Файл: Документирование и инвентаризация(Теоретические аспекты инвентаризации имущества организации).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
Содержание:
Введение
Современный этап социально-экономического развития общества характеризуется актуальной проблемой рационального и эффективного использования экономических ресурсов, обеспечения их сохранности, предотвращения непроизводительных расходов сырьевых, топливных и других материальных запасов. Одним из зарекомендовавших себя в хозяйственной практике средств контроля сохранности хозяйственных средств является инвентаризация, которая проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками, заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом. Однако бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств организации.
Актуальность темы исследования определяется тем, что неотъемлемым элементом метода бухгалтерского учета, позволяющим выявлять реальность статей бухгалтерского баланса и отчетности предприятия является инвентаризация. Предприятия любых организационно-правовых форм и видов деятельности в соответствии с бухгалтерским законодательством обязаны проводить сплошную инвентаризацию имущество и обязательств перед составлением годового отчета. Одной из задач бухгалтерского учета является контроль за сохранностью имущества организации. В полной мере решению этой задаче подчинено проведение инвентаризации. Для того, чтобы в ходе инвентаризации решались поставленные задачи, в организации должна быть отработана технология проведения инвентаризации, соблюдены требования законодательства, исполнены необходимые процедуры.
Предметом исследования являются организационно-экономические условия проведения инвентаризации документирования в хозяйственной деятельности организации.
Объектом исследования – порядок проведения инвентаризации и документирования в организации.
Целью данной курсовой работы является изучение проведения инвентаризации.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику инвентаризации как элемента метода бухгалтерского учета;
- рассмотреть особенности и правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств организации;
- изучить требования к документальному оформлению результатов инвентаризации.
Для решения задач, поставленных в работе, использованы теоретический метод анализа, исследования нормативно-правовых, первичных хозяйственных и бухгалтерских документов, метод сравнения и др.
Глава 1. Теоретические аспекты инвентаризации имущества организации
1.1. Инвентаризации как экономический элемент метода бухгалтерского учета
Инвентаризация - это проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера, взвешивания[1]. Она является способом уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации. Несмотря на использование в бухгалтерском учете документирования всех совершаемых хозяйственных операций, соответствие учетных и фактических данных не всегда обеспечивается из-за действия объективных причин[2]. Ими являются совершенные хозяйственные операции, не поддающиеся документальному оформлению в момент их возникновения:
- естественная убыль ценностей в процессе хранения (усушка, утечка, розлив, утруска, испарение, раскрошка, распыл, выветривание и др.);
- неточное взвешивание, измерение при поступлении или отпуске ценностей;
- пересортица взаимозаменяемых материалов, продуктов, изделий, возникающая при выбытии активов (передача в производство или хозяйственные нужды, продажа и др.);
- ошибки в первичных документах на поступление и расходование ресурсов;
- ошибочные записи в регистрах синтетического и аналитического учета;
- злоупотребления материально ответственных лиц (обмеры, обвесы, хищения и др.)[3].
Для устранения расхождений между фактическими данными и сведениями о стоимости имущества и обязательств организации, отраженными в бухгалтерском учете, проводится периодическая проверка их в натуральной форме (для имущества) и сверка расчетов (по обязательствам)[4].
Роль инвентаризации не ограничивается проверкой фактического наличия ценностей. В процессе инвентаризации имущества проводятся следующие мероприятия[5]:
- организуется контроль соблюдения требований в деятельности материально ответственных лиц по сохранности ресурсов (правил составления, оформления и представления первичных учетных документов, правил приемки, хранения и отпуска ценностей и др.);
- упорядочивается складское хозяйство (проверяется состояние складских помещений, порядок хранения ценностей, качество весоизмерительного хозяйства и др.);
- устанавливаются качественные характеристики материальных ресурсов: выявляются залежалые и неиспользуемые ценности, имущество, полностью или частично потерявшее первоначальные свойства, неходовые и не пользующиеся спросом готовые изделия и др. На основе полученной информации принимаются меры по их переоценке, продаже или использованию для других нужд;
- выявляются непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению основные средства;
- проверяется соблюдение правил содержания и эксплуатации основных средств.
В ходе инвентаризации расчетов с юридическими и физическими лицами проводятся следующие мероприятия[6]:
- выявляется соблюдение правил расчетов с физическими лицами (подотчетными лицами, с работниками по оплате труда, с депонентами);
- оценивается соблюдение расчетно-платежной дисциплины (по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами, поставщиками и подрядчиками, с учредителями и др.);
- оценивается работа по выявлению и предотвращению потерь от несвоевременного взыскания дебиторской задолженности всех видов, пропуска сроков исковой давности.
Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам[7].
1.2. Виды инвентаризации
Инвентаризации могут быть плановыми, которые проводят в заранее установленные сроки, и внезапными, которые проводят, чтобы установить наличие ценностей неожиданно для материально ответственного лица. Их осуществляют по распоряжению вышестоящих органов, руководителей организаций, по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов[8].
В зависимости от степени охвата проверкой имущества и обязательств организации различают полную и частичную инвентаризацию. Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации. Частичная инвентаризация охватывает один или несколько видов имущества и обязательств, например, только денежные средства, материалы и т. п[9].
Классификация видов инвентаризаций приведена в таблице 1[10].
Таблица 1
Виды инвентаризаций и их характеристика
Критерий |
Вид |
Отличительные особенности инвентаризации |
По |
Обязательная |
Проводится в обязательном порядке в |
Инициативная |
Проводится по решению руководителя |
|
По |
Плановая |
Проводится в установленные порядком |
Внеплановая |
Проводится по решению руководителя |
|
По степени |
Полная |
Инвентаризации подвергаются все объекты |
Частичная |
Проверке подлежит один или несколько видов |
|
По методу |
Натуральная |
Состоит в непосредственном наблюдении |
Документальная |
Состоит в проверке документального |
Натуральная проверка состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера. Натуральной проверке подвергаются основные средства, материально-производственные запасы, наличные денежные средства и бланки документов строгой отчетности[11].
При документальной проверке наличие в организации имущественных прав (нематериальных активов, расходов будущих периодов, дебиторской задолженности) и финансовых обязательств подтверждается непосредственно документами. В составе документальной проверки проводится бухгалтерская или книжная проверка, заключающаяся в сопоставлении записей непосредственно в регистрах бухгалтерского учета (в частности, при инвентаризации сумм начисленной амортизации, оценочных резервов)[12].
По решению руководителя может проводиться и выборочная инвентаризация, в ходе которой проверяется какая-либо часть имущества. Это могут быть товарно-материальные ценности, относящиеся к одному материально ответственному лицу или находящиеся в одном месте (на складе или в офисе).
Выборочной инвентаризации, прежде всего, подвергаются дефицитные и дорогостоящие товары и ценности. Указанные проверки и инвентаризации осуществляются по распоряжению руководителя работниками инвентаризационных групп, состоящими в штате предприятия, или специальными комиссиями, в состав которых включаются должностные лица, хорошо знающие товарно-материальные ценности, учет и отчетность[13].
Выборочная инвентаризация может проводиться при получении отказа поставщика в удовлетворении претензии за недогруз товаров или при получении претензии покупателя на недогруз товаров. В этом случае следует проверить те товары, по которым заявлены указанные претензии.
Основной задачей выборочных инвентаризаций в межинвентаризационный период является осуществление контроля за сохранностью ценностей, выполнением правил их хранения, соблюдения материально ответственными лицами установленного порядка первичного учета[14].
Число инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
- при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при ликвидации (реорганизации) организации или в других случаях, предусматриваемых законодательством РФ.