Файл: Субъекты малого предпринимательства (Поддержка малого предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса о крайне важном для экономики любой страны понятии – малом предпринимательстве.

Данная тема характеризуется высоким уровнем актуальности и стратегической важности, поскольку именно с наличием и динамичным развитием малого бизнеса связан устойчивый экономический рост за счет создания добавленной стоимости, стабильность политической системы, развитие добросовестной конкуренции, повышение уровня благосостояния граждан, приток финансовых средств в бюджет Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, создание новых рабочих мест.

Зарождение малого предпринимательства произошло в России в начале 90-х годов, когда после распада СССР начался переход от плановой экономики к рыночных механизмам регулирования. В тот момент, в период всеобщего дефицита, безработицы и отсутствия законодательной базы, можно было наблюдать бурный рост числа индивидуальных предпринимателей, особенно «челноков», а также кооперативов и товариществ с ограниченной ответственностью.

С того времени развитие малого предпринимательства прошло большой путь, нормативно-правовая база была значительно усовершенствована и упорядочена, постоянно разрабатываются механизмы и инструменты по дальнейшей регламентации деятельности предпринимателей и их поддержке.

Но находящаяся в стадии развития рыночная экономика нашей страны оказывает значительное влияние и на развитие частного предпринимательства, что приводит к негативным последствиям и серьезным проблемам в развитии малого бизнеса. Отрицательно влияют на стабильное развитие российского бизнеса такие факторы, как коррупция и взяточничество, административные барьеры, низкая доступность и высокая стоимость кредитных ресурсов, неэффективная система налогообложения, отсутствие действенных механизмов правовой защиты мелкого предпринимательства, регулярные экономические кризисы.

При этом именно роль государства является ключевой в устранении всех вышеназванных препятствий, так как практически все проблемы могут быть устранены или, по меньшей мере, минимизированы за счет грамотной государственной политики, законодательного регулирования ключевых вопросов деятельности субъектов малого предпринимательства с целью создания благоприятных экономических и инвестиционных условий для их функционирования и дальнейшего развития.


Предметом настоящей работы будет являться рассмотрение отношений различных субъектов экономической и правовой системы по поводу формирования необходимых условий для устойчивого и стабильного развития института малого предпринимательства.

Для реализации цели данной работы необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и критерии субъектов малого предпринимательства;
  • охарактеризовать ключевые нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность субъектов малого и предпринимательства и обеспечивающие их развитие;
  • раскрыть содержание основных видов и мер поддержки малого предпринимательства в России и в Республике Татарстан;
  • выявить имеющиеся в настоящее время проблемы и барьеры, препятствующие развитию малого бизнеса и предложить возможные варианты их решения.

При написании работы использовались федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации, постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, а также учебные пособия и монографии, относящиеся к теме настоящего исследования. Также использована информация, содержащаяся на сайте Корпорации МСП http://corpmsp.ru/ и отраслевых министерств Республики Татарстан.

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников литературы.

Глава 1. Теоретические основы деятельности малого предпринимательства

§ 1. Субъекты малого предпринимательства: понятие и критерии

Определение предпринимательской деятельности дано в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ): предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке[1]. При этом гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя[2].


Однако упоминания о малых предприятиях ГК РФ не содержит. Он только разграничивает виды юридических лиц в зависимости от прав учредителей в отношении юридического лица и его имущества, а также по целям осуществляемой организацией деятельности. Следует отметить, что некоторыми исследователями в свое время было высказано предложение о необходимости дополнения норм Гражданского кодекса РФ новой организационно-правовой формой «малое предприятие»[3].

Единые международные критерии определения малого и среднего предпринимательства в настоящее время отсутствуют. В то же время в странах существуют различные по-разному устанавливаемые и комбинируемые критерии для отнесения предприятий к категории малых. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, превышает 50. Например, в Германии, Бельгии, Великобритании, Нидерландах, Португалии используется в качестве критерия - показатель оборота компании, в Италии и Ирландии – величина недвижимости. Указанные различия являются следствием национальных особенностей, различий в уровне индустриализации, места и роли стран в международном разделении труда. Как показывает мировая практика, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, являются: численность персонала; размер уставного капитала; величина активов; объем оборота (прибыли, дохода).[4]

Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[5] (далее – закон 209-ФЗ). В данном законе определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие определенным условиям хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели[6].

Согласно закону 209-ФЗ, малое предприятие обладает специальными признаками в зависимости от структуры уставного капитала, численности работников и размера выручки.


Для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

а) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов. Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в подпунктах "в" - "д";

б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";

д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:


юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий».[7]

Можно встретить предложения об упразднении критерия структуры уставного капитала при отнесении хозяйствующего субъекта к категории малого предпринимательства на том основании, что участие государства или крупной компании в уставном капитале еще не говорит о том, что малое предприятие находится в непосредственной хозяйственной зависимости от своих учредителей[8].

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих требованиям к структуре уставного капитала, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать сто человек. Численность микропредприятий, являющихся подкатегорией малых предприятий, не должна превышать пятнадцать человек.[9]

Следует отметить, что правовой статус микропредприятий не получил надлежащего развития в отраслевом законодательстве, в связи с чем В.А. Семеусов и А.А. Тюкавкин-Плотников высказывают сомнения по поводу целесообразности выделения этой подгруппы субъектов малого предпринимательства[10]. Однако некоторые исследователи, напротив, полагают необходимым уделять микропредпринимательству больше внимания. Так, В.А. Власов предлагает внести изменения в наименование закона 209-ФЗ и именовать его как Федеральный закон «О развитии микропредпринимательства, малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[11].