Файл: Проектирование информационной системы по учёту кассовых операций (Задачи и функции учета кассовых операций в организация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Блокировочный механизм служит для блокирования (запирания) механизма включения машины при обрыве или отсутствии чековой или контрольной ленты. Блок питания предназначен для стабилизации, преобразования и подачи нужного напряжения в отдельные узлы и механизмы машины. Некоторые блоки питания могут работать от источника постоянного тока напряжением 24 В (последовательное подключение двух 12-вольтовых батарей - аккумуляторов), что позволяет использовать кассовые аппараты на торговых точках, не имеющих стационарного источника питания. Денежный ящик служит для размещения и хранения денег во время работы кассира. Он подключается к соответствующему разъему и может быть установлен под основание системного блока. Денежный ящик снабжен электромеханическим замком и имеет ключ, позволяющий переключать замок в один из следующих режимов: «Закрыто», «Автоматическое открывание», «Открыто». Замыкающий механизм применяется для замыкания всего механизма машины или ее отдельных узлов. Он состоит из набора ключей для включения и выключения кассового аппарата, предназначен для перевода его в рабочие режимы: «Регистрация», «Показания», «Гашение», «Фискализация», «Программирование», «Отключение»7 . Интерфейс предназначен для приема-передачи информации другим техническим средствам учетно-кассовой системы торгового предприятия, подключения сканирующего устройства, весоизмерительного прибора. Устройство считывания магнитных карт предназначено для съема информации с карточек, несущих информацию на магнитном носителе. Оно имеет щель, в которую такой носитель вставляется. При этом намагниченные участки совмещаются с датчиками считывающего устройства.

При покупке товара карточку вставляют в кассовый аппарат, имеющий связь с банком. По каналу связи сообщается номер счета владельца кредитной карточки, подтверждается его платежеспособность и дается команда на списание со счета указанной суммы (стоимости покупки), после чего карточку возвращают владельцу.

Узлы контрольно-кассового аппарата объединены в корпус под кожухом и монтируются на основании машины. Кожух должен быть опломбирован предприятием-изготовителем или организацией, осуществляющей обслуживание, ремонт, и налоговой инспекцией.

Основные режимы работы контрольно-кассовых аппаратов: − режим «Регистрация» («Per.») или «Касса» - это рабочий режим кассира, в котором осуществляются подсчет сумм, причитающихся с покупателя, вычисление сдачи покупателю, печатание чеков и контрольной ленты; − режим «показания» («X») - в этом режиме администратор предприятия снимает показания суммирующих денежных и других регистров без обнуления полученных данных и выводит «Х-отчет». Операция выполняется перед началом каждой смены и, если это необходимо в целях контроля, - в любой другой момент работы контрольно-кассового аппарата; − режим «Гашение» («Z») дает возможность администратору снимать показания суммирующих денежных и других регистров за смену с обнулением полученных данных и выводить «Z-отчет». Операция выполняется после окончания каждой смены; − режим «Фискализация» («Ф») позволяет производить фискализацию кассового аппарата, после чего во всех печатаемых документах появляется строка с идентификационным номером налогоплательщика (ИНН) и печатается признак фискализации «Ф». К режиму имеет доступ только налоговый инспектор, который снимает показания с накопителя фискальной памяти и выводит на печать фискальный отчет; − режим «Программирование» («СП») - в этом режиме программируются необходимые параметры машины: число и наименования секций; номер или фамилия кассира, виды выполняемых операций; наименование предприятия и др. Программные пароли (ключи защиты) представляют собой число (до 6 цифр), которое вводится в аппарат и записывается в память, в репрограммируемое запоминающее устройство. Количество паролей зависит от числа работающих кассиров и режимов. Выбрав соответствующий режим с 21 помощью замка режимов или клавиши «Режим» (если нет механического замка режимов), необходимо ввести пароль защиты. Наличие механического режимного замка (переключателя), а также паролей защиты ключей предотвращает доступ посторонних лиц к рабочим режимам кассового аппарата, сохраняет таким образом накопленную информацию и предупреждает злоупотребления с денежными суммами.


