Файл: Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий (Оперативно-розыскная деятельность: понятие и правовые основы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о прокуратуре любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. Поэтому в ходе ОРД нельзя осуществлять соответствующую проверку полученных сообщений (например, по ДОУ).

2.2. Условия, содержащие исключения из общих правил проведения оперативно-розыскных мероприятий

Законодатель предусмотрел две группы условий, которые содержат исключения из общих правил проведения ОРМ.

Первая группа — это условия, которые ограничивают осуществление конкретных ОРМ. Эти условия изложены в ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД; проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации соответствующего характера.

Первая группа условий гарантирует законность при осуществлении ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на частную жизнь. Непосредственно в ст. 8 указаны два обязательных условия: наличие судебного решения и наличие соответствующей информации[9].

Рассмотрим первое условие. Судебное решение выносится в форме постановления судьи. Постановление — это формализованный вывод (решение) судьи об итогах рассмотрения обращения (ходатайства) оперативного подразделения в суд для получения разрешения на проведение конкретного ОРМ, влекущего ограничение того или иного конституционного права человека и гражданина на частную жизнь (согласно ч. 4 ст. 9 ФЗ об ОРД по результатам рассмотрения оперативно-служебных материалов судья разрешает проведение ОРМ либо отказывает в его проведении).

При любом решении (как положительном, так и отрицательном) судья обязан вынести мотивированное постановление. Мотивированность постановления призвана объяснить, почему судья принял конкретное решение, почему использовал (не использовал) те или иные аргументы, т.е. постановление должно содержать объяснения и доводы в обоснование позиции, занятой судьей. Судья не вправе ограничиться, допустим, резолюцией (как разрешающей, так и запрещающей) на представленном ему оперативным подразделением постановлении. В постановлении судьи, которое может быть составлено в произвольной форме, тем не менее должно быть указано: какое конкретно ОРМ просит разрешить соответствующий ОРО; какие материалы представлены; можно ли на их основе сделать вывод о наличии условий, предусмотренных ст. 7 и 8 ФЗ об ОРД, и др.


Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения ОРМ одновременно с возвращением представленных им материалов (под инициатором проведения ОРМ следует понимать уполномоченного на то представителя ОРО, ходатайствовавшего перед судом об ограничении конституционного права гражданина). В обязательном порядке возвращается подлинник постановления и все без исключения полученные из ОРО оперативно-служебные документы. В случае необходимости с постановления могут быть сняты копии (их количество определяется фактической потребностью), которые регистрируются и хранятся по правилам секретного делопроизводства[10].

Постановление в обязательном порядке подлежит заверению печатью, т.е. на его тексте (как правило, в месте подписи судьи) должен быть проставлен ясно видимый оттиск гербовой печати суда, который санкционировал проведение ОРМ.

Кроме того, важное значение для практики имеет указание законодателя на срок действия вынесенного судьей постановления. Этот срок исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать 6 месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается (см. ч. 5 ст. 9 ФЗ об ОРД).

Срок действия, вынесенного судьей постановления — срок, в течение которого в соответствии с ФЗ об ОРД оперативное подразделение полномочно осуществлять конкретное ОРМ, ограничивающее конституционное право гражданина. ФЗ об ОРД предусмотрено исчисление такого срока как в сутках, так и месяцами. Прежде всего срок действия, вынесенного судьей постановления, исчисляется в сутках со дня его вынесения. В данном случае не принимаются в расчет те час и день, в который было вынесено судьей постановление с разрешением ограничения конституционного права гражданина. Срок действия постановления истекает в 12 ч ночи последних суток. Течение срока исполнения ОРМ не зависит ни от организации проведения конкретного ОРМ, ни от уголовно-процессуального срока производства по уголовному делу. Это означает, что срок действия, вынесенного судьей постановления не может быть прерван (приостановлен, продлен) в связи с отсрочкой, приостановлением или прекращением осуществления, разрешенного ОРМ или окончанием срока производства по уголовному делу (за исключением прекращения дела за отсутствием события или состава преступления).

Кроме того, срок действия, вынесенного судьей постановления не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. В данном случае срок истекает в соответствующее число месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, то в последние сутки этого месяца (например, при вынесении постановления 31 августа сроком на 6 месяцев этот срок истечет 28 февраля).


Законодатель допускает возможность превышения срока более чем 6 месяцев при условии непосредственного указания на то в самом постановлении. Как правило, ограничение конституционного права гражданина на более длительный, чем обычно, срок происходит при расследовании длящихся преступлений, а также с учетом иных обстоятельств, характерных для конкретной оперативно-розыскной ситуации. Причем в данном случае верхний предел срока действия, вынесенного судьей постановления в ФЗ об ОРД не установлен.

Заключение

Итак, подведем итоги о проделанной работе. Теория оперативно-розыскных мероприятий - это частная теория оперативно-розыскной деятельности, представляющая собой систему знаний, положений о понятиях, видах, принципах, участниках, основаниях и условиях, организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, о представлении и использовании их результатов, образующая самостоятельный раздел науки оперативно-розыскной деятельности.

Объектом теории оперативно-розыскных мероприятий являются общественные отношения, возникающие при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и использовании их результатов.

