Файл: Корпоративная культура в организации ( Корпоративная культура: сущность и типология ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Корпоративная культура: сущность и типология

1.2. Методологические основы исследования корпоративной культуры

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ФИЛИАЛА ООО «АТОМТЕПЛОСБЫТ» ООО «АТОМ-ЖКХ. ПОЛЯРНЫЕ ЗОРИ»

2.1. Общая характеристика организации филиал ООО «АтомТеплоСбыт» ООО «Атом-ЖКХ. Полярные Зори»

2.2. Диагностика проблем формирования и управления корпоративной культурой в филиале ООО «АтомТеплоСбыт» ООО «Атом-ЖКХ. Полярные Зори»

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ФИЛИАЛЕ ООО «АТОМТЕПЛОСБЫТ» ООО «АТОМ-ЖКХ. ПОЛЯРНЫЕ ЗОРИ» Г. ПОЛЯРНЫЕ ЗОРИ, МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ.

3.1. Мероприятия по развитию корпоративной культуры предприятия

3.2. Оценка социально-экономической эффективности предложенных мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • повышение «командного духа» и лояльности членов коллектива;
  • поиск новых методов принятия качественных решений;
  • усовершенствование морально-психологического климата в коллективе организации.

Для решения проблемы недостаточного развития командного духа предлагается не реже, чем 1 раз в полгода проводить тренинг по взаимодействию в организации.

Цель: сплочение участников, создание благоприятного социально-психологического климата в группе, что способствует эффективной работе команды в реальных условиях и общему развитию. 
В ходе тренинга решаются следующие задачи:

  • продемонстрировать преимущества командной работы;
  • усовершенствовать общение в команде;
  • освоить навыки обратной связи;
  • усовершенствовать процессы принятия решений в команде;
  • получить удовольствие от совместной работы.

Участники: члены коллектива.

Время проведения: около 6 часов.

Структура тренинга включает в себя три блока (рисунок 12).

Рис. 12. Структура тренинга по командообразованию

В основном блоке есть теоретическая и практическая части. В содержательном плане на тренинге прорабатываются темы, связанные с прояснением общих принципов командной работы и эффективным общением в команде.

Методы, применяемые в программе данного тренинга: дискуссии, ролевые игры, психогимнастические упражнения и тестирование. Основное направление их использования и интерпретации - это создание сплоченной группы, ориентированной на совместную работу.

Такие мероприятия необходимо проводить, пока команда Организации не станет «зрелой», т.е.:

  • все члены команды четко представляют себе цели и преимущества совместной работы;
  • умения каждого человека известны остальным и функции распределены;
  • организационное строение команды соответствует выполняемой задаче;
  • в команде идет поиск новых более совершенных методов работы;
  • развита самодисциплина, позволяющая эффективно использовать время и ресурсы;
  • созданы достаточные возможности, чтобы собраться и обсудить любые вопросы, разрешить конфликты;
  • команда поддерживает своих членов и создает тесные взаимоотношения;
  • отношения в команде открытые, и она готова встретить любые трудности и преграды на пути эффективной работы.

Несомненно, такого рода мероприятия добавят энергии коллективу Организации для более эффективного выполнения своих функций, тем самым повысится эффективность процесса развития адекватной корпоративной культуры.


Формирование лояльности персонала - одна из ключевых задач директора. Основные используемые при этом инструменты показаны в таблице 9.

Для решения проблем организации по оперативному решению проблем и задач (эффективному принятию решений) предлагается следующее мероприятие: тактическое планирование по сферам ответственности.

Суть такого планирования заключается в том, что помимо участия в решении общих и частных вопросов на совещаниях, члены коллектива путем, например, мозгового штурма проводят поиск оптимальных решений по повышению эффективности работы и конкурентоспособности организации. К такому виду совещания могут быть привлечены или все члены коллектива, или те, которые более всего разбираются в анализируемой проблеме (в зависимости от проблемы).

Таблица 9 - Инструменты формирования лояльности коллектива

Инструмент

Описание инструмента

Информирование и вовлечение

Необходимо начать с опроса персонала о том, как повысить качество выполняемых задач. Обычно, большая их результатов учитывается при разработке стандартов работы. В результате внедрение новых стандартов проходит успешно, быстро и легко.

Командообразующие мероприятия

Тренинги (см. выше).

Разработка объективной и прозрачной системы материального и нематериального стимулирования

Введение новой прозрачной системы оплаты труда резко повысит лояльность персонала. Этому способствует и борьба со слухами и сплетнями, которая сама по себе выступает отдельным, самым сложным видом работы по формированию лояльности.

