Файл: Проведение маркетингового исследования на рынке товаров потребительского назначение (Понятие маркетингового исследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При детальном изучении организации питания школьников на территории Ульяновской области, было установлено, что уменьшение объема порции в предлагаемом меню было вследствие того, что питание школьников не дотируется из средств местного бюджета (кроме детей из многодетных семей, обучающихся - кадетов МБОУ «Основная общеобразовательная школа 7», МБОУ «Гармония»), а оплачивается родителями. Особенности питания школьников и возможные проблемы с качественным и количественным содержание рационов детей во время пребывания в школе большинство опрошенных родителей (68%) связывают с материальным достатком семьи. На сегодняшний день родители не готовы оплачивать двухразовое питание детей (приготовленное в соответствии с требованиями санитарного законодательства), которое обходится младшему школьнику около 90 руб./сут- ки, школьникам среднего и старшего звена - около 110 руб./ сутки, так и полноценный горячий завтрак стоимостью (в зависимости от возраста) от 60 до 80 руб./сутки. Стоимость горячих завтраков с заниженным весом порций для всех обучающихся в среднем в школах составляет 35-40 руб./ сутки, буфетной продукции - 15 руб./сутки. Горячие обеды получают только школьники младших классов, посещающие группы продленного дня, кадеты МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7», МБОУ «Гармония». Увеличение объема порций ведет к удорожанию питания, что приводит к снижению охвата горячим питанием школьников по разработанным комплексным меню, происходит замена горячего питания буфетной продукцией. Отсутствие дотации на питание всем школьникам в совокупности с материальными возможностями семьи, можно отнести к одному из факторов риска, определяющих отказ от приёма пищи в школе.

В 2008 г., до реализации федерального проекта по модернизации питания в школах, нами были изучены причины отказа от организованного питания в школах города. Так как школьники младших классов питались в 100% случаев в школьной столовой, изучено питание более старших школьников, в возрасте 11-17 лет. Выявлено, что основной причиной отказа от приема пищи в столовой среди школьников этого возраста являлся организационно-временной фактор, т.е. очередь в столовой, недостаточность времени на переменах. Было установлено, что администрация школ сокращала время перемен, необходимое для питания с 20 до 10 мин [18]. С помощью метода «распознавания образов» были изучены и ранжированы по значимости факторы, определяющие отказ от приёма пищи учащимися среднего и старшего звена в школьных столовых до проведения санитарно- гигиенических мероприятий на пищеблоках. Как видно из таблицы 2, к определяющим факторам можно было отнести организационно-временной фактор (ВИ=12,9), достаточность материальных средств (ВИ=3,25), собственную неорганизованность (ВИ=2,5), возраст школьников (ВИ=2,3), низкие вкусовые качества блюд (ВИ=1,3) [18].


Проведенные исследования в 2015 г. показали, что во всех школах обучение проводится в 2-е смены, занятия в первую смену начинаются в 8.00 ч. Для организации горячего питания выделены 2 перемены по 20 мин. В первую смену - после второго и третьего уроков (в 9.35 час. и 10.40 час.) и во вторую смену - после первого и второго уроков (в 14.45 час. и 15.50 час.), когда питаются учащиеся 1-4 и 5-8 классов. Для учащихся 9-11 классов, которые обучаются весь учебный год в первую смену, выделено время после четвертого урока (в 11.45 час.), продолжительность перемены составляет 10 мин. Если учесть, что большая часть подростков 9-11 классов (68%) не завтракают дома перед школой, то к этому периоду времени, школьники испытывают голод. Физиологический перерыв между последним вечерним и утренним приемом пищи практически составляет более 14 ч, что естественно неблагоприятно будет отражаться на состоянии здоровья школьника.

Требования по количеству перемен и их продолжительности при организации питания школьников регламентируют санитарные правила: СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» и СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Однако, в силу того, что школьные обеденные залы не могут вместить всех питающихся детей на выделенных 2-х переменах по 20 мин, фактически старшеклассники 9-11 классов не успевают питаться в школьной столовой за 10 мин. Поэтому, независимо от проведенных мероприятий по улучшению качества питания в школах, старшеклассники вынуждены в основном питаться самостоятельно через раздачу буфетной продукцией. Организационно-временной фактор, как один из факторов риска причин отказа от приема пищи в столовой остался не решенным.

Проведенный анализ охвата питанием школьников в образовательных учреждениях в динамике за период 2004-2015 гг., выявил положительную тенденцию в охвате школьников горячим питанием: количество детей потребляющих горячее питание в школах увеличилось в 2,2 раза: с 37% в 2004 г. до 82,5% в 2015 г.

