Файл: Система источников предпринимательского права (Система источников предпринимательского права субъектов Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие источников предпринимательского права

1.1. Общее понятие правовых норм

1.2. Классификация нормативно-правовых актов в сфере предпринимательской деятельности

Глава 2. Виды источников предпринимательского права

2.1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности на федеральном уровне

2.2. Система источников предпринимательского права субъектов Российской Федерации

2.3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности международными правовыми и судебными актами

Глава 3. Систематизация и совершенствование законодательства о предпринимательской деятельности

3.1. Проблемы систематизации законодательства о предпринимательской деятельности и пути их решения

3.2. Основные направления совершенствование предпринимательского законодательства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Единообразие в понимании содержания норм права в сфере предпринимательства длительное время обеспечивалось выработкой правовых позиций на уровне Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, ныне присоединенного к Верховному Суду Российской Федерации. В связи с этим многие специалисты к источникам предпринимательского права относят сохранившие силу постановления Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и действующие постановления Пленума и Президиума Верховного Суда Российской Федерации, которому ст. 126 Конституции Российской Федерации предоставлено право давать разъяснения по вопросам судебной практики.[48, с.18]

В ч. 4 ст. 170 АПК Российской Федерации [6] прямо указывается, что в мотивировочной части решения арбитражного суда могут содержаться ссылки на постановления Пленума и Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Например, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»[29] истолковал ГК Российской Федерации и НК Российской Федерации таким образом, что вывел индивидуальных предпринимателей как физических лиц из-под действия ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности,[13] предусматривающей обязательное оспаривание юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению таких споров. А в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» законодательные нормы о незаконном предпринимательстве были фактически дополнены новыми положениями, уточняющими признаки осуществления незаконной предпринимательской деятельности.

В качестве неформализованных, нетрадиционных источников права новой категории в литературе выделяются решения ЕСПЧ, в том числе и потому, что процессуальное законодательство рассматривает установленное Судом нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. как основание для пересмотра судебных актов по новому обстоятельству (ст. 311 АПК Российской Федерации).[50] Специалисты отмечают, что решения ЕСПЧ, являясь разновидностью прецедентного права, успешнопривились в континентальной правовой системе и стали выполнять функцию одного из важнейших источников российского права


Таким образом, на основании вышеизложенного, и с учетом рассмотренных положений можно сделать следующие выводы:

Особое место в системе нормативных актов в сфере предпринимательства занимают санкционированные законодателем кодексы профессиональной этики.

В соответствии с Конституций Российской Федерации к источникам права следует относить общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые являются составной частью ее правовой системы

Международный договор Российской Федерации представляет собой международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Особое место среди международных источников предпринимательского права занимают соглашения, заключенные в рамках ВТО а так же Договоры о Евразийском экономическом союзе, международные договоры, заключаемые между государствами - членами ЕАЭС по вопросам, связанным с функционированием и развитием Союза, международные договоры Союза с третьими сторонами, а также, нормативные решения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий.

Особыми источниками предпринимательского права являются санкционированные государством правовые обычаи. В сфере предпринимательской деятельности они именуются обычаями делового оборота.

Глава 3. Систематизация и совершенствование законодательства о предпринимательской деятельности


3.1. Проблемы систематизации законодательства о предпринимательской деятельности и пути их решения

Систематизация и совершенствование законодательства о предпринимательской деятельности представляют собой непрерывную форму развития и упорядочения действующей правовой системы в сфере предпринимательства. Это объективный и сложный процесс, обусловленный постоянным изменением общественных экономических отношений и необходимостью упорядочения нормативных правовых актов, устранения пробелов, противоречий и дефектов законодательства, стремлением законодателя к улучшению юридического изложения норм права, повышению их эффективности.

Среди ученых-юристов нет единства мнений относительно форм систематизации законодательства. Выделяют: 1) учет, 2) инкорпорацию, 3) консолидацию, 4) кодификацию и 5) создание сводов законодательства. На различных этапах развития законодательства в сфере предпринимательства могут оказаться востребованными разные формы систематизации, в наибольшей степени обеспечивающие решение текущих экономических задач.[43, с.330]

Наиболее распространенными формами систематизации законодательства о предпринимательской деятельности являются инкорпорация и консолидация. Инкорпорация может реализовываться в виде подготовки и издания различного рода хронологических и тематических собраний и сборников нормативных правовых актов. При инкорпорации не допускается вносить изменения в содержание правовых норм. В то же время возможна редакционная правка нормативных актов: их изложение с учетом последних официальных изменений; исключение положений, утративших силу; исправление технических опечаток и т.п. Примером официальной инкорпорации могут служить издания «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», «Собрание действующего законодательства города Москвы» (СДЗ г. Москвы) и др. Так, в СДЗ г. Москвы имеется гл. 6.2, в которой собраны действующие положения актов г. Москвы, посвященные экономической, предпринимательской и хозяйственной деятельности. В качестве неофициальной инкорпорации можно рассматривать различные электронные справочные правовые системы («КонсультантПлюс», «Гарант» и т.п.), уделяющие большое внимание систематизации предпринимательского законодательства.[31, с.34]

