Файл: Понятие и значение приватизации( Теоретическая основа приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй подход - «тудовой» - предлагает такой критерий, как «рабочий» и «эксплуатационный» характер имущества. Понятие "трудовая собственность" может включать, помимо общественной и частной работы, коллективную собственность и действия. В принципе подходы «работа» и «традиционный» очень близки, поскольку основным критерием в них является наличие или отсутствие эксплуатации.

Третий подход, который по своему собственному критерию можно назвать «субъективным», существенно отличается от предыдущих. Он тяготеет к идентификации частной и индивидуальной собственности независимо от типа и способа производства.

Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с этим негосударственная собственность является частной (хотя и не вся - кооперативная собственность выделяется отдельно). Следовательно, под приватизацией понимается денационализация, то есть передача средств производства из государственной собственности в собственность акционеров, акционеров, коллективов, индивидуальных собственников, как сокращение государственного сектора. Именно такой подход кажется наиболее подходящим для оценки приватизации и механизма ее реализации в России. Необходимость приватизации для введения рыночных отношений в производство также определяется тем, что подавляющее большинство национальной экономики и почти все промышленное производство были сосредоточены на государственных предприятиях в России.[17]

Приватизация является элементом долгосрочного государственного регулирования. Коммерциализация федеральных предприятий и других видов государственной собственности, которые не подлежат приватизации, проявляется в том, что в рыночных условиях они добровольно действуют как субъекты предпринимательской деятельности.

Приватизация может быть массовой только при использовании разных методов (в частности, корпоратизации и конкурентных продаж). Приватизация не важна сама по себе, но как взаимозависимость между приватизацией и приватизацией - два возможных метода государственного влияния на формирование экономической структуры общества, в рамках приватизации, в отношениях между приватизированными и государственными предприятиями.[18]

Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.


Специфика ситуации в начале процесса приватизации в России характеризуется следующим: практическим отсутствием крупных частных компаний, слабостью частного сектора, отсутствием финансовых компаний и инвестиционных банков. Формализация и унификация структур экономической деятельности по-прежнему влияет на темпы и масштабы приватизации. Несколько методов приватизации приводят к передаче государственной собственности в «частную», «общую обыкновенную» или «обыкновенную акцию» собственность. Когда бизнес продается, происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование компании в корпорацию можно назвать формальной приватизацией, поскольку после выкупа акций бывшей государственной компании членами трудового коллектива оставшиеся акции остаются в государственной собственности и требуют времени для выкупа другими инвесторами.[19]

Содержание системы приватизационных отношений раскрывается через ее цели. В этом отношении приватизация - не цель реформы, а ее инструмент.

Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, большой переход крупных компаний к объединению произошел без их предварительной реорганизации или коммерциализации. Это не связывало задачи приватизации и демонополизации. Следует иметь в виду, что проблема демонополизации не может быть решена во всех секторах экономики, а не только путем ее сокращения. Взаимосвязь между приватизацией и демонополизацией настолько сложна, что использование методов, разрешенных программой приватизации, привело к разрушению существующих отраслевых научных комплексов, когда структурные подразделения покинули их.[20]

Приватизация в России сталкивается с рядом объективных препятствий. Прежде всего, масштабы предлагаемых преобразований несопоставимы с аналогичными процессами в других странах. Инфраструктура рынка капитала практически отсутствовала. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала предприятий с низким уровнем дохода. Не хватало финансовых ресурсов среди населения. Эти условия объясняют неизбежное неравенство в продаже государственной собственности и необходимость льгот для различных групп населения (трудовые коллективы, безработные и т. д.).[21]

Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее реализация приводит к созданию новой социально-экономической структуры национальной экономики. Приватизация сделала реформы необратимыми, потому что возвращение затронет интересы миллионов. Был искусственный спрос на инвестиции и некоторая концентрация прав собственности.


Существующий механизм приватизационного процесса в России соответствует балансу интересов различных групп и слоев населения.

Российская концепция приватизации объединяет два разнонаправленных подхода. Первый подход ориентирован на интересы трудовых коллективов приватизированных предприятий, второй - на задачи народной приватизации и уважения принципа социальной справедливости при распределении государственной собственности. Основной механизм на начальном этапе приватизации, механизм закрытого андеррайтинга и контрольные аукционы объединяет оба эти подхода. Стал сложнее выбор, когда приватизация компании в целом (или арендуемой собственности) стала наиболее сложной.[22]

Массовое преобразование государственных предприятий в акционерное общество создало возможность развития фондового рынка в Российской Федерации. Ограничения на продажу акций, приобретенных сотрудниками компаний на льготных условиях труда, были отменены. Отмена трехлетнего моратория на продажу акций способствовала выбору второго варианта акционирования большинством трудовых коллективов. Важным, в этой связи, для приобретения большей независимости приватизированными компаниями было принятие законодательства, регулирующего продажу земли.

2.2 Основные трудности приватизации в РФ

Отдельные государства живут и развиваются в первоначальных условиях, не повторяя судьбу других государств. И у каждого свои особенности приватизации. Российская приватизация, которой посвящена обширная литература, также имеет свои особенности. Они объясняют трудности, с которыми столкнулась приватизация в нашей стране, их результаты не являются удовлетворительными вообще.[23]

Во-первых, приватизация и другие реформы проводились в России без предварительной разработки хоть какой-то программы, часто спонтанно, методом «проб и ошибок». Значение, место и роль приватизации в преобразованиях общества и государства не были заранее определены.

