Файл: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы (Понятие здоровьесберегающих технологий и их значение в образовательном процессе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность исследования. Современный этап развития школы характеризуется усилением учебной деятельности, внедрение новых образовательных технологий, что особенно остро стоит проблема детской организации обучения с целью сохранения их индивидуального здоровья.

Здоровье - одна из важнейших характеристик человека, который определяет степенью жизнеспособности, устойчивостью организма в соответствующей среде, возможность реализовать свои биологические и социальные функции. Ребенок - барометр, который реагирует на любые изменения, которые происходят во взрослой жизни, и ему приходится иметь дело с проблемами, решение которых не всегда возможно даже для взрослого человека. Только здоровые дети могут успешно учиться, проводят свое свободное время продуктивно, в полной мере являются творцами своей судьбы.

Сохранение здоровья детей - одна из наиболее острых проблем современной жизни. Она многогранна и требует усилий со стороны многих специалистов, в том числе учителей начальной школы путем внедрения человеческого знания системы, его здоровье, его режимы формирования и сохранения.

В настоящее время ситуация в области психического, физического, социального, интеллектуального, нравственного здоровья на необходимость принятия мер на национальном уровне - принятие государственной программы, которая определяет направление, в области охраны здоровья, обучения и управления образования.

Основная цель всей работы по сохранению здоровья - поднять необходимость вести здоровый образ жизни, который включает в себя ряд правил охраны и укрепления здоровья: поддерживать чистоту тела, одежду и жилище, чтобы поесть, чтобы совмещать работу и досуг, чтобы вести сидячий образ жизни, отказаться от вредных привычек и т. д.

В настоящее время ведется поиск детских реабилитационных методов в школе. По мнению исследователей (Н. К. Смирнов, В. Д. Сонькин,Ю. В. Науменко и др.), сохранение и укрепление здоровья студентов должны использовать эффективный и простой для реализации методов, чтобы обеспечить максимальный охват, в то время как в то же время не нарушают образования и процесса обучения в школе.

Все выше изложенное позволяет сделать вывод о том, что тема «Здоровьесберегающие технологии в современной школе» является актуальной.

Объект исследования: здоровьесберегающие технологии в современной школе.


Предмет исследования: педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в современной школе.

Цель: выявить педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы.

Задачи исследования:

-Провести теоретический анализ научных подходов к реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе современной школы.

-Выявить педагогические условия здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы.

-Разработать проект реализации здоровьесберегающих технологий среди школьников.

Гипотеза исследования. Если в образовательном процессе школы будут созданы следующие педагогические условия:

-построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с учетом вопросов здоровьесбережения школьников.

-обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей;

-формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье;

-тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся, то это будет способствовать эффективности реализации здоровьесберегающих технологий в школе.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов психолого-педагогического исследования:

-Теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

-Эмпирические методы: анкетирование (школьников и родителей), наблюдение, беседа с учителями, анализ документации.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, заключения, списка литературы

Глава 1. Теоретические основы реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе школы


1.1Понятие здоровьесберегающих технологий и их значение в образовательном процессе

Согласно статистическим данным, уровень заболеваемости среди детей и подростков неуклонно растет в последние годы. Это связано не только с физическими недостатками, но и с увеличением количества неадекватных психологических реакций. Такие явления не могут быть нарушены. Так как более половины времени дети и подростки проводят в школах, то ясно, что система образования должна взять на себя ответственность за сохранение их здоровья.

Тем не менее, школа - не больница или санаторий, на учителя или преподавателя не могут возлагаться обязанности по диагностике или лечению имеющееся заболевание ребенка. Задача педагогов заключается в другом:

- создать такие условия для образования ребенка, который не навредят ему или его тело и уму, и дадут молодому поколению знания о степени ценности здоровья и как сохранить его.

Следует отметить, что это не только (и не столько) о физическом здоровье многих из комплексного индекса благосостояния, который включает в себя также адекватность психической, социальной адаптации и должного уровня нравственного развития.

Таким образом, здоровье энергосберегающих технологий в учебном процессе - совокупность методов, приемов и условий, которые обеспечивают максимальную сохранность и укрепление физического, психического и нравственного здоровья субъектов образовательного процесса.

Понятие "здоровьесберегающих образовательных технологий" (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет, и до сих пор рассматривается многими учителями как аналог санитарных мер. Это свидетельствует об искаженном понимании термина " здоровьесберегающие технологии " примитивные представления о содержании работы, которая должна быть проведена для основной цели школы - сохранение и укрепление здоровья учащихся.

