контроль за правильностью и своевременность расчетов с государством, его региональными и местными органами в соответствии с налоговым законодательством

«Невмешательства» в систему бухгалтерского учета

Введение налогового учета позволяет поддерживать основные принципы налогового учета, обеспечивать выполнение его основных задач, предотвращать искажение данных о реальном финансовом состоянии предприятия в пользу фискальной политики государства

Информационная

Предоставление налоговой информации для планирования, прогнозирования и управления организацией


Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.[4]

Данные налогового учета должны отражать:

- порядок формирования суммы доходов и расходов;

- порядок определения доли расходов, которые учитываются для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

- сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

- порядок формирования сумм создаваемых резервов;

- сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

В соответствии со статьей 313 Налогового кодекса РФ, данные налогового учета, подтверждаются:

- первичными учетными документами (включая справку бухгалтера);

- аналитическими регистрами налогового учета;

- расчетами налоговой базы.

Первичные учетные документы – это документы, оформленные согласно Федеральному закону о бухгалтерском учете (ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»), бухгалтерская справка отражает исправительные, дополнительные и вновь выявленные хозяйственные операции, которые не были отражены в текущем учете.

Аналитические регистры налогового учета – сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.[5] Это могут быть справки-расшифровки, накопительные ведомости, специальные расчеты и иные по назначению документы, в которых группируются данные первичных учетных документов.

Расчет налоговой базы за отчетный период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.

Результатом использования налогового учета является представление в Федеральную налоговую службу России специализированных стандартных форм, в которых налогоплательщик отражает основные налоговые показатели и рассчитывает сумму налогового обязательства.[6]

Налоговый учет должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности организации, которые в соответствии с установленным Налоговым кодексом РФ порядком влекут или могут повлечь изменение размера налоговой базы.


Налоговый учет основан на следующих принципах:

  1. Предприятие (организация) рассматривается как обособленный объект налогового учета. Имущество и обязательства предприятия (организации) учитываются отдельно от имущества и обязательств владельцев и других предприятий (организаций);
  2. Предприятие функционирует в настоящее время и в ближайшей перспективе. У него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
  3. Имущество и обязательства имеют стоимостную оценку. Оценка должна производиться с возможной точностью и осторожностью;
  4. Использование метода начисления и разграничения деловой активности между смежными отчетными периодами. Доходы и расходы признаются и отражаются в те периоды, когда имел место факт совершения сделки;
  5. Налоговый учет ведется по всем налогам, которые должно исчислять и уплачивать предприятие (организация), обособленно.

1.2 Нормативное регулирование налогового учета

Нормативной основой налогового учета является система источников регулирования, которая имеет нормативный характер и обеспечивает эффективное регулирование вопросов организации и осуществления налогового учета в Российской Федерации.

В Конституции России содержится ряд норм, закрепляющих важнейшие начала правового регулирования налоговой политики страны, в том числе нормы, которые являются частью правовой основы налогового учета.

В соответствии с п. 3 ст. 75 часть Конституции РФ, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. В статье 57 Конституции РФ указано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.[7]

Организация налогового учета должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательных и нормативных документов. В настоящее время сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования налогового учета:

  1. Федеральный уровень;
  2. Нормативный уровень;
  3. Методический уровень;
  4. Инициативный уровень.