Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятие об эмоциональных состояниях человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интересно, что исследования людей, принадлежащих к разным национальностям и культурным традициям, показали, что основные эмоции (гнев, страх, счастье, удивление, печаль, отвращение) одинаково проявляются и узнаются в обществах с различной культурой и традициями.

Даже в условиях, затрудняющих наблюдение, например на большом удалении, проявляется универсальность механизма распознавания эмоций. Это доказывает, что лицевая экспрессия основных эмоций обеспечивается врожденными нейронными программами. Процент совпадения оценок лицевых эмоциональных шаблонов у представителей разных национальностей составил около 80%, несколько меньше он оказался у японцев (65%).

Генетическая обусловленность реакций лицевых мышц, выражающих эмоциональные переживания, подтверждается ранним созреванием их двигательных комплексов. Все мышцы лица, необходимые для выражения эмоций, формируются у плода уже к15-18-й неделе жизни. А к 20-й неделе у эмбриона можно наблюдать мимические реакции. К моменту рождения ребенка механизм лицевой экспрессии уже полностью сформирован и может быть использован в общении.

На врожденный характер мимики указывает и ее сходство у слепого и зрячего младенцев. Но с возрастом у слепорожденного ребенка реактивность лицевых мышц угасает. Лицо человека и даже его схематическое изображение–это значимый стимул для новорожденного. Об этом можно судить по длительности его фиксации глазами, по частоте обращения внимания на него, по появлению вегетативного компонента ориентировочного рефлекса (снижению частоты сердечных сокращений).

В опытах было установлено, что младенец предпочитает рассматривание человеческого лица любому другому предлагавшемуся стимулу (изображению различных животных, шахматной доске и др.) [Данилова Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 368 с.].

Вывод по главе 3.1. Лицевая экспрессия – один из важнейших процессов, в котором проявляется эмоциональное состояние и который служит средством невербальной коммуникации. Значение лицевой экспрессии обусловлено тем, что 45% информации об эмоциях воспринимается через зрительный анализатор.

Реакция лицевых мышц на эмоциональные переживания обусловлена генетически. Хорошо заметно значение лицевой экспрессии, как средства невербальной коммуникации, у новорожденных младенцев, обращающих на человеческие лица гораздо больше внимания, чем на другие зрительные стимулы. У взрослых людей, независимо от национальных и культурных особенностей, распознавание основных (базовых) эмоций по лицевой экспрессии в значительной степени совпадает.


3.2 Методы измерения лицевой экспрессии

Наиболее широко известны и используются два метода распознавания и измерения лицевой экспрессии: (1) идентификация эмоции по выражению лица и (2) регистрация электрической активности мимических мышц, по паттерну (схеме) которой определяют эмоцию.

Техника идентификации эмоций по выражению лица (Facial Affect Scoring Technique – сокращенно “FAST”) разработана в 1970-х годах в Калифорнийском университете П. Экманом и его коллегами. В рамках этой техники был составлен атлас фотографий с эталонами лицевой экспрессии для 6 основных эмоций: гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости (для всех - в статической форме). Фотоэталон для каждой эмоции представлен тремя фотографиями для трех уровней лица: для бровей - лба; глаз - век и для нижней части лица. Кроме того, представлены варианты с учетом разной ориентации головы и направления взгляда. Т.е., используя FAST, действуют подобно составлению фоторобота преступника и таким образом пытаются определить эмоцию.

Второй метод оценки эмоций разработан также П. Экманом, совместно с У. Фризеном, в 1978 г. Он называется «система кодирования активности лицевых мышц» (Facial Action Cоding System – сокращенно “FACS”). Метод FACS основан на подробных данных о строении лицевых мышц, выделена 41 двигательная единица, из них составлено 24 паттерна (схемы) реакций отдельных мышц лица и 20 паттернов реакций групп мышц – например, вовлеченных в процесс покусывания губ. Схема стандартного отведения электрической активности основных мышц лица показана на рис. 2. [Данилова Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 368 с.].

П. Экман разработал нейрокультурную теорию эмоций, которая учитывает как врожденный характер лицевой экспрессии, так и влияние культурных и национальных традиций и на выражение, и на распознавание эмоций. Эта теория предполагает, что экспрессивные проявления шести основных (базисных) эмоций - счастья, гнева, страха, печали, удивления, отвращения - достались человеку в наследство от приматов.

