Файл: Современная законодательно-нормативная база зашиты государственной тайны..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- ФЗ РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;

- ФЗ РФ «Об электронной подписи»;

- Уголовный кодекс РФ;

- Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Первостепенное значение среди них имеет ФЗ РФ «О государственной тайне»[21]. По сути, он играет системообразующую роль в данной области. В нем содержатся наиболее значимые понятия в области обращения сведений, составляющих государственную тайну; закреплены основы распределения компетенции в сфере защиты государственной тайны между государственными органами, а также между органами защиты государственной тайны; установлены основы засекречивания и рассекречивания сведений и их носителей, а также основные правила передачи сведений, составляющих государственную тайну организациям или гражданам, другим государствам.

ФЗ РФ «О безопасности» определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности РР[22].

ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[23] хотя и не содержит специальных правил, посвященных защите государственной тайны, но включает целый ряд норм, имеющих к ней непосредственное отношение. В частности, в нем раскрываются понятия информации, конфиденциальной информации, вопросы защиты информации и т. д.

Некоторые законы устанавливают особенности обращения сведений, составляющих государственную тайну в той или иной области, либо регулируют частные вопросы, связанные с обращением таких сведений. Так, например:

- Кодекс РФ об административных правонарушениях[24] содержит нормы, устанавливающие меры административной ответственности за нарушения установленных правил в сфере обращения государственной тайны, а также порядок производства по делам об административных правонарушениях в этой области;

- Уголовный кодекс РФ[25] - уголовную ответственность за преступления в этой области;

- ФЗ РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[26] - основания временного ограничения права на выезд из РФ в связи ознакомлением лица со сведениями, составляющими государственную тайну, особой важности или совершенно секретными, а также особенности оформления паспорта гражданину РФ лицам, имеющим (имевшим) допуск к таким сведениям;


- ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»[27] и ФЗ РФ «О внешней разведке»[28] содержат отдельные положения, касающиеся особенностей защиты государственной тайны при осуществлении соответствующих видов деятельности.

Все указанные законы образуют единую систему законодательно-нормативного регулирования общественных отношений в сфере защиты государственной тайны.

4. Подзаконный уровень законодательно-нормативного регулирования защиты государственной тайны.

Следующий, четвертый по счету уровень законодательно-нормативного регулирования, включает в себя подзаконные акты. Среди этих актов можно выделить несколько подгрупп.

На первом месте в иерархии этих актов находятся указы Президента РФ. Сюда следует отнести, к примеру:

- Указ Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»[29];

- Указ Президента РФ «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны»[30].

Кроме этого, Президент РФ утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, которые отнесены к органам защиты государственной тайны.

Второе место принадлежит подзаконным актам Правительства РФ. Среди них, прежде всего, необходимо выделить:

- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»[31];

- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности»[32];

- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или Международным организациям»[33].

Третье место принадлежит решениям высших судебных органов - Верховного Суда РФ, а также актам Генеральной прокуратуры РФ.

Точно также, как и в отношении решений Конституционного Суда РФ, вопрос о возможности отнесения к источникам права решений названных органов РФ до настоящего времени в теории российского права является дискуссионным. В последние годы все чаще высказывается мнение о том, что отдельные решения высших судебных инстанций в нашей стране де-факто являются источниками права[34]. Такая точка зрения основывается на том, что высшие судебные органы по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров наделены правом - давать разъяснения по вопросам судебной практики. При этом они обобщают судебную практику, анализируют большие массивы судебных дел. Это, несомненно, повышает практическую ценность сделанных выводов. Более того они имеют руководящий характер, который проявляется в том, что все иные звенья судебной системы обязаны руководствоваться ими при решении соответствующих дел. Тем самым такие решения высших судебных инстанций близки по своему содержанию к источникам права.


Четвертое место среди подзаконных актов занимают ведомственные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и других ведомств.

Такие акты издаются многими федеральными органами исполнительной власти по вопросам, связанным с порядком выезда за пределы РФ государственных служащих и работников, осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, выплаты ежемесячных процентных надбавок работникам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, а также по другим частным вопросам защиты государственной тайны, имеющим отношение только к этим органам. Кроме того, руководители ряда федеральных органов исполнительной власти наделены правом - издавать ведомственные перечни сведений, подлежащих засекречиванию[35].

