Файл: Особенности коммуникаций в организации (на примере организации ЦТО и РАТ «Авиастар – Техник»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На четвертый вопрос 8 человек ответили «А», 4 предпочли вариант «Б», оставшиеся 8 выбрали «В».

Рисунок 2.4. Как Вы общаетесь с вышестоящими по организационной структуре сослуживцами?

Опрос в очередной раз отразил проблему соотношения формальных и неформальных моделей общения во внутриорганизационных коммуникациях. Категорическое нежелание такого большого количества людей лишний раз без производственной необходимости контактировать с вышестоящими коллегами, заставляет задуматься о психологических аспектах отношений власти-подчинения в организации, здесь могут играть роль такие факторы, как злоупотребление полномочиями со стороны наделенных властью сотрудников и, соответственно, плохая психологическая атмосфера в коллективе.

С другой стороны, также большой количество сотрудников отмечают что привыкли общаться с непосредственным начальством «без лишних формальностей». Такая «свобода нравов» может негативно сказаться на производственных вопросах. Прикрываясь хорошим отношением со стороны руководства, люди могут недостаточно добросовестно исполнять свои должностные обязанности, надеясь на то. Что им все сойдет с рук. Возможно так и происходит в некоторых подразделениях организации.

Менее половины сотрудников ответили на пятый вопрос так, а именно 7 человек, ответили «А», 10 выбрали вариант «Б», 3 сотрудника предпочли вариант «В».

Рисунок 2.5. Как Вы поступаете, когда Вам необходима какая-либо информация или содействие со стороны Вашего коллеги?

Такое распределение голосов свидетельствует о неблагоприятном психологическом (и, соответственно, коммуникационном) климате в организации. Причин тому может быть две: во-первых, возможны проблемы с излишней бюрократизацией рабочих контактов в некоторых подразделениях (ответ «Б»), во-вторых, дело может быть в нездоровых отношениях в коллективе, в отсутствии взаимопонимания и взаимопомощи (ответ «В»).

В целях наиболее эффективного осуществления функций управления в организации информация в ней должна свободно перемещаться по вертикали и по горизонтали, работники должны иметь возможность незамедлительно получать доступ к информации, необходимой им для осуществления непосредственных служебных обязанностей. Отсутствие необходимой информации у работника в определенный момент чревато серьезными проблемами для всей организации.

На шестой вопрос сотрудники ответили следующим образом: вариант «А» выбрали 6 работников, 8 выбрали ответ «Б», еще 6 ответили «В».


Рисунок 2.6. Испытываете ли Вы проблемы при общении с непосредственным начальством?

Очевидно, что большинство работников время от времени или систематически испытывают трудности в области восходящих внутрифирменных коммуникаций. Такое положение дел не способствует эффективной работе, выполнению производственных заданий, осуществлению непосредственных должностных обязанностей.

Для успешной работы служащим постоянно необходимо получать своевременную информацию от непосредственного или вышестоящего начальства, оперативно корректировать свою деятельность, согласуя ее с оценками и требованиями руководителя. Отсутствие у подчиненного возможности вовремя проконсультироваться с начальством приводит к снижению общей успешности деятельности отдела и всего предприятия в целом, а также к тому, что некоторая информация не доходит вовремя до руководителя, что снижает эффективность его деятельности как управленца.

Большинство опрошенных на седьмой вопрос ответили «А» – 12 человек, еще 6 ответили «Б», вариант «В» выбрали 2 человека.

Рисунок 2.7. Какими каналами Вы чаще всего пользуетесь для осуществления коммуникаций с коллегами?

Очевидно, что работники привыкли к коммуникациям «по старинке». Тому причиной может быть нежелание работников осваивать новые коммуникации, либо недостаточная оснащенность рабочих мест современными средствами связи и коммуникации.

Личные коммуникации имеют ряд неопровержимых достоинств. Это, прежде всего, возможность обратной связи, а также то, что при общении лицом к лицу коммуницирующие персоны имеют возможность получать информацию не только через слова, но и по невербальным каналам, то значительно повышает эффективность коммуникационного процесса. Однако не всегда такое общение возможно, например, в силу территориальной удаленности объектов коммуникаций.

