Файл: Документирование и инвентаризация(Теоретические аспекты инвентаризации имущества организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Современный этап социально-экономического развития общества характеризуется актуальной проблемой рационального и эффективного использования экономических ресурсов, обеспечения их сохранности, предотвращения непроизводительных расходов сырьевых, топливных и других материальных запасов. Одним из зарекомендовавших себя в хозяйственной практике средств контроля сохранности хозяйственных средств является инвентаризация, которая проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками, заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом. Однако бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств организации.

Актуальность темы исследования определяется тем, что неотъемлемым элементом метода бухгалтерского учета, позволяющим выявлять реальность статей бухгалтерского баланса и отчетности предприятия является инвентаризация. Предприятия любых организационно-правовых форм и видов деятельности в соответствии с бухгалтерским законодательством обязаны проводить сплошную инвентаризацию имущество и обязательств перед составлением годового отчета. Одной из задач бухгалтерского учета является контроль за сохранностью имущества организации. В полной мере решению этой задаче подчинено проведение инвентаризации. Для того, чтобы в ходе инвентаризации решались поставленные задачи, в организации должна быть отработана технология проведения инвентаризации, соблюдены требования законодательства, исполнены необходимые процедуры.

Предметом исследования являются организационно-экономические условия проведения инвентаризации документирования в хозяйственной деятельности организации.

Объектом исследования – порядок проведения инвентаризации и документирования в организации.


Целью данной курсовой работы является изучение проведения инвентаризации.

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

  • дать характеристику инвентаризации как элемента метода бухгалтерского учета;
  • рассмотреть особенности и правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств организации;
  • изучить требования к документальному оформлению результатов инвентаризации.

Для решения задач, поставленных в работе, использованы теоретический метод анализа, исследования нормативно-правовых, первичных хозяйственных и бухгалтерских документов, метод сравнения и др.

Глава 1. Теоретические аспекты инвентаризации имущества организации

1.1. Инвентаризации как экономический элемент метода бухгалтерского учета

Инвентаризация - это проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера, взвешивания[1]. Она является способом уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации. Несмотря на использование в бухгалтерском учете документирования всех совершаемых хозяйственных операций, соответствие учетных и фактических данных не всегда обеспечивается из-за действия объективных причин[2]. Ими являются совершенные хозяйственные операции, не поддающиеся документальному оформлению в момент их возникновения:

  • естественная убыль ценностей в процессе хранения (усушка, утечка, розлив, утруска, испарение, раскрошка, распыл, выветривание и др.);
  • неточное взвешивание, измерение при поступлении или отпуске ценностей;
  • пересортица взаимозаменяемых материалов, продуктов, изделий, возникающая при выбытии активов (передача в производство или хозяйственные нужды, продажа и др.);
  • ошибки в первичных документах на поступление и расходование ресурсов;
  • ошибочные записи в регистрах синтетического и аналитического учета;
  • злоупотребления материально ответственных лиц (обмеры, обвесы, хищения и др.)[3].

Для устранения расхождений между фактическими данными и сведениями о стоимости имущества и обязательств организации, отраженными в бухгалтерском учете, проводится периодическая проверка их в натуральной форме (для имущества) и сверка расчетов (по обязательствам)[4].

Роль инвентаризации не ограничивается проверкой фактического наличия ценностей. В процессе инвентаризации имущества проводятся следующие мероприятия[5]:

  • организуется контроль соблюдения требований в деятельности материально ответственных лиц по сохранности ресурсов (правил составления, оформления и представления первичных учетных документов, правил приемки, хранения и отпуска ценностей и др.);
  • упорядочивается складское хозяйство (проверяется состояние складских помещений, порядок хранения ценностей, качество весоизмерительного хозяйства и др.);
  • устанавливаются качественные характеристики материальных ресурсов: выявляются залежалые и неиспользуемые ценности, имущество, полностью или частично потерявшее первоначальные свойства, неходовые и не пользующиеся спросом готовые изделия и др. На основе полученной информации принимаются меры по их переоценке, продаже или использованию для других нужд;
  • выявляются непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению основные средства;
  • проверяется соблюдение правил содержания и эксплуатации основных средств.

