Файл: Налоговый учет по налогу на имущество организаций (Место налога на имущество в налоговой системе России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.[12]

Рассмотрим особенности налогообложения в отношении административно-делового центра.

Для целей налогообложения раскрывается, что понимается под каждым из облагаемых объектов. Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

2) здание предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

В каких случаях здание предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения? Согласно ст. 378.2 НК РФ если назначение помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. К сопутствующей офисной инфраструктуре относятся централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки. В принципе к таким объектам может относиться и иное помещение, однако НК РФ не содержит четкого ответа, закрытый ли перечень офисной инфраструктуры перечислен в указанной статье НК РФ.

Назначение помещений определяется в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости. Формы кадастровых паспортов утверждены Приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 N 831. Общая площадь здания или помещения указывается в разделе "Тип основной характеристики объекта недвижимости, его значение и единица измерения". Для здания в данном разделе она указывается в квадратных метрах с точностью до одной десятой. В кадастровом паспорте предусмотрен отдельный раздел "Общая площадь помещения", в котором общая площадь помещения указывается также в квадратных метрах с точностью до одной десятой.


Сумма общих площадей помещений, предусматривающих размещение офисов, сравнивается с общей площадью здания. Если они занимают более 20% общей площади, такое здание тоже подпадает под налогообложение налогом на имущество организаций по новому порядку.

В каких случаях здание фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения? Фактическим использованием признается использование не менее 20% общей площади здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений будет определяться уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов РФ.

Такой порядок Минэкономразвития России пока не утвержден. В этом случае установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ.

Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, не включенные в перечень, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ на очередной налоговый период.

Если в середине текущего года вы обнаружите свою собственность в перечне, которая на 1 января года там не состояла, по новому порядку налог будет уплачиваться только со следующего налогового периода.

Торговые центры.

Новый порядок налогообложения распространяется также на торговые центры и комплексы. Под торговым центром (комплексом) понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.[13]


Аналогично определению фактического использования или предназначения административных центров устанавливается фактическое предназначение или использование торговых комплексов. Помещений, используемых для целей размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, должно быть не менее 20% от общей площади всего здания. При этом, в отличие от административных центров, никакие объекты инфраструктуры, находящиеся или прилегающие к торговому комплексу (например, парковки), не учитываются.

Налоговые изменения предполагают, что не все объекты недвижимости подпадают под новую систему налогообложения. Для определения того, какие объекты подпадают, а какие - нет, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го января очередного года устанавливает на следующий налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Указанный перечень в электронной форме направляется в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещается на их официальных сайтах или на официальном сайте субъекта РФ в сети Интернет.

Если объект недвижимости оказывается в названном перечне, то налоговая база по нему определяется как кадастровая стоимость, указанная в Реестре объектов недвижимости. Она определяется раз в год и применяется для налогообложения начиная со следующего налогового периода. Если кадастровая стоимость помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

Сумма налога в отношении объектов, облагаемых исходя из их кадастровой стоимости, определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля кадастровой стоимости (см. таблицу 1). Также организации должны уплачивать авансовые платежи (1/4 суммы налога) в бюджет по месту нахождения каждого из объектов, которые есть у организации в собственности.[14]

Таблица 1

Налоговые ставки

Год

2014

2015

2016 и далее

Москва

1,5%

1,7%

2%

Иной субъект РФ

1%

1,5%

2%


Если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества не была определена на 1 января налогового периода или объект недвижимого имущества не включен в перечень на 1 января налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в общем порядке - исходя из балансовой стоимости объекта.

Таким образом, во-первых, с 2014 г. установлен различный порядок налогообложения движимого и недвижимого имущества с постепенным полным отказом от обложения налогом на имущество движимого имущества.

Во-вторых, налог на имущество организаций по новому порядку должны уплачивать собственники, а не балансодержатели.

В-третьих, налог уплачивается только по тем объектам, которые включены в перечень, утверждаемый субъектом РФ.

2. Порядок расчета и уплаты налогообложения в отношении имущества организации

2.1. Особенности расчета налога на имущество организации

С 1 января 2016 г. вступили в силу многочисленные изменения в налоговом законодательстве. Согласно п. 3 ст. 12 НК РФ региональные налоги в РФ устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Проанализируем наиболее значимые поправки, касающиеся налога на имущество организаций, вступивших в силу с начала года.