Таким образом, эти эмоции и не зависят от культурных традиций, в которых человек воспитывался, они универсальны для любой культуры. Все люди одинаково используют мышцы своего лица при переживании этих эмоций. Каждая из них связана с определенной, фиксированной в генетической памяти, программой движений мимических мышц [Данилова Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 368 с.].


Рис.2. Расположение электродов при исследованиях активности мимической мускулатуры. Цифрами обозначены мышцы, электрическую активность которых регистрируют [Данилова Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 368 с.].

Интересно, что П. Экман и У. Фризен установили, что американцы и японцы, просматривая фильмы стрессового содержания, одинаково выражают свои эмоции, если рядом с ними нет соотечественников, и по-разному - в их присутствии. Т.е. наличие социального контроля включает действие принятых в соответствующем обществе правил проявления эмоций. Японцы сильнее маскируют свои негативные эмоциональные переживания, демонстрируют преувеличенно позитивное отношение к событиям.

Существование «механизма социального контроля эмоций» доказывают так называемые кратковременные выражения лица, увидеть которые позволяет видеосъемка. Неконтролируемые человеком эмоциональные реакции на стресс длятся 1/8-1/5 сек, а затем сменяются «обычным» выражением лица, в соответствии с нормами, принятыми в этой социальной среде. Современные технологии (в частности, появившиеся в последние годы Google-glasses) позволяют с довольно высокой степенью точности обнаруживать эти реакции в «реальном времени», например в процессе интервью при найме на работу).

Таким образом, в социальной ситуации человек демонстрирует эмоции, подчиняясь принятым в обществе правилам, разрешающим или запрещающим демонстрацию определенных эмоций и регулирующим степень их проявления. Так, уровень демонстрации эмоции, приемлемый для футбольного матча или рок-концерта, считается неприемлемым для концерта классической музыки, хотя фактически уровень переживаемых человеком эмоций может быть одинаковым. Т.е. люди часто искусственно ослабляют или усиливают переживаемые ими эмоции.

Вывод по главе 3.2. В главе рассмотрены два метода распознавания и измерения лицевой экспрессии: идентификация эмоции по выражению лица и регистрация электрической активности мимических мышц. В первом случае (техника “FAST”) используется специально разработанный атлас фотографий с эталонами лицевой экспрессии для 6 основных эмоций (гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости). При распознавании эмоции сопоставляют выражение лица человека с фото, приведенными в атласе.

Второй метод (“FACS”) основан на данных о строении лицевых мышц, составлены паттерны (схемы) реакций отдельных мышц лица и групп мышц, с которых снимают данные об электрической активности, чтобы зафиксировать проявление эмоции. Установлено, что на степень проявления эмоций влияет «социальный контроль», т.е. принятые в данном обществе правила проявления эмоций. Таким образом, люди часто сдерживают проявление эмоций, что мешает правильно оценить их состояние.


3.3. Корреляция активности лицевых мышц и эмоций

П. Экман и У. Фризен исследовали корреляцию (взаимосвязь) активности мышц лица с различными эмоциями во время просмотра испытуемыми видео приятного содержания (играющий щенок, океан, горилла в зоопарке) и неприятного (инциденты с авариями, травмами). После просмотра каждого сюжета испытуемые должны были ранжировать свои эмоции по 9 шкалам (счастья, гнева, страха и др.). Была обнаружена положительная корреляция переживания «счастья» только с активностью большой скуловой мышцы. Чем сильнее активность этой мышцы, тем выше уровень субъективной оценки переживаемого «счастья» при просмотре приятного фильма.

При этом активность других мышц лица и даже тех, которые принимают участие в улыбке, не коррелировала с ощущением «счастья». Авторы пришли к выводу, что по активности большой скуловой мышцы можно предсказывать появление положительного эмоционального переживания. Чем выше была ее активность, тем о более интенсивном позитивном переживании сообщал человек [Данилова Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова.- М.: Аспект-Пресс, 2012. - 368 с.].