В российской юридической литературе активно обсуждается проблема кодификации предпринимательского законодательства. Ряд ученых полагают достаточным принятие отдельного Торгового кодекса, регулирующего деятельность предпринимателей в сфере торгового оборота и содержащего особенности заключения торговых (предпринимательских) договоров, правил приемки товаров по количеству и качеству, гарантийного обслуживания и т.д.[43, с.331]


Вместе с тем многие специалисты в области предпринимательского права склоняются к необходимости принятия Предпринимательского (Хозяйственного) кодекса Российской Федерации, в котором предлагается объединить нормы частного и публичного права, обеспечивающие специальное регулирование отношений в сфере предпринимательской деятельности. При этом сторонники предпринимательского права как самостоятельной отрасли призывают к созданию единого отраслевого кодекса, другие авторы ведут речь о кодексе как комплексном нормативном акте, основанном на нормах различных отраслей права.

Отдельные ученые предлагают не создавать специальный кодифицированный акт типа Предпринимательского кодекса, а сосредоточиться на строгой систематизации норм о предпринимательской деятельности, развитии понятийного аппарата предпринимательского права (предмет, источники, субъект предпринимательской деятельности, объекты предпринимательского оборота, предпринимательские обязательства и т.д.).[31, с.45] В качестве основного нормативного акта в системе совершенствования законодательства о предпринимательской деятельности, например, предлагалось принять Федеральный закон о предпринимательской деятельности и защите прав предпринимателей.

Потребность в принятии отдельного Предпринимательского кодекса обусловлена тем, что Гражданский кодекс как акт частного права не может обеспечить в полной мере регулирование комплексных частно-публичных отношений, возникающих в сфере предпринимательства.

3.2. Основные направления совершенствование предпринимательского законодательства

Развитие экономических отношений, несомненно требует совершенствования правовых норм. За последние годы предпринимательское законодательство формировалось путем создания актов, регулирующих отдельные элементы рыночной экономики и институты рынка (банковская и страховая деятельность, рынок ценных бумаг, инвестиции, инновации, несостоятельность (банкротство), конкуренция и т.д.), а также различные отрасли народного хозяйства (транспорт, связь, энергетика, сельское хозяйство и т.д.). В целом оно обеспечивает достаточную правовую основу для функционирования рыночных отношений. Однако действующее предпринимательское законодательство имеет ряд недостатков, которые сдерживают предпринимательскую активность в Российской Федерации, и в свою очередь замедляют развитие в этой данной области. Законодательство не очень хорошо структурировано, оно не имеет общих положений, обеспечивающих системную связь нормативных положений в различных актах и единство правовых принципов в области предпринимательской деятельности, имеет противоречия и представляет собой неоправданно большое количество нормативно- правовых актов, которые нуждаются в систематизации.[43, с.338]


В процессе проведения кодификации законодательства о предпринимательской деятельности, необходимо объединить и систематизировать теправовые нормы, которые оправдали себя, переосмыслить и переработать их содержание применительно к современным экономическим ситуациям, изложить нормативные правила внутренне согласованно, устранить имеющиеся противоречия между ними, ликвидировать положения, которые устарели, устранить пробелы, а также дублирование определенных норм, тем самым обеспечить наиболее полное регулирование отношений в области предпринимательства.[44, с.21]

Успешный опыт кодификации предпринимательского законодательства имеется в Казахстане. Так, в октябре 2015 г. принят Предпринимательский кодекс Республики Казахстан, в котором консолидированы законы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Кодекс нацелен на создание законодательной основы для эффективного взаимодействия предпринимателей и государства и определяет правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу предпринимательства. При этом отраслевые виды предпринимательской деятельности по-прежнему регулируются специальными законами. В Кодексе закреплены единые принципы: социальной ответственности предпринимательства; ограниченного участия государства в предпринимательской деятельности; саморегулирования в сфере предпринимательства; взаимной ответственности субъектов предпринимательства и государства. Взаимодействие субъектов предпринимательства и государства обеспечивается посредством реализации таких институтов, как участие субъектов предпринимательства в нормотворчестве, государственно-частное партнерство, государственное регулирование, государственная поддержка предпринимательства. Также систематизированы формы и средства государственного регулирования предпринимательства, в частности экономическая конкуренция, разрешения и уведомления, государственное регулирование цен, государственный контроль и надзор за предпринимательством и т.п.[44, с.32]

В целях совершенствования законодательства о предпринимательской деятельности возможна его унификация - выработка единых правовых норм (конструкций) для регулирования сходных отношений. Например, специалисты в области транспортной деятельности обращают внимание на наличие противоречий между транспортными уставами и кодексами и неоправданную дифференциацию законодательства в сфере перевозок, что подчеркивает необходимость унификации.