Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса о сущности и значении оперативно-розыскных мероприятий как основной составляющей оперативно-розыскной деятельности, представляющей собой один из видов правоохранительной деятельности государства, в процессе осуществления которой реализуются такие функции, как оборона страны, охрана прав и свобод граждан, собственности и правопорядка, борьба с преступностью.

Значимость оперативно-розыскной деятельности и ее основного инструмента – оперативно-розыскных мероприятий – не становится меньше на фоне все большего и стремительного развития общества, уровня знаний, технологий. Наоборот, именно развитие цивилизации и техники, а также глобализацию экономики можно отметить в качестве основных предпосылок появления новых формаций преступников и правонарушений. В частности, в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»[1] отмечено, что «появляются новые формы противоправной деятельности, в частности с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий. Обостряются угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, торговлей людьми, наркоторговлей и другими проявлениями транснациональной организованной преступности»[2].

Одними из основных угроз государственной и общественной безопасности являются на сегодняшний день преступные посягательства, направленные против собственности, общественной и экономической безопасности, коррупция.

При этом осуществление действенных и качественных оперативно- розыскных мероприятий зачастую осложняется тем, что правоохранительные органы отстают от правонарушителей по степени технической и информационной оснащенности.

Одними из самых сложных с точки зрения раскрытия и сбора доказательной базы являются экономические и коррупционные преступления. Кроме того, таким преступлениям часто уделяется недостаточное внимание ввиду того, что с точки зрения моральных последствий они очевидно проигрывают по значимости преступлениям, направленным против жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина.

Одной из наиболее благоприятных сфер для совершения коррупционных преступлений является в настоящее время сфера государственных и корпоративных закупок, учитывая, что данная сфера, а, следовательно, и контроль за ней, находятся в нашей стране пока в зачаточной стадии.


Правовое поле как государственных, так и корпоративных закупок претерпевает постоянные изменения из-за недостаточного соответствия существующих нормативно-правовых актов фактическим потребностям заказчиков и поставщиков, а также из-за невысокой эффективности закупок, причинами которой являются не только коррупционные составляющие, такие, как сговор заказчиков и поставщиков, «заточки» закупочной документации под конкретного поставщика, но и в целом достаточно низкая активность участников закупок, незнание ими законодательства о закупках и способов защиты своих прав.

При этом государственные закупки являются важным инструментом регулирования и стимулирования роста всех отраслей экономики, развития конкуренции и увеличения числа субъектов малого и среднего предпринимательства – фундамента любой экономической системы, особенно в период финансового кризиса, очередную волну которого сейчас переживает Россия.

Будучи экспертом в сфере закупок, а также имея четырехлетний опыт работы в тендерах как со стороны заказчиков, так и поставщиков, мне удалось достаточно хорошо изучить систему госзаказа изнутри, опробовать на практике жизнеспособность теоретической базы и увидеть имеющиеся пробелы, проблемы и слабые места, что позволяет предложить возможные варианты предотвращения и выявления правонарушений в данной области.

Несмотря на то, что многие заказчики высказывают уверенность в том, что система закупок в нашей стране в скором времени перестанет существовать по причине своей несостоятельности и неэффективности, происходящие процессы на уровне законодательного регулирования говорят об обратном. Система закупок не только не перестанет существовать, но постепенно будет подвергаться все большей регламентации и контролю. О важности открытости и прозрачности закупок регулярно говорит в своих выступлениях Президент Российской Федерации Владимир Путин[3].

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о высокой значимости и актуальности темы надлежащего государственного регулирования и правомерного осуществления закупок в современных рыночных условиях.

Таким образом, предметом настоящей работы будет являться рассмотрение основных положений относительно понятия, содержания и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также возможностей применения отдельных из них для борьбы с коррупционными составляющими при осуществлении закупочной деятельности государственными, муниципальными и корпоративными заказчиками.


Для реализации цели данной работы необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий;
  • раскрыть содержание основных нормативно-правовых актов, регулирующих сферу проведения оперативно-розыскных мероприятий как основного элемента оперативно-розыскной деятельности;
  • определить основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  • выявить существующие пробелы в регулировании и практической реализации сферы закупок;
  • охарактеризовать возможные способы выявления нарушений при проведении закупок, а также виды ответственности за них.

При написании работы использовались федеральные законы, сопутствующие постановления Правительства Российской Федерации и ведомственные нормативные акты, учебные пособия и монографии, относящиеся к теме настоящего исследования, а также информация, размещенная на Интернет-ресурсах контролирующих органов.

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников литературы.

Глава 1. Характеристика оперативно-розыскных мероприятий

§ 1. Понятие и классификация ОРМ

Важнейшим направлением борьбы с преступностью является выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, под которым понимается осуществление комплекса оперативно-розыскных и иных мероприятий в целях получения первичных сведений об этих лицах и фактах, их проверки и принятия решения для выполнения задач, возложенных на оперативные аппараты.[4]

Основным способом решения задач, обозначенных в Законе об оперативно-розыскной деятельности[5] (далее – Закон), является проведение оперативно-розыскных мероприятий (далее также – ОРМ).

Следует отметить, что, несмотря на то, что именно оперативно-розыскные мероприятия являются фактически главным инструментом и средством оперативно-розыскной деятельности (далее также – ОРД), на законодательном уровне отсутствует дефиниция данного понятия в целом и отдельных видов мероприятий в частности. Поэтому разные авторы приводят, исходя из указанных в законе критериев и признаков, собственные определения, в своем большинстве при этом во многом совпадающие.