Если все же предпочитать исключительно личные встречи для осуществления организационных коммуникаций, то неизбежны такие проблемы, как излишние затраты рабочего времени, неоперативность поступающей информации – новости успевают устареть, пока у заинтересованных сотрудников появится возможность встретиться.

На восьмой вопрос более половины опрошенных – 12 сотрудников – ответили «А», 3 человек сказали «Б», 5 честно ответили «В».

Рисунок 2.8. Когда Вы передаете коллеге какую – то информацию или запрос, как это происходит?

Отсутствие у большинства опрошенных желания и стремления к установлению обратной связи ни к чему хорошему не может привести. Не потратив достаточно времени и внимания на то, чтобы убедиться, правильно ли понята информация, передаваемая сотрудником своему коллеге, он рискует быть неправильно понятым. Это неизбежно ведет к всевозможным искажениям информации в результате ее дальнейшего применения, а также в целом – к проблемам в деятельности подразделения, что отражается на работе всего предприятия.


В то же время, трата рабочего времени на личные разговоры также крайне негативно отражается на эффективности коммуникаций. Во-первых, «заболтавшись» о личных делах, сотрудник передающий какую-то информацию может допустить неточность в изложении, вместе с тем, сотрудник получающий информацию, может искаженно ее воспринять. Далее, время, предназначенное для решения рабочих вопросов, связанных с непосредственной трудовой деятельностью работника, тратится на личные беседы, а, следовательно, производственные вопросы остаются без внимания. Ну и, наконец, нельзя не учитывать того факта, что в таких неформальных беседах на рабочем месте рождаются и распространяются самые невероятные и губительные слухи.

На девятый вопрос сотрудники ответили так: 8 респондентов ответили «А», 11 выбрали вариант «Б», 1 сотрудник ответил «В».

Рисунок 2.9. Всегда ли Вы внимательно слушаете то, что излагают Вам коллеги или начальник: будь то информация о корпоративных нововведениях, или очередное производственное задание?

Неумение эффективно слушать и слышать важную информацию, которое проявляется у 12 из 20 опрошенных сотрудников, может привести к серьезным проблемам в организации. На работе концентрация внимания на производственных вопросах необходима и обязательна. Это важнейшее качество, которым должен обладать эффективно работающий специалист, вне зависимости от характера выполняемой им работы. Отсутствие сосредоточенности при обмене информацией по производственным вопросам может привести к разного рода искажениям, которые, в свою очередь, негативно скажутся на работе предприятия.

Сотрудник, выбравший третий вариант ответа на предложенный вопрос либо крайне дезорганизованная личность, не обладающая достаточными личными качествами для эффективной работы в современных условиях, либо человек, глубоко неудовлетворенный своей работой, поскольку концентрировать внимание на том, что вызывает психологическое отторжение невозможно, да и не эффективно. Кроме того, возможно у человека есть серьезные личные проблемы, забота о решении которых оттягивает на себя внимание работника в том числе и в рабочее время.

Причиной невнимательности работников к рабочим вопросам может также быть недостаточная мотивированность и заинтересованность их в результатах конкретных трудовых операциях.

На десятый вопрос сотрудники распределили ответы так: Ответ «А» выбрали 9 респондентов, вариант «Б» предпочли 4 сотрудника, вариант «В» пришелся по душе 7 из опрошенных работников предприятия.


Рисунок 2.10. По каким причинам у Вас чаще всего происходит недопонимание с коллегами?

Очевидно, что так называемые коммуникационные барьеры представлены в организации в широком спектре. Причина семантических препятствий может лежать либо в плоскости несоответствия культурного развития и групповой принадлежности, либо в различиях уровня образованности. Также не способствуют эффективному обмену информацией профессиональные различия – специалист экономического отдела пользуется профессиональной терминологией, которая значительно отличается от рабочего жаргона инженера-производственника.

Невербальные каналы мешают эффективности коммуникаций, поскольку люди не хотят обращать внимание и учиться понимать язык тела. Люди зачастую слишком заняты своими проблемами, чтобы обращать внимание на невербальные сигналы в большом количестве исходящие от собеседника.