Регулярный мониторинг удовлетворенности трудом

Одним из способов ее повышения является разъяснение сотрудникам их нового социального статуса, который они приобрели путем освоения навыков работы и описание получаемых при этом преимуществ. Также можно показать документальный фильм об иностранном опыте работы с тем, чтобы люди поняли: инновации помогут приблизить условия труда к европейским нормам.

Учет возможной нелояльности при подборе персонала

Можно начать использовать блок методик, направленных на выявление уровня субъективного контроля и конструктивности мотивации, что в результате позволит Организации сформировать команду членов, склонных к лояльному поведению.

Мозговой штурм – все еще редко применяющийся метод в российских организациях, где все построено на жесткой иерархии. С учетом того, что руководитель придерживается демократического стиля управления, как было выяснено в результате интервьюирования сотрудников организации, а сам метод подтвердил свою эффективность, то считаем его внедрение возможным в исследуемом предприятии.


Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) включает в себя два этапа:

1. Группа выдвигает идеи по заданной теме. Все идеи фиксируются, в том числе на первый взгляд абсурдные. Критиковать нельзя.

2. Оценка и развитие идей. Отбор лучших идей.

Суть метода - в отделении процесса генерации идей от их анализа и отбора. Проводить такое мероприятие рекомендуется в свободное от основной работы время не реже, чем раз в полгода или по мере возникновения проблемы. Форма плана-отчета представлена в таблице 10.

Таблица 10 - Образец формы для формирования тактического плана путем мозгового штурма

Срок действия плана

Мероприятие

Описание мероприятия

Дата проведения

Ответственный за выполнение

Отметка о выполнении

Необходимо также придерживаться следующих правил при составлении такого плана:

  • основной упор необходимо сделать на достижении целей предприятия;
  • запрещается переходить на открытую критику деятельности конкретных сотрудников предприятия;
  • планы не должны быть многословны, необходимо выдержать принципы целеполагания: реалистичность, достижимость, эффективность.

Думается, что внедрив такую процедуру в практику работы предприятия, руководитель повысит эффективность коммуникаций принимаемых им решений. Кроме того, сможет также выявить перспективные направления развития, не высказанные вслух во время тренингов по командной работе.

Мероприятием по повышению мотивации персонала к эффективному труду, повышению лояльности персонала путем снижения количества сотрудников-детракторов, предлагается комплексный подход к повышению корпоративной культуры учреждения. На основании изучения поиска возможных решений предлагаются следующие мероприятия по непосредственному формированию корпоративной культуры (таблица 11).

Таблица 11 - Мероприятия по развитию корпоративной культуры

№ п/п

Мероприятие

Дата проведения

1

Организация тренингов

2 раза в год

2

Абонементы на массаж

По необходимости

3

Конкурс и премия «Работник квартала» по отделам

В конце каждого квартала

4

Празднование Нового Года

В канун Нового Года

5

Изготовление фирменных кружек

В День рождения фирмы

6

Сертификат на канцелярию для детей сотрудников

20-25.08.2018г.

7

Надбавка 1% от месячного фонда оплаты труда по результатам работы

Ежемесячно


Повышение эффективности коммуникаций также положительно отразится на эффективности деятельности предприятия. Назовем факторы, положительно влияющие на формирование корпоративной культуры (рисунок 13).

Рис. 13. Пути решения проблем коммуникаций в филиале ООО «АтомТеплоСбыт» ООО «Атом-ЖКХ. Полярные Зори»

Благодаря внедрению описанных мероприятий, формирование корпоративной культуры организации будет иметь значительное влияние и на эффективность деятельности всего предприятия и его конкурентоспособность.

3.2. Оценка социально-экономической эффективности предложенных мероприятий

Экономический эффект рассчитывался как разница между приростом прибыли (за счет получения дополнительных доходов, сокращением расходов организации от внедренных мероприятий) и затратами на осуществление указанных мероприятий.

Следует также отметить, что мероприятия несут в себе и необходимый социальный эффект, и повышение качества услуг. Социальный, мотивационный эффект и эффект от повышения лояльности сотрудников сложно измерить сразу, он несет более перспективный характер.

Авторский расчет экономической и социальной эффективности мероприятий по совершенствованию системы стимулирования в коллективе филиала ООО «АтомТеплоСбыт» ООО «Атом-ЖКХ. Полярные Зори» показан в таблице 12. Расчет приводится для 38 человек - непосредственно производственных рабочих.

Таблица 12 - Эффективность мер по корректировке организационной культуры в рамках повышения уровня стимулирования на 2018г.