Особое место среди ведомственных источников права принадлежит решениям Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Она разрабатывает различные рекомендации, типовые документы, положения. Значительная часть из них направлена на то, чтобы решить имеющиеся проблемы в сфере защиты государственной тайны, которые остались за рамками законодательно-нормативного регулирования.

Несмотря на то, что подзаконные акты четвертого уровня занимают нижний уровень в иерархии законодательно-нормативного регулирования защиты государственной тайны, по значимости они стоят далеко не на последнем месте. Именно в этих актах заложен сам механизм защиты государственной тайны.

Вывод по главе 1.

Государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. В научной литературе большинство авторов дают определение государственной тайны, схожее с законодательным. Однако часть исследователей не в полной мере соглашаются с ним.

Основную роль в создании правовых механизмов защиты государственной тайны играют органы государственной власти РФ. Защита государственной тайны включает в себя в качестве необходимого компонента такую процедуру, как допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне. Защита государственной тайны также включает в себя наличие сертификатов на средства защиты информации, удостоверяющие их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент РФ, Правительство РФ в пределах установленных полномочий.


В настоящее время действует многоуровневая структура законодательно-нормативного регулирования защиты государственной тайны, которая включает в себя четыре основных уровня:

1. Конституционный уровень составляют, прежде всего, нормы Конституции РФ.

2. Международно-правовой уровень включает межгосударственные, межправительственные и межведомственные договоры, различные соглашения, которые затрагивают межгосударственные отношения в сфере защиты государственной тайны.

3. Законодательный уровень включает федеральные законы, основными из которых являются: ФЗ РФ «О государственной тайне», ФЗ РФ «О безопасности», ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и пр.

4. Подзаконный уровень включает:

- указы Президента РФ;

- постановления Правительства РФ;

- решения высших судебных органов;

- акты федеральных органов исполнительной власти и других ведомств.

Последние значительные изменения в области законодательно-нормативного регулирования защиты государственной тайны коснулись совершенствования административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в этой области. С момента принятия ФЗ РФ «О государственной тайне» начал иметься ряд проблем в данной сфере. Часть из них получила свое логическое решение в рамках совершенствования законодательства, другая часть хотя и не была решена, но обозначена правоведами и ожидает своего решения.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ


2.1. Использование в законодательно-нормативной базе защиты государственной тайны терминов, характерных для предшествующих периодов развития права

Одной из проблем законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны является использование в нем терминов, характерных для предшествующих периодов развития права. Так, регламентируя допуск юридических лиц на основе специального разрешения, законодатель оперирует оборотом «предприятия, учреждения, организации», например, в ст. 2 ФЗ РФ «О государственной тайне».

Гражданское же право всех юридических лиц характеризует через понятие «организации», например в ч. 1 ст. 48, ст. 50 Гражданского кодекса РФ. Предприятие употребляется Гражданским кодексом РФ лишь в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также имущественного комплекса. Учреждением, как известно, признается одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Таким образом, уместны следующие вопросы:

- о причинах выбора среди множества возможных организационно-правовых форм предприятий и учреждений;

- о необходимости перечисления организационных форм юридических лиц при условии, что категория «организация» охватывает весь их спектр.

Причины существующей ситуации видятся в использовании правовой терминологии советского периода. Учитывая требования юридической техники и состояние современного права, предлагается из текста ФЗ РФ «О государственной тайне» исключить слова «предприятия», «учреждения» и ограничиться указанием на организацию как субъект правоотношений.

Следующий момент. Известно, что при принятии ФЗ РФ «О государственной тайне» традиционно используемая в советский период для служебной тайны степень «Секретно» была отнесена законодателем к степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну. В.Н. Верютин верно подметил, что у этого решения имеются положительные и отрицательные последствия. Положительным представляется, что это позволило сохранить от бесконтрольного распространения огромный массив ценной государственно значимой информации, а отрицательным - многократное и не всегда обоснованное увеличение объема сведений, защищаемых в режиме государственной тайны[36].

Потребности гармонизации законодательства в свете региональных интеграционных процессов требуют исследования разумности дальнейшего сохранения существующей системы и возможности использования понятия «государственные секреты», т. к. нормативные правовые акты большинства государств - участников СНГ (Казахстан, Кыргызская Республика, Узбекистан, Туркменистан, Беларусь) содержат вместо термина «государственная тайна» определение «государственные секреты». Последнее определение признается специалистами - правоведами более емким, чем «государственная тайна», в связи с чем предлагается его внедрение в действующее законодательство РФ.