П. Экман и У. Фризен попытались найти паттерн двигательных реакций лица, соответствующий искренней улыбке. Они исходили из идеи, впервые высказанной Даченом (Duchenn) о том, что улыбка радости морфологически должна отличаться от других типов улыбок: социальной, политической, маскирующей. Исследовав активность мышц лица во время различных улыбок, они установили, что искреннее выражение счастья, радости сочетается с комбинированной активацией двух мышц: уже упомянутой выше большой скуловой мышцы и круговой мышцы глаза, которая с трудом подчиняется волевому контролю.

Исследования подтвердили, что большинство людей действительно не способны осознанно сокращать круговую мышцу глаз и что во время позитивных переживаний обязательно активируются большая скуловая мышца, поднимающая уголки губ кверху, к скулам, и наружная часть круговой мышцы глаза, которая поднимает щеку и собирает кожу вовнутрь глазной впадины. Такая улыбка искренней радости получила название «улыбка Дачена». Только улыбка Дачена положительно коррелирует с субъективным отчетом о переживании счастья и ростом электроэнцефалографической активации в левой фронтальной коре (признак появления положительной эмоции). Так, 10-месячный ребенок на приближение матери часто реагирует улыбкой Дачена, а на приближение незнакомца - гораздо реже.


У взрослых улыбка Дачена возникает, когда они воспринимают юмор. У взрослого человека при просмотре забавного фильма искренняя улыбка появляется чаще, чем другие типы улыбок (социальная, политическая, маскирующая). Интересно, что после успешного курса психотерапии у пациентов усиливается улыбка Дачена, но не другие типы улыбок [Данилова Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 368 с.].

Люди, у которых обнаруживается слабая активность большой скуловой мышцы, как правило, сообщают о меньших переживаниях счастья по сравнению с теми, у кого активность этой мышцы усилена. Использование системы FACS показало, что во время отрицательных эмоций (гнев, страх, отвращение, печаль) активируется около 41% всех мышц лица. Люди, демонстрирующие низкую активность мышц лица при просмотре видео с шокирующим эпизодом, характеризуются более слабыми отрицательными переживаниями по сравнению с теми, у кого лицевая экспрессия выражена активнее.

Кроме того, выделены три мышцы, активность которых усиливается при переживании эмоции отвращении: одна поднимает центральную часть верхней губы, другая поднимает и напрягает крылья носа, а третья усугубляет носогубную складку.

При депрессии отмечено ослабление активности лицевых мышц, которые связаны с эмоцией «счастья» (в первую очередь – скуловой мышцы), и, напротив, - усиление активности мышц, реагирующих на переживание эмоции «печали». Эффективное лечение таких пациентов (лекарствами или плацебо) вызывает нормализацию мышечной активности лица. Обнаружение этой связи депрессии с активностью лицевых мышц - очень важно для выявления людей, склонных к развитию депрессии. Т.е., специалисту, для своевременной диагностики у пациента депрессии, следует обращать внимание на активность лицевых мышц, в совокупности с другими симптомами.

Установлено, что женщины в целом показывают более интенсивную лицевую экспрессию по сравнению с мужчинами. При этом у них мышца нахмуривания более активирована как во время представления отрицательных эмоциональных ситуаций, так и в состоянии покоя. Эти факты согласуются с тем, что депрессия у женщин регистрируется чаще, чем у мужчин. На эмоциональные переживания достаточно четко указывает соотношение активности большой скуловой мышцы и мышц нахмуривания, чем сильнее напряжены последние, тем сильнее человек погружен в состояние «печали».

По паттерну (схеме, отражающей напряжение и расслабление) трех лицевых мышц - скуловой (лат. Musculus zygomaticus - Z), нахмуривания (Musculus corrugator - C) и жевательной (Musculus masseter- M) - можно отличить 4 эмоции (печаль, гнев, радость, страх). Схематично эти паттерны представляют так: печаль (Z↓, C↑), гнев (Z↓, C↑, M↑), страх (Z↓, C↓), радость (Z↑, C↓, M↑). Таким образом, все отрицательные эмоции сочетаются с подавлением активности большой скуловой мышцы, а во время радости ее тонус усиливается. Активность мышцы нахмуривания возрастает вовремя гнева и печали и падает при страхе и радости. Жевательная мышца активируется во время гнева и радости и не реагирует вовремя печали и страха [Данилова Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 368 с.].