Предметом теории оперативно-розыскных мероприятий являются: закономерности возникновения оперативно-розыскных мероприятий и потребности их проведения; закономерности практики проведения оперативно-розыскных мероприятий; закономерности использования результатов оперативно-розыскных мероприятий в оперативно-розыскной деятельности, уголовном процессе и других видах деятельности; закономерности развития законодательства, регламентирующего порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий; закономерности систематизации теоретико-методологических работ об оперативно-розыскных мероприятиях; закономерности дальнейшего развития оперативно-розыскных мероприятий.

Оперативно-розыскное мероприятие - это составная часть оперативно-розыскной деятельности, сведения об организации и тактике которой составляют государственную тайну, представляющая собой совокупность действий специально уполномоченных на то государственных органов и их должностных лиц, осуществляемых с соблюдением регламентированных законом оснований и условий, отвечающая нормам морали и нравственности и непосредственно направленная на достижение целей и разрешение задач оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскное мероприятие представляет собой основную категорию теории оперативно-розыскных мероприятий.


Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий подразделяются на общие и специально предусмотренные. Общие условия относятся ко всем без исключения оперативно-розыскным мероприятиям. Специально предусмотренными являются условия, определяющие особые правила проведения некоторых мероприятий.

Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий зависят, в первую очередь, от ограничения при их проведении конституционных прав человека.

Мероприятия, проводимые в процессе ОРД, нуждаются в организации. От того, насколько тщательно спланировано их проведение, зачастую зависит их окончательный результат.

Таким образом, цели и задачи, поставленные в работе, достигнуты, тема раскрыта.

Список используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 03.08.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.
  3. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О Федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 15. – Ст. 1269.
  4. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 23. – Ст. 2102.
  5. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от  23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.
  6. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О Следственном комитете Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 1. – Ст. 15.
  7. Указ Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013 (ред. от 27.02.2018) // «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 32. – Ст. 3314.
  8. Авдонкин В.С. Сущность, задачи, правовая основа и принципы ОРД: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2018. – 288 с.
  9. Авдонкин В.С., Бобренев В.А., Диордиева О.Н. и др. Предмет теории оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. – М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. – 434 с.
  10. Артемьев А.М. К вопросу об определении сущности правоохранительной службы и ее структуры // Российский следователь. – 2014. – № 2. – С. 29-32.
  11. Багмет А.М. Место следственного комитета Российской Федерации в системе правоохранительных органов Российского государства // Российский следователь. – 2015. – № 9. – С. 45-47.
  12. Безлепкин Б.Т. Использование в доказывании результатов ОРД: Учебник. – М.: Юристъ, 2014. – 499 с.
  13. Газетдинов Н.И. Значение понятия «Правоохранительные органы» для образовательного процесса и юридической практики // Российская юстиция. – 2014. – № 4. – С. 64-67.
  14. Грудцына Л.Ю. Судебная защита прав и свобод личности: теоретический аспект // Законодательство и экономика. – 2017. – № 2. – С. 26-31.
  15. Гусев А.В. Правовой статус правоохранительных органов исполнительной власти: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2017. – 23 с.
  16. Гусев А.В. Проблемы реализации международных договоров межведомственного характера правоохранительных органов исполнительной власти // Российский юридический журнал. – 2010. – № 5. – С. 106-108.
  17. Евстафиади Я.К. О необходимости законодательного закрепления системы правоохранительных органов России // Административное и муниципальное право. – 2015. – № 6. – С. 603-608.
  18. Исаенко В.Н. О совершенствовании законодательного обеспечения правоохранительной деятельности // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 9. – С. 162-166.
  19. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. В.П. Божьева, М.: Юрайт, 2016. – 561 с.
  20. Фокин В.М. Использование в доказывании результатов ОРД: Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 784 с.
  21. Шамардин А.А., Гуськова А.П. Оперативно-розыскная деятельность: Учебное пособие. – Оренбург, 2016. – 275 с.
  22. Щукин В.В. Правоохранительная служба в системе государственной службы Российской Федерации // Российский следователь. – 2016. – № 6. – С. 56-59.

  1. Авдонкин В.С., Бобренев В.А., Диордиева О.Н. и др. Предмет теории оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. – М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. – С. 28.

  2. Авдонкин В.С., Бобренев В.А., Диордиева О.Н. и др. Предмет теории оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. – М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. – С. 131.

  3. Авдонкин В.С., Бобренев В.А., Диордиева О.Н. и др. Предмет теории оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. – М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. – С. 57.

  4. Безлепкин Б.Т. Использование в доказывании результатов ОРД: Учебник. – М.: Юристъ, 2014. – С .19.

  5. Безлепкин Б.Т. Использование в доказывании результатов ОРД: Учебник. – М.: Юристъ, 2014. – С. 93.

  6. Безлепкин Б.Т. Использование в доказывании результатов ОРД: Учебник. – М.: Юристъ, 2014. – С .12.

  7. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. В.П. Божьева, М.: Юрайт, 2016. – С. 76.

  8. Шамардин А.А., Гуськова А.П. Оперативно-розыскная деятельность: Учебное пособие. – Оренбург, 2016. – С. 101.

  9. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. В.П. Божьева, М.: Юрайт, 2016. – С. 84.

  10. Шамардин А.А., Гуськова А.П. Оперативно-розыскная деятельность: Учебное пособие. – Оренбург, 2016. – С. 82.