При изучении организации питания установлено, что количество школьников, получавших в школе горячее питание в 2016/2015 учебного году (среднемесячные показатели за учебный год), составило 8862 человек. Из них 7439 детей получали горячие завтраки, 1423 - горячие завтраки и обеды. Помимо этого, 1776 школьника питались только буфетной продукцией, 100 школьников во время пребывания в школе не питаются.


Удельный вес школьников, питающихся буфетной продукцией, за период 2004-2015 гг. снизился на 18,5% (в 2,1 раза): с 35% в 2004 г. до 16,5% в 2015 г. После проведения реконструкции пищеблоков в 2016 г. увеличилось количество школьников, охваченных горячим и буфетным питанием, и составило в настоящее время 99%.

Как показали результаты исследования, все школьники младшего школьного звена в возрасте 7-10 лет (100%) организованно получали горячие школьные завтраки в школьных столовых. Результаты опроса родителей показали, что в 100% случаев они отдавали предпочтение организованному питанию их детей в школьной столовой, а не питанию в буфете или продуктами, взятыми из дома. При переходе школьников в среднее звено, т.е. в 5-й класс, процент охвата детей горячим питанием уменьшался (78%). Из них организованно питались в столовой 33% учащихся. Самостоятельно выбирали пищу в школьной столовой - 62% подростков, 5% приобретали продукты в киосках системы быстрого питания. Среди учащихся в возрасте 14-18 лет только 64% питались в школьных столовых: из них организованно через систему предварительных заказов по ассортиментному перечню свободного выбора - 36% школьников, а 64% подростков самостоятельно выбирали пищу в буфете. Питаться блюдами, входящими в комплексы горячих завтраков, старшеклассники отказываются, предпочитая делать самостоятельный выбор.

По результатам опроса школьников было установлено, что во время пребывания в школе питаются в столовой комплексно, по альтернативному меню или буфетной продукцией около 91% учащихся, 9% школьников не посещают школьную столовую, а значит и не питаются. Из ответов родителей на вопрос «Питается ли Ваш ребенок в школе?» - 79% родителей ответили, что питаются «постоянно», 14% ответили «иногда питаются», 7% - «не питаются». При сравнении ответов учащихся и их родителей можно сделать вывод, что родители недостаточно осведомлены о питании детей в стенах школы. При этом только 95,4% из числа опрошенных родителей контролируют финансовые расходы на питания детей в школе, 4,5% родителей этим не интересуются. Опрос родителей показал, что большинство из них заинтересованы не только в контроле денежных средств, выделяемых ими на питание в школьной столовой, но и в контроле организации горячего питания в образовательном учреждении, где обучается ребёнок. По мнению родителей, наиболее качественно организовано питание детей в шести из 16 школ города; в трех школах, родители указывают на однообразное питание. Проводят ежедневный «опрос своего ребенка» о питании в школе (выбор блюд, вкусовых качествах приготовленной продукции) - 70,6% родителей, 22% - «интересуются меню» на сайтах школ, 1,2% - обращают внимание на «выход блюд по меню», 6,2% - не контролируют питание детей в школе. При этом, только 76,7% родителей «устраивает» качество и организация питания в школе, 23,3% - «не устраивает». Среди причин, по которым качество и организация питания в школе «не устраивает» родителей, на первом месте - «однообразие в меню» (8%), на втором - «нехватка времени на питание» (6,2%), на третьем - «плохое качество» (5,1%) и на четвертом месте - «недостаточность порций» (4%).


В ходе анкетирования были изучены причины, по которым школьники отказывались от приема пищи в школе. Установлено, что по причине того, что «не нравится предложенное меню», отказывались от питания только 10,3% учащихся 11-17 лет.

Однако, в 2008 г., до модернизации школьного питания в городе, отказывались от предложенного питания 62% школьников 11-17 лет. Что касается анализа вкусовых предпочтений, то на вопрос «нравится ли тебе меню» ответили 25% опрошенных - «очень нравиться», 39,8% школьников - «скорее нравится», 23,5% - «затрудняюсь ответить», 6,5% - «скорее не нравится», 3,8% - «совершенно не нравится».

С целью оценки детьми качества приготовления блюд и кулинарных изделий, школьникам предложили ответить на следующий вопрос: «устраивает ли их выбор блюд в школьной столовой?», на который положительно ответили 56% опрошенных школьников, «нет» - 38% и 6% детей отказались отвечать на данный вопрос.