2. Проектирование системы учета кассовых операций коммерческого банка

2.1.Краткая характеристика программных средств автоматизации кассовых операций

В АБС «Next» имеется компонент «NEXT Кассовая книга», который поддерживает полную автоматизацию учёта наличных денег и ценностей по каждому кассовому работнику. Любая операция по приходу или расходу наличных денег, совершенная кассовым работником, автоматически изменяет остаток подотчётных ему наличных средств.

Компонент «Касса», используя электронные каналы и средства связи, позволяет в режиме on-line синхронизировать данные об операциях, совершаемых в удаленных кассовых подразделениях, постоянно иметь информацию об остатках наличных денег и ценностей, обмениваться информацией любого типа.

Основные бизнес-процессы:

  • совершение кассовых операций по приему и выдаче наличных денег и ценностей;
  • авансирование и инкассация кассовых подразделений и организаций;
  • валютно-обменные операции;
  • передача наличных средств и ценностей между кассовыми работниками;
  • прием инкассированной денежной выручки юридических лиц.

Основные достоинства подсистемы «Касса»:

  • возможность постоянного обновления информации об остатках наличных денег;
  • защищенный обмен данными с использованием решения "КриптоПро";
  • возможность автоматической обработки пакетов межфилиальных расчетов.

Основным же недостатком является, пожалуй, слишком большая стоимость системы, из-за чего не все кредитные организации могут позволить себе ее приобретение.

Фирма «1С» является бесспорным лидером на сегодня по известности и тиражу продаж. Прежде всего, фирма известна благодаря своему продукту под названием «1С: Бухгалтерия». Существует базовая и профессиональная разновидности этой программы, а также их различные модификации, предназначенные для использования в локальном и сетевом варианте.

Для учета кассовых операций применяются следующие типовые межведомственные формы первичных документов и учетных регистров.


Для внедрения информационной системы «iiko» необходимо систематизировать деятельность по этапам:

1. Обследование объекта.

2. Разработка технического задания.

3. Адаптация «iiko» к специфике предприятия.

4. Эксплуатация программного продукта.

5. Обучение персонала.

Этап 1. Обследование объекта. На данном этапе проводятся переговоры с руководством предприятия. Собирается информация по деятельности предприятия, о его организационной структуре и бизнес-процессах.

При анализе деятельности предприятия выявляется область для автоматизации − учет продаж на точках реализации и бухгалтерия. Автоматизации будут подлежать следующие процессы:

1. снабжение и логистика по точкам продаж;

2. хранение товаров на складе;

3. точки продаж

4. бухгалтерский учет.

В результате переговоров с руководством выявляются требования к внедряемой системе:

1. Система должна быть проста в обращении.

2. Эффективность ИС.

3. Система должна разрешать следующие основные проблемы:

− учет товаров на точках продаж;

− учет денежных средств, полученных от реализации в период открытой кассовой смены;

− сокращение времени формирования отчетов на точках продаж и в бухгалтерии;

− упорядоченность документооборота;

− экономия времени на обслуживание клиентов;

− учет приема товаров от поставщиков на склад.

Для установки выбрали новую редакцию «iiko» Версия 6.4.2019.

Основные различия от предыдущей версии:

- использование новых возможностей платформы «iiko»;

- повышение масштабируемости системы;

- удобный пользовательский интерфейс;

- развитие управленческой функциональности.

Этап 2. Разработка технического задания.

Для покупки и установки программного продукта и лицензии выбраны партнеры аттестованной компании «Аквабайт».

Установка программы не входит в стоимость, однако компания присылает все рекомендации. Настройка продукта, установка касс на точках продажи, установка сервера в бухгалтерии и ввод всех данных были осуществлены самостоятельно для экономии средств.

Этап 3. Адаптация программы «iiko» к специфике предприятия.

При установке программы «iikoOffice» необходимо произвести «Настройка торгового предприятия» для возможности работы в программе «iikoFront» При анализе деятельности предприятия было установлено, что необходима настройка типа обслуживания фаст-фуд.

Настройка торгового предприятия происходила в таком порядке:

1. Настроили пункт сведения о предприятии (через вкладку «Администрирование и Настройки торгового предприятия»). В данный пункт входили Общие настройки предприятия (юридические данные, банковские реквизиты) (рисунок 1).


