Файл: Заключение договора на торгах (Понятие договора и контракта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса о специфике проведения закупочных процедур для государственных и корпоративных нужд и особенностях заключения по их итогам договоров. Понятие «тендер» является достаточно новым для российской экономики, что обусловливает определенные сложности и недоработки в законодательном регулировании сферы закупок.

Правовое поле как государственных, так и корпоративных закупок претерпевает постоянные изменения из-за недостаточного соответствия существующих нормативно-правовых актов фактическим потребностям заказчиков и поставщиков, а также из-за невысокой эффективности закупок, причинами которой являются не только коррупционные составляющие, такие, как сговор заказчиков и поставщиков, «заточки» закупочной документации под конкретного поставщика, но и в целом достаточно низкая активность участников закупок, незнание ими законодательства о закупках и способов защиты своих прав.

При этом государственные закупки являются важным инструментом регулирования и стимулирования роста всех отраслей экономики, развития конкуренции и увеличения числа субъектов малого и среднего предпринимательства – фундамента любой экономической системы, особенно в период финансового кризиса, очередную волну которого сейчас переживает Россия.

Вместе с тем, имеющиеся на сегодняшний день проблемы являются вполне логичными и объяснимыми, учитывая, что развитие сферы закупок государственных и корпоративных заказчиков находится в нашей стране в зачаточной стадии.

После нескольких десятилетий плановой экономики и привычки к устоявшимся хозяйственным связям для российских чиновников и руководителей крупных корпораций намного более понятным и простым является принцип так называемых «устойчивых пар», чем сложная и весьма запутанная система конкурентных закупок.

Будучи экспертом в сфере закупок, а также имея четырехлетний опыт работы в тендерах как со стороны заказчиков, так и поставщиков, мне удалось достаточно хорошо изучить систему госзаказа изнутри, опробовать на практике жизнеспособность теоретической базы и увидеть имеющиеся пробелы, проблемы и слабые места.

Несмотря на то, что многие заказчики высказывают уверенность в том, что система закупок в нашей стране в скором времени перестанет существовать по причине своей несостоятельности, происходящие процессы на уровне законодательного регулирования говорят об обратном. Система закупок не только не перестанет существовать, но постепенно будет подвергаться все большей регламентации и контролю. О важности открытости и прозрачности закупок регулярно говорит в своих выступлениях Президент Российской Федерации Владимир Путин[1].


Учитывая изложенное, можно сделать вывод о высокой значимости и актуальности темы надлежащего государственного регулирования и правомерного осуществления закупок в современных рыночных условиях.

Предметом настоящей работы будет являться рассмотрение отношений субъектов сферы закупок по поводу планирования, проведения закупочных процедур и заключения по их результатам контрактов и договоров.

Для реализации цели данной работы необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятия торговых и неторговых процедур закупок;
  • раскрыть содержание основных нормативно-правовых актов, регулирующих сферу государственных и корпоративных закупок;
  • дать определение понятию «договор» в рамках законодательства о закупках;
  • выявить существующие пробелы в регулировании и практической реализации сферы закупок;
  • охарактеризовать виды ответственности за нарушения при проведении закупок и неправомерное заключение договоров.

При написании работы использовались преимущественно федеральные законы, а также сопутствующие постановления Правительства Российской Федерации и ведомственные нормативные акты, поскольку в силу высокой подвижности и изменчивости законодательства, о чем было сказано выше, только они являются полностью достоверными на момент написания работы. Различные учебные пособия и монографии привлекались только с целью отразить различные подходы и мнения, относящиеся к теме настоящего исследования. Также использована информация, содержащаяся на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/.

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников литературы.

Глава 1. Ключевые понятия сферы закупок

Как было отмечено выше, сфера закупок в России переживает в настоящее время этап становления и совершенствования основной законодательной базы. При этом регулирование конкурсных торгов существовало еще в царской России. Самый ранний из документов о подряде датирован 7 июля 1654 г., а первые законодательные акты, послужившие прообразом будущих правил «публичных» торгов, относятся к эпохе петровских реформ[2]. Дальнейшее развитие регламентация государственных поставок получила в таких документах, как «Положение 1830 г.» и «Положение о подрядах и поставках», действовавшее с 1900 г. до 1917 г. Однако в советский период потребность в подобном регулировании отсутствовала и зарождавшиеся традиции публичных торгов канули в Лету.