В соответствии с различным пониманием термина и преподавателей учебных заведений. Некоторые считают, что ЗОТ - это один или несколько новых педагогических технологий, все другие варианты, так что вы можете выбрать, будет ли работать, например, по технологиям С. Френе, Зайцева, Монтессори и т.д. или " технологии здоровьесбережения".

Иной вариант понимания можно обозначить как «мифологизацию представления о здоровьесберегающих технологиях: будто никогда в школах невиданное и обладающее чудодейственной эффективностью.

Но нужно четко различать, что, например, красиво оформленный фитобар, - это здоровьесберегающие технологии, а также чистые и аккуратные туалеты - это "просто" санитарное состояние. Общественная школа физиотерапевтический кабинет или на столе в классе, - это здоровьесберегающих технологий, а также хорошо написанный график занятий и приемов, используемых учителем нейтрализации стресса в школе - вскользь, хорошо известная работа школы и т.д.


Понятие «здоровьесберегающая» относится к любым качественным характеристикам образовательных технологий, показывая, как реализуя эту технологию возможно решить проблему сохранения здоровья школьников.

" Здоровьесберегающие технологии " интегрируют все направления работы школы по сохранению, развитию и укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии технология может быть определена как наука, искусство, и поэтому обязанность обучать школьников, чтобы они могли потом вырастить здоровых и счастливых детей, чтобы быть хорошим примером для них.

Комментируя это определение, напомним, что задача школы не "дотягивает" ребенка до последнего вызова, рад, что за эти годы с ним ничего плохого не случится, и полностью подготовить подростка к самостоятельной жизни, создавая все предпосылки для этой жизни было счастливо. А здоровье играет роль.

Значение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения здоровья человека - тема разговора весьма актуальна для всех времен и народов, и в ХХI веке она приобретает первостепенное значение.

Состояние российских школьников вызывает у медицинских работников серьезную озабоченность. Ярким показателем является то, что здоровье школьников становится все хуже, по сравнению со своими сверстниками двадцать или тридцать лет назад.

Наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезни происходят в возрастные периоды, которые совпадают, чтобы дать ребенку общее среднее образование.

По данным российского клинического обследования до 7-10 лет доля детей со здоровьем третьей партии увеличилось в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет - .. 22%, то есть увеличилась на 2,5 раз по отношению к детям в возрасте до 1 года.

В подростковом возрасте, один из пяти детей имеет хроническое заболевание или ребенка-инвалида. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие среды во многом определяются, в котором он живет.

Для детей в возрасте от 6 до 17 лет, эта среда является система образования, то есть пребыванием в учебных заведениях связаны более 70% своего времени бодрствования. В то же время существует наиболее интенсивный рост и развитие в этот период, формирование здоровья на всю жизнь, детское тело более чувствительно к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школа образовательная среда производит нарушение факторов риска для здоровья, которые связаны с действием 20-40% негативных влияний, которые могут нанести ущерб здоровью детей школьного возраста.


Исследование ИВФ РАО позволит школе ранжирования факторов риска нисходящие важность и силу влияния на здоровье школьников:

1.стрессовая тактика обучения;

2.несоотвествие методам и технологиям обучения возраста и функциональных возможностей школьников;

3.несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

4.недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

8.частичное уничтожение служб контроля за состоянием здоровья школьников;

9.отсутствие систематической работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает школьников постоянной перегрузки напряжения, которые вызывают повреждение механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических заболеваний.

Многие педагоги считают, что сохранение и укрепление здоровья учащихся в школе должны иметь дело с администраторами и специально подготовленных специалистов. Тем не менее, анализ факторов риска школы показывает, что большинство проблем здоровья учащихся, созданных и решались в ходе повседневной практической работы учителей, т. е. из-за своей профессиональной деятельности.

Поэтому учителю необходимо найти резервы своей собственной деятельности в области охраны и укрепления здоровья учащихся. Урок является основной формой организации учебного процесса, которая напрямую зависит от учителя.

Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

1.2. Педагогические условия здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе современной школы

Современная педагогика полна образовательных технологий, которые помогают проводить обучение и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических методик является здоровьесберегающая.

Таким образом, в современной системе школьного образования должны быть разработаны медико-санитарной и система здоровьеформирующие организации учебно - воспитательного процесса, что создает максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех образовательных актеры (студенты, преподаватели и др.). Эта система включает в себя: