Файл: Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя (Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возможность для граждан Российской Федерации осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность предусмотрена статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 26.07.2017 года № 199-ФЗ были внесены изменения в положения статей второй и 23 Гражданского кодекса Российской Федерации. Редакции указанных статей были изменены в плане допущения возможности осуществления предпринимательской деятельности гражданами в отсутствие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Тем самым государство предоставило гражданам страны возможность в упрощенном порядке реализовывать свои способности и получать средства для существования.

Хотелось поподробнее остановиться на анализе изменений, внесенных указанным федеральным законом в плане определения статуса индивидуальных предпринимателей.

Если ранее статус индивидуального предпринимателя был вполне определен – это лицо, которое зарегистрировалось в налоговой инспекции и осуществляет деятельность наряду с юридическими лицами, критично отличаясь от них только организационно-правовой формы, поскольку он действует в единственном лице, а юридическое лицо всегда предполагает наличия определенной структуры, состоящей, как минимум, из двух человек – единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера, но, как правило, больше, то теперь подход к пониманию индивидуального предпринимателя иной.

В настоящее время в соответствии с абзацем вторым статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации индивидуальная предпринимательская деятельность не предполагает в обязательном порядке получения статуса индивидуального предпринимателя. Соответственно, граждане Российской Федерации могут осуществлять данную деятельность, регистрируясь в уведомительном порядке.

В отношении индивидуальных предпринимателей до настоящего времени не принят закон, который был бы специфичным и регулировал их деятельность, но на правоотношения, возникающие в его хозяйственной деятельности, распространяются общие положения норм права о юридических лицах, за исключением тех, которые не применимы, например, об управлении, поскольку у предпринимателя нет необходимости никем управлять, он может выступать только работодателем.

Анализируя физических лиц, которые получили статус индивидуального предпринимателя и тех, кто предпочитает осуществлять данную деятельность в отсутствие данного статуса, можно прийти к следующим выводам.


К числу самозанятых граждан относятся те, которые, осуществляя деятельность, не привлекают к выполнению работ или оказанию услуг иных физических лиц. Кроме того, использованная в законе формулировка «граждане» подразумевают, что данную деятельность вправе осуществлять только те люди, кто имеет гражданство Российской Федерации, следовательно, иностранцы и апатриды не могут быть причислены к самозанятым, невзирая на то, что право осуществления деятельности на территории Российской Федерации у них существует, но на несколько иных условиях.

Стоит отметить, что, несмотря на усилия государства, направленные на придание привлекательности индивидуальной деятельности граждан, не желающих регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, с целью получения дополнительных поступлений в бюджет за счет платы по патенту, люди не стремятся к регистрации к обнародованию своей деятельности.

Даже предоставление такой льготы, как освобождение от уплаты налогов и взносов во внебюджетные фонды, что заменено платой за патент, не повлекло за собой увеличение количества самозанятых.

М. Крицкая, анализируя вопрос отсутствия стремления у граждан нашей страны к регистрации в качестве самозанятых, отмечает, что по результатам проведенных опросов установлено, что треть опрошенных не верит в государство, вторая треть отмечает, что не считает нужным платить налоги, поскольку социального обеспечение как таковое в стране отсутствует, и только треть согласна с необходимостью уплаты налогов.

Проведение опросов и анализ полученных результатов – очень важный инструмент исследования общественного мнения, который заслуживает внимания, но только с одним ограничением: приводя результаты опросов, никто, как правило, не указывает количество опрошенных, территории, на которых был проведен опрос и многие иные показатели, которые влияют на полученные результаты.

1.2. Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя

Основные отличия предпринимательской деятельности, которая осуществляется гражданами при наличии статуса индивидуального предпринимателя и в его отсутствие, приведена в главе второй настоящей работы.


Акцентировать внимание хотелось на одном – по смыслу закона обе формы являются подвидами индивидуальной предпринимательской деятельности.

Институт самозанятости населения является новым для нашей страны, практическая реализация которого достаточно затруднена вследствие того, что право регулирование данной деятельности принадлежит субъектам Российской Федерации, которые вправе самостоятельно с учетом местной специфики вправе определять виды деятельности, которые могут осуществляться в рамках полученного патента.

Определение того, что является предпринимательской деятельностью, закреплено в статье второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Толкование этой статьи позволяет сделать вывод, что основными признаками предпринимательства выступают следующие:

- предпринимательство - это самостоятельно осуществляемая деятельность;

- предпринимательскую деятельность всегда сопровождает риск;

- цель предпринимательской деятельности систематическое, а не разовое извлечение прибыли;

- особый статус участников предпринимательской деятельности.

Характеристика предпринимательства как самостоятельной деятельности подразумевает наличие у лица определенной независимости. В первую очередь следует отметить принятие решения о начале предпринимательской деятельности, для чего необходимо обеспечить наличие средств и возможностей – имущества и финансов, а также свобода выбора формы. Не у всех участников гражданских правоотношений есть к моменту принятия решения о начале деятельности в наличии достаточные суммы или имущество, однако закон не запрещает пользоваться заемным. В некоторых случаях государство осуществляет поддержку предпринимателей, выделяя средства на данные цели из соответствующего бюджета.

Второй аспект самостоятельности – это наличие возможности принимать независимые решения в ходе ее осуществления, что касается как выбора формы деятельности, например – индивидуальное предпринимательство или создание юридического лица, так и последующая свобода – выбор видов деятельности, решение о сфере вложений, необходимости дальнейшего развития или сокращения объемов и многое другое.

Участники гражданского оборота должны действовать добросовестно, честно, соблюдать все требования закона и не нарушать его. Однако преступления, в том числе в сфере экономики, совершаются регулярно, вследствие чего для минимизации рисков следует проявлять должную осмотрительность, определяя участников бизнеса – партнеров, либо принимая решение о самостоятельной деятельности, контрагентов, делая выбор в пользу тех или иных товаров, услуг и прочего.


Особенность статуса субъектов предпринимательской деятельности заключается в том, что до начала ее осуществления необходимо произвести государственную регистрацию.

Регистрации подлежат все субъекты предпринимательской деятельности, вне зависимости от их деления на резидентов или нерезидентов, на физических и юридических лиц.

Право осуществления данного вида деятельности возникает именно с момента государственной регистрации, а в отсутствие таковой может можно вести речь о незаконной деятельности и о привлечении к соответствующему виду ответственности.

Диспозиция статьи 171 Уголовного кодекса РФ содержит положения об условиях, при которых может быть наложено наказание за незаконное предпринимательство. Не вдаваясь в ее тщательный анализ, следует отметить, что за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации человек может быть привлечен только в том случае, если это в результате причинен крупный ущерб (государству, гражданам или организациям), либо если был извлечен крупный доход. Отдельно выделен состав преступления, связанного с оборотом спирта и спиртосодержащей продукции (статья 171.3 Уголовного кодекса РФ).

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в статье 14.1 установлена ответственность за осуществление деятельности в нарушение требования об обязательной государственной регистрации . Здесь речь идет уже и об индивидуальных предпринимателях, и о юридических лицах. Ответственность в сфере оборота алкогольной продукции также закреплена в отдельной статье – 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок осуществления государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регулируется Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Под регистрацией, в силу положений статьи первой данного закона следует понимать акты федерального органа государственной власти, сопряженные с внесением сведений о юридических и физических лицах, изменении их статуса (речь идет о регистрации при создании, преобразовании, ликвидации, банкротстве и тому подобное), в государственные реестры.

Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя вправе только физическое лицо. Физическое лицо – это человек, к числу принадлежат все люди, вне зависимости от того, кем они являются.

В соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации под предпринимательской деятельностью гражданина понимается не только та, которая осуществляется после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, но иная, в отношении которой законом допускается ее осуществление без регистрации. Перечень видов деятельности, который может осуществляться без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, устанавливается законом.


Граждане, которые решили осуществлять деятельность с присвоением им статуса индивидуального предпринимателя, регистрируются налоговым органом по месту его жительства (часть третья статьи восьмой Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Документы для государственной регистрации могут быть предоставлены как лично, так и ценным почтовым отправлением с описью вложения, а также через многофункциональный центр, либо в электронной форме в виде подписанного усиленной квалифицированной подписью документа через телекоммуникационные сети. Срок государственной регистрации составляет пять рабочих дней с момента предоставления документов в налоговую инспекцию.

Обязательным элементом самозанятости для признания ее легитимной является государственная регистрация. Здесь стоит отметить, что самозанятые граждане приравниваются к индивидуальным предпринимателям, но не являются таковыми с точки зрения выбора организационно-правовой формы деятельности.

Согласно пункту 7.3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, которые не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей и самостоятельно, без привлечения наемных работников, оказывающие услуги другому физическому лицу услуги для личных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, регистрируются на основании представляемого им налоговый орган по месту жительства либо, при отсутствии такого – в любой налоговый орган по своему выбору уведомления об осуществлении такой деятельности.

Обязательным элементом для возможности осуществления регистрации в качестве индивидуального предпринимателя является наличие полной дееспособности.

Понятие дееспособности гражданина Российской Федерации дано в статье 21 Гражданского кодекса Российской Федерации – это возможность приобретать и осуществлять гражданские права своими действиями, а также создавать для себя обязанности и исполнять их.

По общему правилу дееспособным гражданин становится с момента достижения им восемнадцати лет, но есть изъятие – возможность эмансипации. Эмансипированным человек может быть признан после наступления шестнадцатилетнего возраста в судебном порядке, и именно с момента вступления соответствующего судебного решения в законную силу человек приобретает полный объем дееспособности (статья 27 Гражданского кодекса Российской Федерации).