Для сравнения, в США Федеральная контрактная система планомерно складывалась на протяжении не одного столетия: первая законодательная база была сформирована к началу 19 века[3], и к настоящему времени в стране можно наблюдать достаточно структурированную и отлаженную систему распределения государственных финансов через инструмент заключения контрактов по результатам открытых конкурентных процедур.

Несовершенство нормативно-правового регулирования проявляется во всех аспектах сферы закупок создает большое количество сложностей и вызывает множество вопросов и у заказчиков, и у поставщиков, и у контролирующих органов. Именно с этим связано огромное количество разъяснительных писем от Минэкономразвития России и ФАС России.

§ 1. Соотношение понятий «закупка» и «торги»

Прежде всего, в рамках освещаемой темы необходимо остановиться на понятиях «закупка» и «торги», так как зачастую данные понятия отождествляются, хотя формально это является не совсем правомерным.

Дефиниция понятия «закупка» дано в пункте 3 статьи 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"[4] (далее – закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе): «закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта».

В Федеральном законе от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"[5] (далее – закон 223-ФЗ, Закон о закупках отдельными видами юридических лиц) понятие «закупка» вовсе отсутствует, что является достаточно серьезным пробелом в регулировании корпоративных закупок.


Понятие «торгов» применительно к закупочному процессу является более узким и является частью проведения конкурентной закупки.

Причем проводиться торги согласно части 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации[6] (далее – ГК РФ) могут только в форме конкурса и аукциона. Соответственно, то, что является торгами при проведении конкурса и аукциона, в других закупочных процедурах правильно будет называть определением поставщика (подрядчика, исполнителя)[7].

Таким образом, чтобы избежать двусмысленностей и недопонимания, в среде участников сферы закупок сложилась негласная традиция называть любой вид закупочной процедуры применительно не к полному ее циклу, как трактует закон, а только к стадии определения поставщика закупкой. Понятие «торги» употребляется достаточно редко, как правило, только для того, чтобы подчеркнуть, что проведение в конкретном случае именно торговой процедуры влечет для участников закупок возникновение соответствующих прав и обязанностей. Особенно это применимо к «рамочному» Закону о закупках отдельными видами юридических лиц. Кроме того, «торгами» могут называть все виды конкурентных закупочных процедур некоторые участники закупок, которые не слишком хорошо разбираются в тонкостях и нюансах закупочной терминологии.

Чтобы осветить тему регулирования государственных и корпоративных закупок и заключения по их итогам договоров максимально полно и комплексно, в рамках работы мы будем рассматривать не только собственно торги, но и процедуры, не являющиеся торгами по смыслу ГК РФ.

§ 2. Виды и особенности закупочных процедур

Что касается видов закупочных процедур и порядка их проведения, Закон о контрактной системе предусматривает их четкую регламентацию.

В соответствии со статьей 24 закона 44-ФЗ различают конкурентные и неконкурентные способы.

Конкурентные способы закупок предполагают возможность участия в закупках нескольких участников. В первую очередь, именно с данными способами связана реализация таких ключевых принципов контрактной системы в сфере закупок, как принцип открытости, обеспечения конкуренции, стимулирования инноваций, эффективности осуществления закупок[8].


К конкурентным способам относятся торги – конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс) и аукционы (аукцион в электронной форме и закрытый аукцион), а также неторговые процедуры (запрос котировок и запрос предложений).

Неконкурентным способом являются закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.[9]

Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.[10]

По своему смыслу и содержанию запрос предложений является упрощенным аналогом конкурса[11], запрос котировок – аналогом аукциона[12].

Несмотря на то, что законодатели стремились обеспечить максимальную конкуренцию и доступ всех желающих к участию в закупках, на сегодняшний день самим законом установлены ограничения формального характера, связанные исключительно с несовершенством технической базы. А именно, почти все закупки в рамках закона 44-ФЗ проводятся в настоящее время в бумажной форме, то есть заявки подаются в конвертах на бумажных носителях. В электронной форме, на шести отобранных федеральных электронных площадках, пока проводится только электронный аукцион. Это приводит к тому, что подача заявок зачастую ограничивается регионом местонахождения заказчика, так как участники из других, отдаленных регионов, не успевают подать заявки. Например, заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, и в случаях, предусмотренных статьей 76 закона 44-ФЗ, не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока[13]. Совершенно очевидно, что успеть подготовить котировочную заявку и отправить «живьем» документы, например, из Татарстана в Красноярск даже курьерской службой абсолютно нереально.