Кроме того, отсутствие навыков эффективного слушания, как уже подчеркивалось выше, также является серьезной проблемой в организационных коммуникациях. Не проявляя достаточно внимания и собранности по отношению к организационной информации, работники тем самым создают условия для искажений и неточностей, которые мешают нормальной работе предприятия.

На одиннадцатый вопрос респонденты ответили следующим образом: ответ «А» выбрали 10 из опрошенных, вариант «Б» предпочли 7 опрошенных, ответ «В» выбрали 3 человека, злостных сплетников в организации не оказалось.

Рисунок 2.11. Случалось ли Вам участвовать в генерации и распространении заведомо ложной или крайне сомнительной информации – организационных слухов?

Довольно высокий показатель активности «сарафанного радио» в организации. Это не способствует повышению эффективности коммуникационного процесса. Безусловно, известны случаи целенаправленного распространения слухов для достижения определенных целей организации. Но это отдельный разговор.

Руководитель может воспользоваться таким неординарным способом нормализации ситуации в организации с большой аккуратностью, да и то не во всех случаях. Неконтролируемые же неформальные коммуникации, а именно – слухи, в большом количестве сопровождающие любое организационное событие, причина пересмотреть базовые принципы управления информационными потоками в организации.

Несмотря на то, что по результатам исследований большая часть информации, распространяемой по неформальным каналам, оказывается на поверку истинной, слухи, тем не мене, способны крайне негативно сказаться на деятельности работников. Не говоря уже о том, что кулуарные разговоры и сплетни занимают значительную часть рабочего времени недобросовестных работников, отвлекая внимание персонала от исполнения непосредственных трудовых обязанностей.


На двенадцатый вопрос сотрудники ответили так: вариант «А» отметили 9 респондентов, вариант «Б» оказался близок 10 респондентам, лишь 1 сотрудник ответил «В», считая, очевидно, что его не могут коснуться никакие даже самые серьезные перемены.

Рисунок 2.12. Как Вы считаете, оказывает ли частая смена руководства в Вашей организации какое-либо значимое влияние на протекание и эффективность коммуникационного процесса?

Равнодушие единственного из 20 опрошенных сотрудников к вопросам организационных реформ и революций говорит либо о его абсолютной уверенности в своем профессионализме, либо о совершенно неактивной жизненной и социальной позиции. Он определенно одиночка по жизни и в карьере. Коммуникации с таким индивидом в организационной среде не всегда эффективны. Такое отношение к своей организации не совсем правильное, на мой взгляд.

Но намного опаснее впадать в другую крайность – поддаваться массовой истерии, считая, что с приходом нового начальника все сразу попадают под пристальное изучающее внимание, целью которого уволить всех и вся. Чаще всего новый руководитель оставляет большинство старых работников на их рабочих местах, если конечно они не доказывают каким-то образом свою абсолютную некомпетентность и профнепригодность. Однако опрос показал, что далеко не все работники способны сохранять самообладание в условиях нестабильности в организации и продолжать эффективно работать, несмотря ни на какие изменения.

На тринадцатый вопрос ответы распределились следующим образом: вариант «А» не выбрал ни один работник, вариант «Б» отметили 12 из опрошенных, ответ «В» выбрали 8 сотрудников предприятия.

Рисунок 2.13. Устраиваются ли в вашей компании корпоративные праздники, вечеринки?

Результаты опроса работников по данному вопросу явно свидетельствуют о разрозненности, разобщенности коллектива. Общение в неформальной обстановке – мощный сплачивающий фактор. Кроме коммуникаций в рамках непосредственной производственной деятельности между работниками должно присутствовать и неформальное, чисто человеческое общение. Однако оно не должно отнимать рабочее время, поэтому так важны корпоративные мероприятия. Их отсутствие не только не дает с возможности пообщаться без рабочих условностей, связанных с их работой в разных отделах, а также с отношениями власти-подчинения в организации, но и показывает нежелание руководства заботиться о своих подчиненных. Это в конечном итоге приводит к снижению мотивации персонала, а также препятствует установлению между работниками нормальных деловых коммуникаций в рабочее время.