Однако следует подчеркнуть, что отсутствие дефиниции либо ее некорректная формулировка неизбежно порождает различия в толковании терминов и понятий, нарушает единообразие в понимании и реализации норм, влечет юридические конфликты.[6]

Оперативно-розыскные мероприятия – это законодательно закрепленная и проводимая уполномоченными на то субъектами совокупность действий, основанных на применении гласных и негласных средств и методов, направленных на выявление фактических данных для решения конкретных задач в сфере оперативно-розыскной деятельности.[7]

Законодательное закрепление оперативно-розыскных мероприятий обеспечивает, во-первых, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД и, во-вторых, определяет правомерность действий должностных лиц, осуществляющих ОРД, и лиц, оказывающих им содействие, отличает действия этих субъектов ОРД от уголовно-наказуемых правонарушений. Каждое ОРМ может проводиться самостоятельно, независимо от других или в совокупности с иными ОРМ.[8]

Необходимость проведения негласных ОРМ обусловлена, прежде всего, тем, что пресечь и раскрыть тяжкие и особо тяжкие преступления при помощи только уголовно-процессуальных средств и гласных мер административного характера практически невозможно либо затруднительно.

Однако в научной среде не утихает постоянная полемика по поводу негласных методов оперативной деятельности в связи с вопросом, в какой мере органы, осуществляющие ОРД, могут вторгаться в частную жизнь и ограничивать конституционные права и свободы граждан. [9]

Оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться исключительно должностными лицами оперативных аппаратов в целях получения и проверки оперативной информации об обстоятельствах, представляющих оперативный интерес. Однако проведение оперативно-розыскных мероприятий соответствующими должностными лицами вовсе не означает, что к участию в их проведении не могут привлекаться иные субъекты оперативно-розыскной деятельности.[10] Более того, проведение оперативно-розыскных мероприятий, как правило, предполагает участие в этих мероприятиях соответствующих лиц из числа иных субъектов оперативно-розыскной деятельности. Так, применение при проведении оперативно-розыскных мероприятий средств оперативной техники нередко вызывает необходимость использования помощи специалистов, в качестве которых, как правило, выступают сотрудники экспертно-криминалистических подразделений органов дознания (эксперты-криминалисты). К участию в оперативно-розыскных мероприятиях могут привлекаться и иные специалисты (сотрудники контрольно-ревизионных органов, частные лица[11]). Особое место в проведении оперативно-розыскных мероприятий занимают лица, оказывающие содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе. Выполняя задания по получению или проверке оперативной информации, такие лица в своей деятельности невольно обращаются к возможностям тех или иных оперативно-розыскных мероприятий (опросы, осмотры, наблюдение и т. п.). Однако организатором подобных оперативно-розыскных мероприятий во всех случаях выступает сам оперативный работник. Давая определенное задание, оперативный работник обязан инструктировать соответствующих лиц о том, какие тактические приемы следует использовать в целях получения нужной информации, какую применять оперативную технику и как следует ее использовать при этом. Он же несет ответственность за результаты ОРМ. Таким образом, субъектом оперативно-розыскных мероприятий во всех случаях является сам оперативный работник. Он же, как правило, осуществляет документальное оформление хода и результатов проводимых оперативно-розыскных мероприятий. Иные привлекаемые к их проведению лица являются всего лишь участниками оперативно-розыскных мероприятий независимо от личного вклада в получение необходимой оперативной информации.[12]


Согласно Закону[13], при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: 1) опрос; 2) наведение справок; 3) сбор образцов для сравнительного исследования; 4) проверочная закупка; 5) исследование предметов и документов; 6) наблюдение; 7) отождествление личности; 8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; 9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; 10) прослушивание телефонных переговоров; 11) снятие информации с технических каналов связи; 12) оперативное внедрение; 13) контролируемая поставка; 14) оперативный эксперимент; 15) получение компьютерной информации.

Данные мероприятия носят разведовательно-поисковый характер и направлены на получение следующей информации:

  • о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления;
  • наличии следов противоправной деятельности;
  • местонахождение лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших лиц;
  • иной информации, необходимой для предотвращения, пресечения и раскрытия преступлений.[14]

Основными признаками оперативно-розыскных мероприятий являются следующие:

  1. Приведенный в Законе перечень ОРМ является закрытым и может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
  2. Проведение ОРМ допускается только уполномоченными субъектами ОРД. Согласно Закону, должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе[15].
  3. ОРМ проводятся в строгом соответствии с требованиями, установленными в нормативных правовых актах. В Законе не говорится о содержании, организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, поскольку их проведение регламентируется в пределах своих полномочий правовыми актами органов, осуществляющих ОРД[16], составляющими, как правило, государственную тайну.
  4. ОРМ осуществляются путем сочетания гласных и негласных методов и средств[17], при этом преобладающими являются негласные методы. Негласный режим работы, защита сведений об организации и тактике проведения ОРМ и участвующих в них лицах позволяют обеспечить их эффективность, а также безопасность участников ОРД.
  5. Целью проведения ОРМ является выявление и получение фактических сведений, то есть любой информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности, установленных статей 2 Закона.[18] Они носят, прежде всего, разведывательно-поисковый характер. Неслучайно оперативно-розыскные мероприятия называют способами собирания оперативно-розыскной информации[19].
  6. В ходе проведения ОРМ используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.[20]