В ходе инвентаризации расчетов с юридическими и физическими лицами проводятся следующие мероприятия[6]:

  • выявляется соблюдение правил расчетов с физическими лицами (подотчетными лицами, с работниками по оплате труда, с депонентами);
  • оценивается соблюдение расчетно-платежной дисциплины (по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами, поставщиками и подрядчиками, с учредителями и др.);
  • оценивается работа по выявлению и предотвращению потерь от несвоевременного взыскания дебиторской задолженности всех видов, пропуска сроков исковой давности.

Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам[7].


1.2. Виды инвентаризации

Инвентаризации могут быть плановыми, которые проводят в заранее установленные сроки, и внезапными, которые проводят, чтобы установить наличие ценностей неожиданно для материально ответственного лица. Их осуществляют по распоряжению вышестоящих органов, руководителей организаций, по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов[8].

В зависимости от степени охвата проверкой имущества и обязательств организации различают полную и частичную инвентаризацию. Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации. Частичная инвентаризация охватывает один или несколько видов имущества и обязательств, например, только денежные средства, материалы и т. п[9].

Классификация видов инвентаризаций приведена в таблице 1[10].

Таблица 1

Виды инвентаризаций и их характеристика

Критерий

Вид
инвентаризации

Отличительные особенности инвентаризации

По
обязательности
проведения

Обязательная

Проводится в обязательном порядке в
соответствии с законодательством Российской
Федерации

Инициативная

Проводится по решению руководителя

По
периодичности

Плановая

Проводится в установленные порядком
проведения инвентаризации сроки

Внеплановая

Проводится по решению руководителя
организации вне утвержденного плана для
обеспечения дополнительного контроля над
сохранностью отдельных видов имущества,
либо необходимость ее проведения
предусмотрена законодательством

По степени
охвата

Полная

Инвентаризации подвергаются все объекты
имущества и обязательств

Частичная

Проверке подлежит один или несколько видов
имущества и обязательств

По методу
проведения

Натуральная

Состоит в непосредственном наблюдении
объектов и определении их количества путем
подсчета, взвешивания, обмера и тому
подобного

Документальная

Состоит в проверке документального
подтверждения наличия объектов


Натуральная проверка состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера. Натуральной проверке подвергаются основные средства, материально-производственные запасы, наличные денежные средства и бланки документов строгой отчетности[11].

При документальной проверке наличие в организации имущественных прав (нематериальных активов, расходов будущих периодов, дебиторской задолженности) и финансовых обязательств подтверждается непосредственно документами. В составе документальной проверки проводится бухгалтерская или книжная проверка, заключающаяся в сопоставлении записей непосредственно в регистрах бухгалтерского учета (в частности, при инвентаризации сумм начисленной амортизации, оценочных резервов)[12].

По решению руководителя может проводиться и выборочная инвентаризация, в ходе которой проверяется какая-либо часть имущества. Это могут быть товарно-материальные ценности, относящиеся к одному материально ответственному лицу или находящиеся в одном месте (на складе или в офисе).

Выборочной инвентаризации, прежде всего, подвергаются дефицитные и дорогостоящие товары и ценности. Указанные проверки и инвентаризации осуществляются по распоряжению руководителя работниками инвентаризационных групп, состоящими в штате предприятия, или специальными комиссиями, в состав которых включаются должностные лица, хорошо знающие товарно-материальные ценности, учет и отчетность[13].

Выборочная инвентаризация может проводиться при получении отказа поставщика в удовлетворении претензии за недогруз товаров или при получении претензии покупателя на недогруз товаров. В этом случае следует проверить те товары, по которым заявлены указанные претензии.

Основной задачей выборочных инвентаризаций в межинвентаризационный период является осуществление контроля за сохранностью ценностей, выполнением правил их хранения, соблюдения материально ответственными лицами установленного порядка первичного учета[14].

Число инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при ликвидации (реорганизации) организации или в других случаях, предусматриваемых законодательством РФ.