№ п/п

Мероприятие

Стоимость организации, тыс. руб.

Эффект

1

Организация обедов

38 сотр.*45руб. (1 обед)*24 раб.дня *12мес. = 492,5

Повышение производительности труда. Прибыль от реализации товаров и услуг повысится на 3% (прогноз автора), т.е. эффект составит 110772*1,03-110772 = 3323,2 тыс. руб.

2

Конкурс и премия «Работник месяца» по подразделениям

5,0*3 цеха*12 = 180,0

3

Празднование Нового Года

38сотр.*1500руб. + 38сотр.*300руб.(подарки) = 68,4

4

Абонементы на массаж (по мед.справкам)

38 сотр.*0,3 (30% со справками)*750руб.(1 абон.) * 12мес.= 102,6

Получая услуги массажа, сотрудники меньше будут болеть. В среднем болеет 10 чел. в месяц (в теч. недели) и им нужно находить временную замену, т.е. экономия за год не менее = 10*12,5*12 = 1500,0 тыс. руб.

5

Изготовление фирменных кружек

38 сотр.*150руб. = 5,7

Чувство работы в команде, ощущение единства, высокая корпоративная культура, новые стимулы к работе.

6

Приобретение «школьных» наборов для детей сотрудников

38 сотр.*500руб. = 19,0

Экономия семейного бюджета, чувство заботливости менеджмента повышает мотивацию сотрудников к труду.

7

Надбавка 1% за каждый год работы

Максимальный стаж - 10 лет, в т.ч.

1 чел. - 10 лет;

3 чел. - 9 лет;

5 чел. - 7 лет;

7 чел. - 5 лет;

4 чел. - 3 года и менее.

Средняя зарплата - 25000руб.

Надбавка = 25000*0,01*(1чел.*10+3*9+5*7+7*5+4*3)*38чел. = 1130,5

Денежное стимулирование всегда напрямую действует на производительность труда. Прогноз автора - 5% рост, т.е. эффект составит 110772*1,05-110772 = 5538,6 тыс. руб.

Кроме того, удерживает кадры (2 чел.), т.е. экономия на поиске и обучении новых специалистов 3 мес.- 50,0 тыс. руб.

Итого, тыс. руб.

1998,7

10411,8


Правильно организованные мероприятия дают в филиале ООО «АтомТеплоСбыт» ООО «Атом-ЖКХ. Полярные Зори» возможность получить дополнительную прибыль 8413,1 тыс. руб. (10411,8-1998,7) вследствие внедрения мероприятий в таблице 13.

В итоге, корпоративная культура должна стимулировать сотрудников к повышению квалификации, развивать внутриорганизационное обучение персонала, может способствовать решению управленческих задач, закрепление наиболее квалифицированных сотрудников, обеспечение их ротации, лояльного отношения к организации, устранение причин конфликтных ситуаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенного исследования сформулируем следующие выводы.

Корпоративная культура может быть определена следующим образом – набор базовых ценностей, негласных норм и соглашений, убеждений, разделяемых всеми членами организации. Это своеобразная система общих предположений и ценностей о том, что и как делается в фирме, познающаяся по мере столкновения с внутренними и внешними проблемами.

Основными составляющими корпоративной культуры являются: декларация корпоративной миссии, корпоративная философия, корпоративный дух, управление, стиль руководства и лидерства, корпоративная этика, управление человеческими ресурсами, имидж и репутация, культура качества.

Основные методы формирования и развития корпоративной культуры:

- разработка и принятие документов, таких как Миссия, Корпоративный кодекс, Философия компании;

- формирование и регулярная демонстрация нужного поведения лидерами компании: формальными и неформальными;

- обучение навыкам, которые особенно важны для новой культуры (например, вежливое общение с клиентами), и пр.

Корпоративная культура складывается из культурных субстанций, привнесенных разными людьми из других коллективов. Поэтому любой компании нужно уметь диагностировать собственную культуру.

Проблема неразвитости корпоративной культуры очень актуальна на предприятиях. В основном, она формируется в коллективах хаотично и слабо поддается управлению.

В исследовании была дана общая характеристика предприятия филиал ООО «АтомТеплоСбыт» ООО «Атом-ЖКХ. Полярные Зори», в рамках которой описаны виды деятельности, структура управления и финансовые показатели. Снижение прибыльности деятельности может быть обусловлено неэффективным управлением персоналом. В связи с тем, что корпоративная культура - это важный фактор эффективности управления персоналом (что особенно важно в сфере туризма), то было принято решение исследовать корпоративную культуру предприятия.