В связи с тем, что достаточно большое количество школьников не устраивает школьное меню, было предложено ответить «какие блюда и кулинарные изделия наиболее предпочтительны» из ассортимента реализуемой продукции в школах. Распределение вкусовых предпочтений у школьников в зависимости от блюд, употребляемых на завтрак в школе (респондент мог назвать один или несколько продуктов), представлено на рисунке 2.1.

Рис. 2.1. Распределение вкусовых предпочтений при выборе продуктов (блюд) в школьной столовой.

Как видно из рисунка, на первом месте вторые блюда (61,4%), на втором - напитки (соки, компоты, кисели «Валетек») (54%), на третьем - выпечка (50,3%), на четвертом месте - фрукты и салатная продукция (40%). Кроме того, предпочитали употреблять первые блюда 29% из числа опрошенных школьников. Число школьников, которым «вообще не нравились блюда, приготовленные в школьной столовой», составило 5%. При детальном анализе было выявлено, что «вообще не нравились блюда, приготовленные в школьной столовой» ученикам только в пяти из 16 школ города.

Анкетирование школьников также показало, что самые вкусные горячие завтраки готовят в трех школах (№9, 12, 23), самая вкусная выпечка в школе №9, вкусно готовят вторые блюда в школах №1, 6, 12, салатную продукцию - в школе №7. В шести школах из шестнадцати более 50% обучающихся предъявили жалобы на низкое качество блюд горячего питания.

Изучение «низкого качества блюд», на которые ссылались школьники, выявило, что в большинстве случаев (56,6%) под этой фразой подразумевалась остывшая пища. При оценке качества горячего питания подразумевалась подача готовых блюд, температура которых должна была соответствовать требованиям санитарных правил, то есть 65оС. Однако, несмотря на то, что во всех школах города были приобретены и имелись в наличие термоконтейнеры для поддержания нормируемой температуры подачи блюд, всегда подавались горячими блюда только в трех школах. В остальных учреждениях дети вынуждены питаться остывшими завтраками и обедами. Т.е., вышеуказанное оборудование в учреждениях не используется в силу отсутствия, либо недостаточности кадров на школьных пищеблоках, невозможности подачи на столы горячих блюд непосредственно перед приходом обучающихся. Недостаток кадрового обеспечения пищеблоков школ, также будет являться один из факторов риска причин отказа школьников от приема пищи в столовой и сегодня остается не решенным.


При анкетировании установлено, «почему школьники предпочитают питаться через систему буфета»: 40% ответили «по причине более низкой цены», 33% - в силу того, что их больше устраивает «качество буфетной продукции», 27% - «из-за быстрого обслуживания».

Кроме того, изучение качества предоставляемых услуг по организации питания в школах-участниках федерального проекта «Школьное питание», выявило еще один фактор риска причин отказа школьников от приема пищи в столовой. Организация питания включает не только реконструкцию помещений, просветительскую работу с обучающимися и родителями, но вежливое и тактичное отношение персонала школьных пищеблоков к школьникам. При анкетировании выявлено, что «самая теплая атмосфера приема пищи со стороны школьных поваров» создана в восьми школах. Грубость персонала отмечают школьники трёх общеобразовательных учреждений. Таким образом, при организации питания детей важной составляющей является и культура общения персонала кухни со школьниками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как видно из приведенного анализа, в ходе реализации федерального проекта по модернизации школьного питания, остается достаточно много вопросов, от решения которых будет зависеть здоровье школьников. В образовательном учреждении работа по организации питания должна проводиться по следующим направлениям: первое - рациональная организация питания в школе (расписание уроков, время перемен), в школьной столовой, где всё, начиная от внешнего вида школьной столовой до состава продуктов в школьном буфете, должно соответствовать принципам здорового питания. Структура, режим и организация питания в образовательных учреждениях должны не только соответствовать всем гигиеническим требованиям, но и служить примером здорового питания. Второе направление - это просветительская работа по формированию культуры здорового питания со школьниками и их родителями (законными представителями), вовлечение родителей в процесс формирования культуры здорового питания в семье, в том числе возможность родителей ознакомиться с меню для того, чтобы понять насколько полноценно питание детей в образовательном учреждении.

Таким образом, на эффективность реализации федерального проекта «Школьное питание», помимо полной модернизации пищеблоков, оказывает влияние санитарногигиенические и организационно-методические мероприятия. Требуется работа над совершенствованием санитарного законодательства с пересмотром вопросов, регламентирующих время перемен, отведенное на организацию питания. Необходимо активизировать работу по пропаганде знаний школьников и их родителей по различным вопросам правильного питания с целью формирования культуры здорового питания у подрастающего поколения.