Файл: Понятие и значение приватизации( Теоретическая основа приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что переход к рыночной экономике должен, прежде всего, обеспечивать удовлетворение потребностей в жилье не за счет государственных потребительских фондов, а за счет домов, находящихся в частной собственности граждан.

Приватизация является одним из наиболее эффективных изменений в жилищном строительстве и способствует созданию широкого круга домовладельцев. Основные правила приватизации государственного и муниципального жилищного фонда в Российской Федерации изложены в соответствующих нормативных актах. Закон определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования собственности на жилье.

Экономические реформы в России (структурные, ценовые, финансовые) осуществляются во всех секторах в разное время, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственной и муниципальной собственности, которая является основой экономических реформ, быстро прошла и стала (вместе с либерализацией цен) наиболее ощутимым проявлением экономических изменений. Данные реформы в России (структурные, ценовые, финансовые) осуществляются во всех областях, так сказать, в разных временных потоках, с разными скоростями и интенсивностями. Приватизация государственной и муниципальной собственности, которая является ядром экономической реформы, прошла быстро и стала (наряду с либерализацией цен) наиболее ощутимым проявлением экономических изменений.

Анализ теории и практики процесса приватизации занимает все более важное место в народном хозяйстве. Существует три причины для этого. Прежде всего, необходимость понимания изменений, происходящих в экономике разных стран при переходе от административного управления к рыночной экономике; во-вторых, постоянное внимание российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, используя «карту» приватизации в жарких политических дебатах и ​​вовлекая все население в процесс обсуждения ее прогресса и результатов.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Галахтин М.Г – автор различных статей и книг по хозяйственном праву., Губин Е.П и Лахно П.Г- авторы учебного пособия для вузов по предпринимательскому праву РФ – важнейшего источника для написания курсовой работы., Ершова И.В – один из ведущих правоведов и специалистов в предпринимательском праве, а также других авторов.


Тема исследования - приватизация государственного и муниципального имущества.

Предметом исследования в данной курсовой работе является государственная и муниципальная собственность, являющаяся основным объектом приватизации в Российской Федерации.

Целью исследования является изучение приватизации государственного и муниципального имущества.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие и правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества.

2. Определение этапов приватизации государственной и муниципальной собственности.

3. Рассмотреть вопросы и темы приватизации.

4. Дать основные понятия и сущность государственной приватизации и общинной собственности.

5. Проанализировать проблемы приватизации в России и пути их решения.

Гипотеза: приобретение домовладения дает гражданам возможность эффективно инвестировать свои деньги, накапливать недвижимость, торговать на рынке недвижимости, владеть недвижимостью, использовать и продавать квартиры.

Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы.

Теоретическая основа приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации

Определение и правовые основы приватизации государственного имущества

Всестороннее изучение приватизации государственной собственности и муниципалитетов, ее роли в развитии предпринимательства невозможно без понимания приватизации в целом. Приватизация как теоретическая и практическая проблема связана с наличием в обществе особой политической организации - государства, с устранением негативных последствий ее функционирования. Приватизация, один из основных типов разгосударствления, представляет собой процесс все большего удовлетворения потребностей и интересов субъектов общественных отношений частными институтами общества путем передачи им функций, ранее принятых государством, его органами и должностными лицами.

Что касается самого понятие приватизации, то в соответствии со ст.1 Закона «О приватизации» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федерального имущества), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.[1]

Тем самым государственная или муниципальная собственность преобразовывается в частную. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».


Принципы приватизации отражены в ст. 2 Закона:

1. Приватизация основывается на признании равенства покупателей и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе.

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном законом[2].

Первый специальный закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» появился в июне 1991 года, и через год в него были внесены ряд изменений и дополнений.

Второй Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» конкретизировал приватизацию различных форм собственности. Данный закон изменялся, дополнялся и действовал до апреля 2002 года.

В настоящее время приватизация определяется Федеральным Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», который вступил в законную силу 04 августа 2016 года. Так же официально не отменены: Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ (утверждена Указом Президента РФ от 24.12.1993 года) и Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года (утверждены Указом Президента РФ от 22.07.1994 года).[3] Помимо Федерального Закона и Программы, правовое регулирование приватизации осуществляется многочисленными подзаконными актами. Следует отметить, что законодательные положения о процессе приватизации в последние годы не остались без изменений. Целесообразно сократить юридические положения о процессе приватизации на две группы. Первая общая часть включает в себя нормы, которые отражают статистику процесса приватизации, а вторая специальная часть - отражает его динамику.

Общая часть включает четыре блока правовых норм, которые служат необходимой предпосылкой для перевода процесса приватизации в активную плоскость.

Первый блок охватывает основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества.

Второй блок определяет правовой статус субъектов, которым от имени государства и муниципалитетов поручена приватизация государственной и муниципальной собственности соответственно.


Третий блок норм приватизации определяет физические лица - покупатели государственного и муниципального имущества.

Четвертый блок норм касается классификации имущества по возможности их приватизации.[4]

Особую часть составляют правовые нормы о динамике процесса приватизации, выраженные в его этапах, которые будут рассмотрены отдельно.

Таким образом, с формальной точки зрения в Российской Федерации разработана справедливая нормативно-правовая база, регулирующая приватизацию государственного имущества.

Субъекты и очередность приватизации государственного и муниципального имущества

В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества урегулированы следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
  • Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятиях в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»;
  • Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» и др.

Приватизация государственного и муниципального имущества означает дорогостоящее отчуждение имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципалитетам, принадлежащим физическим и (или) юридическим лицам.[5]

Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества.

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).


3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества»[6].

Под объектами приватизации понимается то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» не относятся:

  • земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
  • природные ресурсы;
  • государственный и муниципальный жилищный фонд;
  • государственный резерв;
  • государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;
  • государственное и муниципальное имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
  • культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество религиозного назначения, отчуждаемое безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях, а также отчуждаемое безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;
  • государственное и муниципальное имущество, отчуждаемое в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;
  • имущество, отчуждаемое государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, закрепленное за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  • государственное и муниципальное имущества, отчуждаемое на основании судебного решения;
  • акции, отчуждаемые в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом (ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).[7]