Рисунок 1 — Сведения о предприятии[5]

Данные настройки необходимо совершать для корректной работы системы, для удобства сотрудников в поиске реквизитов и контактов ответственных лиц.

Производилась настройка группы. Группа отвечает за точки продаж (рисунок 2).

Рисунок 2 — Настройка группы[6]

Рисунок 3 — Настройка прав доступа[7]

Поступление денег в кассу и выдачу из кассы оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Подчистки, помарки и исправления, хотя бы и оговоренные, в этих документах не допускаются. Прием и выдача денег по кассовым ордерам могут производиться только в день их составления.

На данном этапе была установлена работа всей разработанной системы при участии всех пользователей, которые в дальнейшем будут ее эксплуатировать. Каких-либо ошибок выявлено не было. Также было произведено разграничение прав доступа пользователей к учетной системе в соответствии с согласованным Сторонами доступным для пользователей функционалом.

Этап 4. Для разграничения доступа защищаемые объекты метаданных обладают списком прав, иначе говоря, – списком контролируемых способов доступа. Произвели настройку учетной записи и доступа следующим сотрудникам: − директор (iikoOffice); − менеджер-кассир (iikoFront); − заведующий складом (iikoOffice); − менеджер по снабжению (iikoOffice); − администраторы торговых точек (iikoFront).

С помощью профиля группы доступа происходит ограничение возможной деятельности сотрудников. В системе есть уже установленные профили и возможности сотрудников в них запрограммированы по умолчанию. Была необходимость откорректировать данные, добавить новые разрешенные действия. Для корректировки была выбрана команда «скопировать профиль», далее изменили название профиля «Продавец-Кассир (измененный)». После изменений записали и закрыли корректировку. Например, кассиру были добавлены такие возможности, как: добавление изменение документов по кассе, добавление изменение вариантов отчетов, дополнение и изменение дополнительных отчетов и обработок, чтение движений денежных средств, возможность заходить в «iikoFront», «iikoOffice».

Этап 5. Обучение персонала Обучение персонала проходило по нескольким направлениям: − обучение менеджера по закупке и логистике, технолога iikoOffice;


обучение кассиров и администраторов на точках продаж iikoFront. Обучение сотрудников проходило по этапам:

1. Теоретическая подготовка пользователей. Пользователи системы изучили, каким образом построен процесс взаимодействия с АИС, какие функции в общем процессе выполняет каждый конкретный пользователь. На данном этапе для обучения были подготовлены текстовые материалы.

2. Практическая подготовка пользователей. На этом этапе пользователи системы пробовали внести в систему тестовые данные в соответствии с шагами, описанными в обучающих презентациях и инструкциях.

3. Работа с реальными данными. Пользователи вносили в систему реальные данные.

2.2. Оценка эффективности внедрения системы автоматизации учета

и направления повышения эффективности деятельности организации

До внедрения создания клиентской базы одна заявка на продажу сотрудника осуществлялась в среднем около 4 минут. В данное время входит: кассир оформляет заказ в письменном виде и передает данные на кухню, повара готовили необходимо блюдо и выдавали гостю его заказ. Сложность проработки заказов формировалась в «час пик», потому что повара путались в заказах, не могли поддерживать очередь заказов и выдавали блюда, дольше положенного на предприятии сроком. При продаже товара кассир точки продаж взаимодействует сразу с несколькими отделами. Далее осуществлялась выписка товарного чека и выдача самого заказа. Сотрудник в среднем обрабатывал в день около 120 заявок. Ежемесячная заработная плата сотрудника составляет в среднем 15000. Организация ежемесячно оплачивает налоги за сотрудников. - в Пенсионный фонд РФ – 26%; - в Фонд социального страхования РФ (ФСС) – 2,9%; - в Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – 5,1%.

С учетом всех исчислений затраты на заработную плату сотруднику составляют 20100 руб. Каждый рабочий день организация оплачивает в пользу сотрудника 957 рублей, в минуту 1,99 руб. Отсюда вывод, что за одну обработанную заявку организация выплачивает (1,99 *3) = 5,97 руб.