Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Понятие и факторы профессиональных стрессов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность. Слово «стресс» прочно вошло в лексикон современного человека. Стресс стал обыденным и довольно часто встречающимся явлением. Это обусловлено урбанизацией, ускорением темпа жизни, возрастанием интенсивности межличностного общения, в том числе и конфликтного. Стресс может быть связан с проблемами в личной жизни человека, а также с его профессиональной деятельностью.

Труд современного руководителя сопряжен с большими психо-эмоциональными затратами. Высокая ответственность обусловливают стрессогенный характер деятельности руководителя. Специалисты утверждают, что стресс — это перманентное состояние руководителя. Поэтому каждый руководитель, чтобы сохранить свое здоровье и профессиональную эффективность, должен владеть знаниям и в области стрессологии и психогигиены труда.

Цель работы – проведение анализа уровня стрессов у руководителей ПАО «Тюменьэнергосетьсервис» и разработка рекомендаций по оптимизации системы управления стрессами.

Задачи работы:

  • исследовать понятие и факторы профессиональных стрессов;
  • рассмотреть методы управления профессиональным стрессом;
  • представить краткую характеристику кадрового состава ПАО «Тюменьэнергосетьсервис»;
  • дать оценку уровня стрессов у руководителей ПАО «Тюменьэнергосетьсервис»;
  • разработать рекомендации по профилактике и управлению стрессами.

Объект исследования – ПАО «Тюменьэнергосетьсервис».

Предмет исследования – профессиональный стресс в управленческой деятельности.

В процессе исследования использовались общенаучные методы исследования – изучение и анализ научной литературы; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; моделирование, сравнение, анализ, синтез, наблюдение, анкетирование, опрос персонала.

Научно-методической основой работы явились труды известных западных и отечественных ученых в области психологии, управления персоналом, социологии организации.

Глава 1. Теоретические аспекты профессионального стресса в управленческой деятельности


1.1. Понятие и факторы профессиональных стрессов

Термин «стресс» введен канадским ученым Гансом Селье. Это приспособительная и защитная реакция организма, которая возникает в экстремальных условиях жизнедеятельности и несет в себе угрозу жизни человека, его физическому или психологическому благополучию. Стрессовое напряжение сопровождается биохимическими изменениями и повышенной гормональной активностью в организме человека[1].

Существуют «положительный» стресс (эустресс) и «отрицательный» стресс (дистресс). Функция эустресса — активизация и мобилизация сил организма для выполнения сложной деятельности, преодоления трудностей или неблагоприятной ситуации. Стрессы умеренной силы и длительности полезны для нормального функционирования организма. Но хронические, неконтролируемые и непредсказуемые стрессы (дистрессы), сопряженные с перенапряжением и потерей психофизического здоровья, снижают социальную и профессиональную активность личности. Длительный стресс истощает резервы организма и может привести к различным заболеваниям[2].

Выявлены объективные и субъективные причины стресса. К объективным причинам относятся условия жизни человека, такие, как неблагоприятная экологическая ситуация, неустроенный быт, наличие транспортных проблем[3].

В профессиональной деятельности стресс вызывают неэффективная организация труда, большие объемы работы, перегрузки, неблагоприятный психологический климат в коллективе, конфликты, авторитарный стиль руководства[4]. К стрессам могут приводить нестабильность в социально-экономическом развитии общества, низкие доходы населения, природные и техногенные катастрофы, сложная криминальная ситуация[5].

Проанализируем субъективные причины стрессов. Выявлена зависимость стрессочувствительности (стрессоустойчивости) человека от генетической предрасположенности. Наследственные и врожденные факторы определяют реакции человека на стрессогенные факторы среды примерно на 30-40%, а воспитание, жизненный опыт, выработанные умения и навыки, позволяющие справляться со стрессом, — на 60-70 %. Кроме того, к субъективным причинам стресса относятся психотравмирующие ситуации в дошкольном детстве, неблагоприятные внутрисемейные отношения и стиль семейного воспитания. Особое значение в предрасположенности к стрессу имеют тип высшей нервной деятельности и личностные особенности человека. Это - повышенная агрессивность, раздражительность, низкая эмпатийность, высокая тревожность, пессимистичность, эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, нравственные дефекты личности[6].


Симптомы дистресса проявляются в неудовлетворительном физическом состоянии человека (частые недомогания, головные боли, нарушения сна и пищеварения, повышение артериального давления, нервный тик); в интеллектуальной сфере (ухудшение внимания, памяти, спутанность мышления, частые ошибки и работе); в эмоциональной сфере (повышенная тревожность, раздражительность, приступы гнева, подозрительность, мрачное настроение, недовольство собой), в поведении (бестактность, конфликтность, злоупотребление курением и алкоголем, асоциальное поведение).

Стресс, который выражается и физических и психических реакциях на напряженные ситуации в профессиональной деятельности, называют профессиональным.

К разновидностям профессионального стресса относят информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

Информационный стресс связан с информационными перегрузками, когда и короткие сроки от руководителя требуется быстрое осмысление и переработка большого объема сложной информации. Руководитель вынужден работать без отдыха и переключения на другие виды деятельности. Усиливает стрессовое напряжение высокая ответственность за последствия принимаемых решений. Эмоциональные стрессы (острое переживание негативных эмоций: страха, гиена, сильной тревоги, чрезмерной ответственности) являются следствием неудовлетворенности работой, жесткого психологического прессинга, чрезмерного контроля, отсутствия самостоятельности и свободы в принятии решений. Коммуникативные стрессы руководитель испытывает в различных конфликтных ситуациях[7].

Стресс усиливается, если руководитель испытывает нехватку профессиональных знаний и ощущает несоответствие своего характера, личностных особенностей требованиям профессии и социальным ожиданиям[8].

1.2. Методы управления профессиональным стрессом

Практические шаги по управлению профессиональным стрессом педагогов включают в себя технологии по реорганизации психологической жизни и технологии, направленные на защиту телесной целостности, физического благополучия.

Изменение оценок ситуаций, вызывающих стресс. В литературе подробно изложена цель адаптационного синдрома – подготовить организм во время угрозы (реальной или кажущейся) к борьбе или бегству[9]. Первым шагом по управлению стрессом является анализ текущей ситуации, то есть необходимо произвести когнитивную, рациональную оценку ситуации: угрожает ли эта ситуация человеку, если угрожает, то чем. В зависимости от оценки возникают соответственные эмоции[10]. Для наглядности приведем пример. Вы слышите шаги наверху в доме. Если вам кажется, что шаги принадлежат незваному пришельцу, то невольно возникает страх, паника. Если вы считаете, что слышите шаги кого-то из близких, то расслабляетесь. Одни и те же шаги – и две совершенно разные реакции, которые зависят от того, как мы оцениваем или интерпретируем их[11].


Но во многих случаях люди понимают, что реагировать на ту или иную ситуация не надо, но не могут остановиться. И внутренний механизм, заставляющий выбирать между борьбой или бегством, продолжает действовать[12]. Необходимо твердо усвоить, что если сделаны правильные рациональные оценки, следующий шаг – обучиться, чтобы эти оценки существенно влияли на ответные эмоциональные реакции. Следовательно, необходимо реорганизовать мышление таким образом, чтобы мысли существенно влияли на чувства. Об этом легко говорить, труднее показать и обучить, как это сделать. Но если педагоги хотят эффективно противодействовать разрушительным эффектам стресса, у них нет другого выхода[13].

Первая группа рациональных оценок связана со стрессорами (ситуациями), возникающими в окружающем нас мире. Каждый стрессор может быть отнесен к одной из трех групп: «немедленное действие», «будущее действие» и «игнорирование или адаптация» [14]. «Немедленное действие» охватывает группу стрессоров, с которыми можно что-то сделать прямо сейчас, сегодня или в течение ближайших нескольких дней. «Будущее действие» включает стрессоры, которые поддаются коррекции, но неясно какой именно и когда, необходимо подумать. Последняя группа – «игнорирование или адаптация» – включает те виды стрессоров, которые находятся вне пределов досягаемости, на них невозможно повлиять, по крайней мере, в обозримом будущем; к ним следует просто приспособиться и принимать их такими, какие они есть. Это только один вектор для успешного управления собственным стрессом[15].

Другая группа оценок касается эмоционального состояния и способов реагирования на вышеперечисленные внешние события. Необходимо проанализировать, почему возникает напряжение в ответ на внешнюю ситуацию? Необходимо понять природу собственных уязвимых мест, симпатий и антипатий. Все они сами по себе могут быть и незначительны, но, тем не менее, существенно влияют на привычный способ реагирования[16]. Для ответа на эти вопросы необходимо сделать очень простое действие. Сесть и составить список тех вещей и событий, которые делают конкретного человека чувствительным к излишнему стрессу. Каждое утверждение списка должно начинаться со слова «Я». Это поможет отнестись ко всем перечисленным пунктам как к своим собственным. Необходимо писать только о себе, а не о ком-то, и поэтому не следует испытывать неуверенность или стыдиться каких-либо качеств, которые будут выявлены[17].


Очень часто просто перечисление собственных качеств открывает в течение 15 минут больше знаний о себе, чем многочасовые рассуждения о трудностях жизни. Это заставляет увидеть себя с той стороны, о существовании которой вы, возможно, до настоящего времени даже не подозревали. Этот список у каждого будет свой, но у людей, подверженных стрессу, есть много общих проблем в оценках ситуаций. Данные литературы и собственный психотерапевтический опыт позволяют остановиться на типичных, ключевых ситуациях[18].

Одна из проблем – это неумение сказать «нет». Что за этим стоит? Прежде всего, не хватает уверенности в понимании, что следует, а чего не следует делать. Большинству людей хочется нравиться окружающим, поэтому есть опасения, что окружающие плохо о них подумают, если услышат отказ. Формирование педагога включает высокоразвитое самосознание, в течение всего образования и последующей работы ему прививают «вы должны то и это…». Специалист это принимает и испытывают чувство вины, если отказывается от определенных действий или помощи.

Часто работники имеют смутное представление о том, сколько обязанностей и задач могут успешно выполнить и решить[19]. Они ощущают себя зависимыми по отношению к другим людям (администрации, клиентам) и воспринимают этих людей как имеющих право просить или требовать. Как быть? Если трудно сказать «нет», даже при полной уверенности, что отказ абсолютно оправдан, используйте следующие приемы, чтобы помочь себе.

1. Прогнозируйте ситуации, когда кто-нибудь вероятнее всего предъявит вам неприемлемое требование. Будьте готовы к встрече с таким требованием[20].

2. Прорепетируйте ответы наедине с собой. Заготовьте 3–4 набора фраз, которые вы можете использовать («Простите, но в ближайшее дни я могу сказать только «нет», «У меня много неотложной работы») и попрактикуйтесь, проговаривая их самому себе.

3. Не извиняйтесь, когда говорите «нет». Если у вас есть причина для отказа, и вы хотите ее объяснить, то сделайте это, но весьма кратко и придерживаясь сути дела. Однако знайте: вы не обязаны объяснять причину отказа; у вас есть полное право сказать «нет», если вы хотите это сделать.

4. Сказав «нет», будьте тверды. Если вы колеблетесь, окружающие скоро заметят это и могут попытаться заставить вас изменить свое намерение.

5. Когда вы сказали «нет», не испытывайте по этому поводу чувства вины. Вы сами лучше знаете, что вам по силам[21].