Во-вторых, приватизация велась в обстановке острейшей политической конфронтации, при отсутствии консенсуса в обществе и государстве. Представители довольно-таки широких слоев населения выступали против приватизации вообще или методов ее проведения.

В-третьих, параллельно с приватизацией Россия осуществляла переход к новой общественно-политической формации. Он сопровождался сломом прежней советской государственной машины с ее аппаратом и законодательством, что вызывало чрезвычайные сложности в государственном управлении общественными процессами.


В-четвертых, приватизация шла поспешно, в крайне сжатые сроки, что неизбежно порождало всякого рода недоразумения, ошибки и злоупотребления.

В-пятых, и, возможно, самое главное, ранее при советской власти государственность глубоко проникла во все сферы общественной жизни, охватывая многие общественные отношения.

В результате разгосударствление и приватизация происходили одновременно во всех сферах жизни общества. В социальной сфере, например, в здравоохранении, жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовых услугах, торговле и общественном питании, частном деловом партнерстве и обществе, кооперативы все чаще занимают место государственных организаций.

В политической сфере после ликвидации монополии, объединенной с государством коммунистической партии, стали признаваться политическое разнообразие и многопартийность. В духовной сфере утверждалось идеологическое разнообразие, возникли и функционируют многочисленные частные и медиакультурные институты. Наиболее радикальная приватизация произошла в экономической сфере, первая была практически полностью национализирована. Здесь возникла проблема выбора пределов приватизации, которая, к сожалению, не была улажена и решена своевременно. Последствия приватизации в различных секторах общества неодинаковы.[24]

Приватизация государственного имущества продолжается. Важный урок в истории российской приватизации состоит в том, что углубленное изучение нормативных правовых актов, касающихся приватизации и их процедур, срочно необходимо лицам, занимающим государственные должности, должностным лицам, корпусу директоров еще приватизированных предприятий, а также лицам, выполняющим управленческие функции на уже приватизированных предприятиях.[25] Для устранения, насколько это возможно, дисбалансов в приватизации государственного имущества, возникающих в результате недостатков соответствующих правовых актов и практики их применения, для предотвращения новых ошибок, стоит знать не только действующую, но и существующую нормативно-правовую базу приватизации, ее происхождение и причины изменений.

Несмотря на некоторые положительные результаты, достигнутые в ходе приватизации государственного имущества, государство не смогло полностью достичь своих целей.

В результате, отсутствие института рыночной оценки приватизированной собственности значительно недооценило цену продажи недвижимости.


В то же время не было надежного механизма контроля надлежащего исполнения государственными покупателями своей собственности в условиях инвестирования. В результате инвестиционные средства были направлены не на развитие предприятий, а только «прокачаны» через счета этих предприятий. Используемая программа приватизации способствовала снижению производства, что поставило компанию на грань банкротства с вытекающими отсюда последствиями.[26]

Во время приватизации исполнительная власть неоднократно использовала методы продажи государственного имущества, которые не требуются по закону, в частности, аукцион по продаже залогового имущества. В результате такие меры привели к скрытой форме приватизации некоторых крупнейших компаний на неконкурентной основе по низким ценам.

До настоящего времени не было создано никакого механизма для эффективного управления государственными пакетами акций, в частности, создание представителей государственных интересов в органах управления публичных компаний с ограниченной ответственностью является неудовлетворительным. В результате нарушаются интересы государства, в частности сокращение доли государства в результате уменьшения доли государства.[27]

Несмотря на большую работу депутатов Государственной Думы в области законодательного обеспечения процесса приватизации, ряд проблем остается нерешенным, который должен быть решен в первую очередь. В частности, многие законодательные акты не отражают современное состояние социально-экономического развития в России, большое количество положений о защите государственных интересов и управлении государственной собственностью до сих пор неясно, ряд проблем связан с приватизацией части сельскохозяйственных земель и жилищного фонда, а также ссудой под залог,

Предлагается решить эти вопросы на третьем этапе процесса приватизации, который начался со вступления в силу новой редакции Федерального закона о приватизации государственного и муниципального имущества и Кодекса провинции.

Согласно Закону[28] все имущество делится на две категории. Первую категорию составляют государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, балансовая стоимость основных фондов которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, а также объекты федерального имущества, отвечающие иным устанавливаемым Правительством Российской Федерации критериям. При этом продавать федеральное имущество первой категории можно строго ограниченными способами. Вторую категорию составляет все остальное имущество, которое может продаваться всеми предусмотренными законопроектом способами.[29] Закон расширяет приватизационные инструменты (методы), предназначенные для привлечения малого бизнеса к приватизации. Такие методы включают продажу недвижимости посредством публичного предложения, продажу в условиях отсутствия конкуренции, продажу акций по результатам доверительного управления. Кроме того, ожидается поэтапное применение новых методов приватизации и только в тех случаях, когда имущество не было продано на аукционе. Рассчитаны продажи акций на валютных торгах, публичном размещении, продаже имущества по результатам доверительного управления и т. д.