В условиях снижения темпов экономического роста и, как следствие, роста негативных тенденций по увеличению дефицитов региональных бюджетов проблема наполняемости консолидированного регионального бюджета становится одной из ключевых, стоящих перед регионами. Таким образом, во многих регионах начиная с 2016 г. уже принят расчет налога на имущество по кадастровой стоимости с целью решения проблемы дефицитов региональных бюджетов.[15]

В большинстве регионов приняты поправки в региональные законы и опубликованы на официальном сайте субъекта РФ (его уполномоченного органа) до 1 января 2016 г. (Письмо ФНС России от 14.08.2014[16]) перечни конкретных объектов недвижимости с указанием кадастровых номеров, по которым налог на имущество определяется исходя из кадастровой стоимости. Однако организации, которые владели такой недвижимостью менее года, до 1 января 2016 г. вынуждены были платить авансы и лишь по итогам года возвращать переплату по излишне уплаченному налогу на имущество. Поэтому принятые Федеральным законом от 28.11.2015 N 327-ФЗ поправки в п. 2 ст. 379 НК РФ оказались как нельзя кстати, так как налоговая нагрузка таких организаций существенно выросла.


Проиллюстрируем новый и старый порядок расчета налога на имущество на примере.

Пример 1. Организация реализовала объект недвижимости (столовую) 22 февраля 2016 г. Предположим, что региональным законом в отношении данного объекта установлено, что налог на имущество рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта, ставка налога - 2%. Кадастровая стоимость здания столовой составила 1 млн. руб.

Рассчитаем авансовые платежи по налогу на имущество за I, II и III кварталы исходя из старого и нового порядка (табл. 2).

Таблица 2

Расчет авансовых платежей по налогу на имущество по старому и новому порядку

Период расчета

Порядок расчета, действовавший до 1 января 2016 г.

Порядок расчета с 1 января 2016 г.

I квартал

1 млн руб. x 2/3 x 2% x 1/4 = 3333 руб.

1 млн руб. x 2/3 x 2% x 1/4 = 3333 руб.

II квартал

1 млн руб. x 2/6 x 2% x 1/4 = 1667 руб.

1 млн руб. x 0/3 x 2% x 1/4 = 0

III квартал

1 млн руб. x 2/9 x 2% x 1/4 = 1111 руб.

1 млн руб. x 0/3 x 2% x 1/4 = 0

2016 г.

1 млн руб. x 2/12 x 2% - (3333 руб. + 1667 руб. + 1111 руб.) = - 2778 руб. (переплата по итогам года)

1 млн руб. x 2/12 x 2% - 3333 руб. = 0

Таким образом, с 1 января 2016 г. для организаций, которые исчисляют налог на имущество на основе кадастровой стоимости объектов недвижимости, отчетными периодами являются I, II и III кварталы календарного года (п. 2 ст. 379 НК РФ). Для имущества, облагаемого по остаточной стоимости, отчетными периодами по-прежнему будут являться квартал, полугодие, девять месяцев.

Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ (далее - Закон N 382-ФЗ), коснутся юридических лиц, владеющих на праве хозяйственного ведения объектом недвижимости, по которому налоговая база определяется как его кадастровая стоимость (пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ в новой редакции).

До 1 января 2016 г. в отношении недвижимого имущества, по которому налоговая база определялась с учетом установленных в ст. 378.2 НК РФ особенностей, принадлежащего организации на праве хозяйственного ведения и учтенного на балансе как объект основных средств налог исчисляется исходя из среднегодовой стоимости объекта. Аналогичная позиция выражена в Письме Минфина России от 04.06.2015 N 03-05-05-01/32447, в котором разъясняется, что в отношении объектов недвижимого имущества, закрепленных на праве хозяйственного ведения, применяется общеустановленный налоговым законодательством порядок определения налоговой базы исходя из среднегодовой стоимости объекта недвижимого имущества. В момент изменения порядка налогообложения имущества в отношении недвижимости законодатели упустили из виду, что организация может распоряжаться имуществом, имея его не только в собственности.[17] Однако с 1 января 2016 г. такого пробела в законодательстве нет.